История о том, как человека проглотил кит – одна из самых необычных в Библии. Это случилось в восьмом веке до Рождества Христова. Глас Божий указал пророку Ионе отправиться в столицу Ассирийского государства, город Ниневию и призвать ее жителей к покаянию. Но пророк испугался. Ведь Сам Господь сказал, что жители Ниневии творят страшные злодеяния. Идти в это осиное гнездо Ионе совсем не хотелось, и он бросился бежать, а точнее сел на корабль, чтобы уплыть как можно дальше от этой ужасной Ниневии и ее жителей.
Устроившись в трюме, пророк сладко спал, когда на море разыгралась настоящая буря. Моряки молились, но шторм не стихал. Тогда капитан судна спустился в трюм, разбудил пассажира и попросил его помолиться вместе с командой. Иона не обладал отчаянной храбростью, но был человеком честным. Он сразу понял, что буря разыгралась из-за него, и признался в этом. «Возьмите меня, и бросьте в море!» - смирено сказал он морякам. Те долго не решались на этот шаг, но буря не утихала, а пророк настаивал. Наконец, моряки бросили пророка за борт. Море тут же успокоилось.
Пророк Иона не погиб. В Библии говорится, что Господь повелел большому киту поглотить его. Иона провел во чреве кита три дня и три ночи, и все это время незадачливый беглец горячо молился, прося Бога простить его за непослушание. И Господь внял его молитве. В третий день зверь подплыл к берегу и изверг пророка на сушу.
Многие из тех, кто читал «Книгу пророка Ионы» задавались вопросом: можно ли быть проглоченным китом и выжить? Оказывается, можно. В апреле 1947 года американский журнал «Естественная история» опубликовал статью, которая приковала внимание зоологов.
Комментарий эксперта:
В статье приводился рассказ китобоев о том, как в 1891 году огромный кашалот потопил у берегов Аргентины шлюпку с китобойного корабля «Звезда Востока». Когда матросы потопленной шлюпки добрались до корабля, оказалось, что один из них исчез. Китобои не собирались прекращать охоту и, в конце концов, убили кита. А на следующий день, разделывая его тушу, они обнаружили в ней своего товарища. Он был жив! Несчастный находился без сознания, а кожа на открытых местах стала белоснежной под действием желудочного сока животного. Впрочем, больной вскоре пришёл в себя, а через месяц окончательно поправился.
В «Книге пророка Ионы» не указано, какой именно кит проглотил человека. Зоологи утверждают, что это не мог быть голубой кит. Крупный объект просто не пролезет ему в глотку. Более вероятным кандидатом выглядит кашалот. Среди моряков до сих пор жива легенда о живом человеке, извлеченном из тела кашалота в 1758 году в Средиземном море. И все-таки, по мнению ученых, человек, проглоченный кашалотом, неизбежно должен умереть если не от едкого желудочного сока, то по крайней мере от недостатка воздуха. Может быть, у зоологов есть другие версии?
Комментарий эксперта:
Теоретически это может быть финвал, второй по величине вид кита. Финвал, достигающий 26 метров в длину, дышит воздухом, поэтому в голове у него есть воздушная камера, являющаяся расширением носовых полостей. Прежде чем проглотить предмет, кит проталкивает его в эту камеру. Об этом пишет в своей книге «Тайны четырех океанов» моряк и писатель Владимир Шигин. В этой камере вполне может поместиться взрослый человек. Но есть и более интересная деталь. Если в такую воздушную камеру попадает предмет слишком крупный, чтобы пройти дальше, то финвал изрыгает его обратно. Именно это и произошло с Ионой.
Есть и другой кандидат на роль живой подводной лодки – косатка. Это крупнейшее плотоядное млекопитающее семейства дельфиновых. Косатка запросто заглатывает тюленя весом в три центнера, а ее желудок устроен так, что имеет предварительную камеру, своего рода склад, где хранится добыча до того, как пойдет в пищу.
История пророка Ионы долгое время воспринималась как чудо. Но ученые убеждены, что с научной точки зрения в ней нет ничего невероятного. Человек действительно может выжить, побывав во чреве кита. Впрочем, смысл самой истории от этого не меняется. Пример Ионы учит нас тому, что у Господа все возможно. Главное – не отказываться от пути, предначертанного нам Богом, и тогда Он непременно услышит нас и не оставит Своей милостью.
Автор: Игорь Маранин
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 215 зач., VI, 11-18.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Красной нитью сквозь всё письменное наследие апостола Павла проходит рассуждение о превосходстве веры над делами закона. Но что именно имеет в виду Павел, когда говорит о возможности достижения спасения с помощью веры? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Галатам. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
11 Видите, как много написал я вам своею рукою.
12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.
Выражение «красная нить», ставшее метафорой и служащее для обозначения сквозной мысли для литературного произведения или продолжительной устной речи, было популяризировано немецким писателем Гёте. Но, справедливости ради, не им придумано. Гёте взял образ красной нити из окружающей действительности. А именно — во времена жизни немецкого классика в английском флоте было принято использовать верёвки и канаты с вплетённой в них красной ниткой. Она являлась знаком, что данные снасти есть собственность британской короны. Убрать красную нить из той или иной верёвки можно было только, распустив эту веревку полностью. Что не имело никакого практического смысла.
Красной нитью, то есть сквозной мыслью, письменного наследия апостола Павла является убеждённость в превосходстве веры над делами закона. Но это превосходство вовсе не выражается в том, что заповеди должны быть отменены. Речь идёт об ином. А именно — о том, что тот или иной поступок, даже самый благочестивый по форме, без веры, любви к Богу и людям может превратиться в нечто бессмысленное и даже вредное, губительное. Об этом апостол, в частности, рассуждает в прозвучавшем отрывке из послания к Галатам.
Галаты считались во времена Павла молодой народностью. Они были потомками галлов, насильно переселённых в Малую Азию властями Римской империи. Галаты долгое время страдали от синдрома народа без истории и родины. Но в данном положении дел имелись и преимущества. Галаты не были обременены прошлым, могли спокойно начать всё с чистого листа. Что они и сделали, приняв христианство с радостью и благодарностью Богу.
Но не всем нравилось то, что случилось с галатийским народом. В Галатию прибыли иудейские миссионеры, которые стали проповедовать местным жителям необходимость соблюдения ветхозаветных заповедей. Не только закона Моисея, но и талмудического предания. Причём, без какого-либо осознанного восприятия. Такие нормы, как обрезание, субботний покой, кошерная еда, преподносились как нечто самоценное, обязательное и в религиозном плане спасительное.
Апостол Павел был до глубины души возмущён деятельностью иудейских проповедников и с помощью послания постарался оградить галатов от губительного влияния лжемиссионеров. Апостол пишет данный текст собственноручно несмотря на то, что руки его были травмированы тяжёлым ремеслом по изготовлению палаток-шатров. Павел даже извиняется, что пишет много, то есть крупно, размашисто. Но тема была очень важной.
И апостол доказывает галатам, что ветхозаветные нормы устарели, а любое внешнее проявление религиозности должно основываться на милосердии, понимании, любви. А ещё настоящая вера никогда не призывает самоутверждаться за чей-либо счёт. В данном отношении Павел ссылается на смысловую красную нить жизни и служения Христа, Который всегда проявлял уважение к людям, отделял человека от его ошибок и призывал более заботиться о сути, нежели о форме. Вот и своих читателей, а вместе с ними и нас апостол просит не подменять содержание формой, но в любое религиозное действие вкладывать чистое сердце и искреннюю веру в Господа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Просто о Канте». Интервью с В. Балановским
Гость программы — Валентин Балановский, кандидат философских наук, доцент Балтийского федерального университета имени И. Канта.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Поможем храму Казанской иконы Божией Матери в селе Курба
Фонд «Белый ирис» много лет занимается восстановлением старинных храмов в российской глубинке. Среди его подопечных — церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области. Это уникальный памятник русского зодчества, пострадавший во время печальных событий в XX-м столетии и чудом устоявший. В храме сохранилась часть убранства — древние росписи. Уцелела и местная святыня — чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в XVII веке.
В 30-е годы прошлого века, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе Васильевское. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих людей.
«В этом году, по весне, исцелилась от рака женщина, врач, — поведал местный священник, отец Иоанн. — Её ждала операция, и гарантий на выздоровление было очень мало. Как любой человек, который получает такую информацию, она цеплялась за любую возможность спастись. Придя в наш храм, женщина долго молилась и плакала перед иконой, а вернувшись в Москву, на последнем обследовании перед операцией услышала, что опухоль у неё исчезла».
В 2019 году Курбскую святыню — Казанскую икону Божией Матери — отреставрировали на деньги многих неравнодушных людей. Благодаря этому икона, который почти 400 лет, ещё долгие годы будет дарить утешение и радость верующим. Теперь важно помочь и местному Казанскому храму. Когда его восстановят, чудотворная икона, вернётся сюда, в свой родной дом. Поддержать возрождение храма в селе Курба Ярославской области можно на сайте фонда «Белый ирис»: https://nasledie-iris.org/projects/kazanskij-hram-ukreplenie-fundamentov/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов