
Нина Юркова
Прошлой осенью мы с крёстной задумали поездку в Александро-Свирский монастырь.
Путь неблизкий: вылетев из Москвы утром, добрались до места только к концу вечерней службы. Когда вошли в обитель, зазвонил колокол.
— Какой минорный звон, никогда раньше не слышала... — сказала крёстная.
Я тоже раньше не слышала такого звона. Будто все вокруг замерло, и внимательно слушало звонаря вместе с нами. Было скорбно, но не на разрыв — а величественно так. Монастырь молчал, отражаясь в реке. Молчал лес. Мы вошли в храм.
Святой Александр Свирский основал этот монастырь в 16-м веке. В нем же спустя время, и упокоился. Нетленные мощи святого пережили 6 эпох и всех правителей разного масштаба — от Ивана Грозного до Сталина. Пережили нескончаемые экспертизы на подлинность от коммунистов, и даже попытку спрятать их в анатомическом музее. Но все же, промыслом Божиим, в конце концов были возвращены обратно в монастырь.
Когда мы с крестной переступили порог храма, там шла уборка. Мы приблизились к ковчегу с мощами. Я обратила внимание, что он устроен немного иначе, чем остальные: часть мощей под стеклом не покрыта платом, и можно рассмотреть облачение святого, открытые кисти рук и ступни.
Поймала себя на мысли: интересно, что за чувство — приложиться прямо к руке святого, который жил шестьсот лет назад?
На следующий я это испытала. После службы мы остались помочь с уборкой, и в какой-то момент по храму пронеслось: «идите скорей, мощи открыли!»
Было одновременно трепетно и немного жутко. Я дотронулась до руки и стопы святого Александра Свирского. Отошла в смятении — они будто были живые и теплые. Это ощущение встречи со святым, который жил шесть веков назад и реального от него благословения, сопровождало меня все оставшиеся до отъезда дни. Как будто времени не существовало.. Для Бога и любящих его — точно нет.
Когда пришло время возвращаться домой из Санкт-Петербурга в Москву, чтобы скоротать время до рейса, мы решили зайти в Эрмитаж. Путь на выставку импрессионистов проходил через зал древнего Египта. Огромные саркофаги, и мелкие находки, вроде палеток для макияжа. На витрине, под стеклом — мумия. Кажется, жреца.
Мне неизвестно, как он прожил свою жизнь. Но, судя по богатой гробнице, наверное, комфортно. Неизвестно, каким человеком он был, что думал и чувствовал. Каким был его последний вздох. Но вот, передо мной гробница. Под стеклом — забальзамированные останки. Усохшее тело пропитано специальными химикатами. Скрюченные пальцы будто хватаются за ускользающую жизнь. Кажется , рот замер в беззвучном крике. Особый температурный режим бережёт от распада. Рукотворное нетление. Пронзительное ощущение непокоя, жалости и отторжения. Торжества смерти.
От гробницы жреца я отошла, прокручивая в голове строки из 102 псалма:
«Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.»
И эти слова в псалме, который сам весь — ликование о Боге, будто отрезвляющий ветер. Помни, как всё коротко: пожил и умер. И никто не вспомнит. А дальше что ждет? В последние дни я, словно увидела два пути.
Нетленная рука святого, и сжатые узлом пальцы мумии. Вечная жизнь или вечная мука. Выбор только за нами. И помоги нам, Господи, в нём не ошибиться!
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Совместима ли любовь со строгостью? Зачастую в детстве, когда родители бывают строгими, нам кажется, что не совместима, но как дела обстоят на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Люди, которые имеют опыт написания настоящих больших писем, легко расслышат в прочитанном отрывке интонации, которыми обычно эти самые письма завершаются. Апостол обращается к ученикам с последними наставлениями, кого-то рекомендует, кому-то передаёт приветы. Всё, как делаем мы сегодня, когда пишем письма. В то же время, по своему эмоциональному настрою и даже по самим рекомендациям, которые мы слышим, речь его может показаться непоследовательной. Я имею в виду следующее. Вначале апостол говорит ученикам, что всё у них должно быть с любовью... А в конце говорит: кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, то есть пусть будет отлучён от церковного общения. Какая-то странная выходит любовь, строгая, отлучающая. Но действительно ли в словах апостола есть непоследовательность?
Многие из нас знают слово «идентичность», которое обозначает соотнесение человеком себя с той или иной группой: религиозной, культурной, спортивной и любой другой. У группы, как это обычно бывает, есть отличительные признаки, которым человек призван соответствовать. Даже если это просто группа филателистов, тебя признают своим только если ты будешь собирать марки. В подобных вещах нет ничего плохого и вносящего лишние разделения, просто мы проводим границы, чтобы различать. Если никаких границ и признаков не будет, многие слова перестанут иметь всякий смысл: можно будет быть спортсменом, не занимаясь спортом или музыкантом, совершенно ничего не понимая в музыке. Впрочем, в современном мире всё чаще встречаются подобные вещи. Людям кажется, что реальность зависит от их внутренней позиции, от того, что они думают о себе. Называй себя верующим и даже христианином и верь во что хочешь... или наоборот не верь. Удивительным образом получается так, что можно встретить христианина, который не верит в воскресение мёртвых, не доверяет Священному Писанию, не считает Иисуса Христа Богочеловеком... Что приводит к размыванию самого понятия «христианин» и ко всё большему расхождению фантазий с реальностью, а значит и к тому, что плодов такая христианская жизнь приносить не будет. Но если это так, не будет ли как раз проявлением подлинной любви, то есть желанием блага и спасения, сказать такому человеку правду о его состоянии? Неслучайно ведь апостол с этого и начинает, когда призывает учеников быть внимательными, устойчивыми в вере, мужественными и твёрдыми. Все эти призывы, в разных формах, сводятся к тому, чтобы ученики Христовы не изменяли своему христианству и были верны апостольской проповеди. И уже тех, кого Павел призвал к этой верности, он призывает также к любви. «Всё, — говорит Павел, — да будет у вас с любовью». И под этим всем мы понимаем не только помощь, жертвенность и готовность служить, но также и честность с теми, кто, называя себя верующими, не хочет вере соответствовать. Здесь нет речи об обличении или осуждении, но о подлинной заботе, ведь только тот, кто понимает своё истинное положение, может осознанно и свободно последовать за Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сесть на коня, чтобы вновь научиться ходить

Андрей — ветеран специальной военной операции. В зоне конфликта он получил тяжёлые травмы позвоночника. На ноги мужчина встал, но его одолевала сильная боль.
Год назад он приехал в центр реабилитации «Целебный Ессентуки», который находится в Ставропольском крае. Это проект Пятигорской епархии. В центре бесплатно помогают детям и взрослым с инвалидностью. Однако реабилитация здесь не совсем обычная — она проводится при участии лошадей и называется иппотерапией. Её Андрею рекомендовал лечащий врач.
«Я не сильно верил в успех, но решился, — рассказывает мужчина. — Легче стало уже после второго занятия. А через три месяца занятий верхом прошла невыносимая боль».
Успех Андрея — не исключение. Иппотерапия помогает тяжелораненым восстанавливаться после травм и справляться с последствиями стресса. У них получается в разной степени возвращать утраченные навыки. Например, мужчина, который не мог даже сидеть, через год занятий начал ходить. Кроме этого, добрая атмосфера в центре, искреннее участие его сотрудников, общение с лошадьми способствуют и психоэмоциональному восстановлению. Многие взрослые, приезжая сюда, видят, как дети с инвалидностью упорно занимаются и добиваются невероятных результатов в развитии: пятерым воспитанникам сняли диагноз «аутизм». Мужество и успехи детей вдохновляют раненых и дарят им надежду!
Центр реабилитации «Целебный Ессентуки» работает уже 6 лет при поддержке добрых людей. Сейчас центру тоже необходима помощь. Чтобы проект продолжал работу, важно оплатить труд инструкторов и запасти корм для лошадей на зиму. Ваше участие подарит возможность людям, получившим тяжёлые ранения в зоне конфликта, вернуться к нормальной жизни. Поддержать проект можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«13-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.16:13-24) и Евангельского (Мф.21:33-42) чтений в тринадцатое воскресенье по Пятидесятнице, о совершении молебна о сохранении творения Божия, о днях памяти Обора Московских святых, преподобного Пимена Великого, Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Седмица