Я — человек говорливый. Из тех, про которых говорят, «за словом в карман не полезет». Резкие замечания и хлёсткие ответы на оскорбление возникают в моей голове моментально.
С тех пор, как пришла к вере, стараюсь сдерживаться. Потому что зачастую мой ответ несоизмеримо злее нанесённой мне обиды. Промолчать иногда удаётся, но желание высказаться никуда не пропадает.
Так однажды я сильно поругалась с давним знакомым, Антоном. Причина, как часто бывает, того не стоила. Даже не вспомню, с чего всё началось. Но конфликт нарастал. Он припоминал мне старые обиды. Распаляясь, придумывал новые.
Я отбивалась, как могла, стараясь не оскорблять в ответ. Моё такое спокойное поведение ещё больше выводило его из себя. А я с трудом сдерживалась.
Расстались. Не общались месяц. А тут Прощёное воскресенье грядёт. Думаю про себя: «Наверняка напишет дежурное "прости", ну уж тогда я выскажу всё, что думаю. Всё, о чем промолчала».
Стала в заметках на телефоне записывать мысли, чтобы ничего не забыть. Всю свою злость выплеснула и ждала момента предъявить написанное.
В долгожданное воскресенье с утра отправилась на литургию. А мне служба — не служба. Всё дописываю своё гневное письмо. Боюсь что-то упустить, придумываю новые обороты. Ярость переполняет. Только бы до конца службы достоять, и тогда... Может, даже от него не буду дожидаться сообщения, сразу своё отправлю.
В душе торжествую, представляя, как вытянется его лицо от прочитанного. Как он осознает свою вину и будет уничтожен моими обличениями. И вот уже все подходят к кресту. Я одна из последних. Приложилась. Ничего не вижу вокруг. Вся в своих мстительных мыслях. И вдруг меня кто-то крепко берёт за руку и горячо на ухо шепчет: «Молчи». Оглядываюсь и взглядом встречаюсь с нашей пожилой прихожанкой. Мы давно знакомы. Она хорошо знает меня и мой взрывной характер.
Не понимаю, к чему она мне это сказала, ведь я и так молчала:
— Простите, что?
— Молчи. Всё пройдёт, всё забудется. Лет через десять ты не вспомнишь об этом, если промолчишь. А сказанное слово будет жить вечно. И мучить тебя.
Я неуверенно поблагодарила за непрошеный совет и отошла. Стала обдумывать сказанное. В этот момент пришло сообщение от Антона: «Прощёное воскресенье. Прости меня». Так я и думала. А что теперь ответить?
Перечитала свой опус. Грубовато, конечно, да ещё для такого дня. Быстро напечатала: «Бог простит, и я прощаю, и ты меня прости». Формально, зато без оскорблений и скандала. Таким и стало наше общение — ровное. Мы отдалились, но зато не были в ссоре.
Как-то раз, спустя несколько месяцев, Антон мне признался:
— Я так от тебя устал. Каждый день в мыслях с тобой разговариваю. Продумываю диалоги, строю разговор. Это невыносимо.
— Не стоит. Было и было. Все в прошлом. Не переживай.
И тогда я вспомнила ту пожилую женщину в храме. Ситуация забылась, действительно. А слова продолжают жить. Чувство вины мучает обидчика. В запале многое сказано зря. И он ходит по кругу своих неспокойных мыслей.
Первый стих Евангелия от Иоанна звучит так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Это драгоценный дар Божий. Осознаём ли мы, как щедр к нам Господь? Словом можно и ободрить, и обнять, и даже убить человека. Ведь мы не знаем, как на наше оскорбление отреагирует наш противник. А вдруг для него это последняя капля. Поэтому так важно, особенно в гневном состоянии, промолчать. Стараться сохранить мирный дух.
А если уж молчать невмоготу, взывать к Господу, чтобы вложил в наши уста правильные слова.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM