Я люблю ездить в Дивеево. Особенно трепетно для меня — пройти по канавке. Как рассказывает нам летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, здесь Царица Небесная Своими стопочками прошла, взяв в удел Себе эту обитель.
— Кто Канавку эту с молитвой пройдёт да полтораста Богородиц прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев, — говаривал великий старец, преподобный Серафим Саровский о Святой Канавке.
Когда я первый раз взялась исполнить это правило, мне показалось, что все — предельно просто. Шла и читала. Вот только, канавка закончилась. А я и половины правила не прочла. Не получилось. А почему?
Канавка в длину — 725 метров. Не такая уж короткая. У других получается.
— В чем же дело? — подумала я — Ведь батюшка Серафим не мог оставить невыполнимое правило. Буду пробовать.
— Богородице, Дево, радуйся... — начинаю я читать про себя — Ой, как красиво тут все посажено — промелькнуло в голове. Возвращаюсь к молитве:
— ... Господь с Тобою, благословенна Ты в женах... — а рой мыслей продолжает жужжать — мне ещё надо на источник успеть, записки подать и в музей попасть. Снова возвращаю мысли к молитве:
— ... и благословен плод чрева Твоего... — а еще надо за крестников помолиться, проносится в мыслях — ... яко Спаса родила еси душ наших.
После таких мыслей я отсчитываю вторую или третью бусину на браслете в счет одной из ста пятидесяти прочитанных молитв.
— Нет, так мне никогда не успеть полторы сотни молитв прочитать.
Ум, глаза, мысли скользили будто опытный серфер по волнам бытовых проблем, похищая внимания у молитвы, за которую обещана благодать трех земных уделов Богородицы. Ещё и ещё пробуя держать в уме только текст одной молитвы, я продолжала идти по Святой Канавке.
И тут мне стало ясно, что, когда большим усилием воли, я молилась только Архангельским приветствием Царицы Небесной, времени у меня хватило не только на полтора ста молитв, а еще свободно рассмотреть дивные виды монастыря до окончания Канавки.
Вот оказывается в чем заключается труд молитвы. В сохранении внимания на том, что ты читаешь и к Кому обращаешь свои молитвы. В жесточайшей борьбе с роем помыслов и псевдо-важных в этот момент дел. Но выстояв эту даже короткую по времени битву, человек выходит победителем и отстранив ненужное и пообщавшись с Богом. И обретя бесценный опыт сосредоточенной молитвы, который так важен в христианской жизни!
Автор: Екатерина Каштанова
Все выпуски программы Частное мнение
Удмуртский приход святых первоверховных апостолов Петра и Павла города Ижевска
Есть на Земле места, где славят Бога на своем родном языке. В городе Ижевске — это Удмуртский приход святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Поначалу богослужения здесь совершались на русском языке, но со временем, благодаря тому, что в приходе есть свой «богослов», протодиакон Михаил Атаманов, который перевел тексты Священного Писания на свой родной язык, службы стали осуществляться на удмуртском языке. В Никольский храм, расположенный в столице Удмуртии рядом с собором святого благоверного Великого Князя Александра Невского, прихожане собираются отовсюду, и с окрестных сел и из города Ижевска. Они приходят в храм задолго до службы, общаются, делятся своими радостями и печалями, и затем, все вместе, дружно, мирно, радостно, участвуют в совместной молитве. Атмосфера в этом храме необыкновенная, она говорит сама за себя, и не надо понимать слова, чтобы чувствовать, что здесь всех объединяет любовь к Богу и друг к другу.
О том, как в приходе учились петь на удмуртском языке, о том, какие замечательные творческие люди здесь собрались во главе с настоятелем храма протоиереем Павлом Григорьевым, наша программа.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Николаев. «Впервые по снегу»
— Мама, посмотри на картину художника Бориса Николаева, она называется «Впервые по снегу»! Узнаёшь? У нас дома в альбоме с фотографиями такая открытка есть!
— Да, верно, Лиза. Получается, что старая карточка с зимним деревенским пейзажем, которая у нас хранится с незапамятных времён — не просто рисунок! Это репродукция настоящего полотна, написанного маслом. Удивительное открытие подарила нам Пензенская картинная галерея!
— Так странно видеть знакомое изображение в увеличенном размере! Я, когда маленькая была, очень любила разглядывать эти деревянные домики, тропинки в глубоком снегу. Придумывала всякие истории про мальчика, который катается на лыжах, хотела с ним познакомиться.
— А моя мама, твоя бабушка Аля, в малыше на переднем плане видела себя в детстве. Говорила, что у неё было такое же красное пальтишко и широкие ватные штаны. Карапуз шагает неловко, руки расставил в стороны, как крылышки, того гляди упадет. Но с ним рядом молодая женщина, она готова в любой момент поймать своё сокровище. Смотрит на ребенка и смеётся, счастливая. Мама уверяла, что героиня похожа на её маму, Капитолину Васильевну.
— Мою прабабушку?
— Да. Фотографий бабы Капы не сохранилось, семейный архив потеряли при переезде. И открытка для мамы была памятью о детстве.
— А на какие годы пришлось её детство?
— Мама родилась в 1954-ом. А когда была написана картина... Здесь где-то должно быть указано, сейчас очки достану...
— Позвольте, я вам подскажу. Борис Александрович Николаев написал свою работу «Впервые по снегу» в 1953 году. Простите, что вмешался, вы говорили о сокровенном. Но всё сказанное вами мне очень близко. Моя мама чуть постарше вашей.
— Значит, и она росла в ту эпоху, что запечатлена на картине.
— Да, в пятидесятых. Борис Николаев собрал на полотне «Впервые по снегу» многие приметы тех лет.
— Какие приметы?
— Например, строительство — оно шло повсеместно, страна восстанавливалась после Великой Отечественной войны. И на картине изображён свежий сруб нового дома на деревенской улице, подъёмный кран на горизонте в окружении высотных домов.
— Строили много, но до комфортной жизни было ещё далеко — вон, женщина на заднем плане воду несёт в вёдрах на коромысле.
— Трудностей хватало.
— А главная героиня картины так улыбается, будто у неё нет никаких проблем.
— Потому что она любуется своим малышом.
— В этой улыбке сокрыто больше, чем радость материнства. Героине по виду лет тридцать, значит, она пережила военное лихолетье. Можно предположить, что женщина трудилась на оборонном заводе или работала медсестрой в госпитале. Она ещё помнит гул немецких бомбардировщиков над головой и душа её ликует, что этот страх остался в прошлом. Что ребенок растёт под мирным небом.
— Эти чувства были знакомы женщинам в Москве и Ленинграде, Саратове и Ярославле.
— И в Пензе тоже, ведь именно здесь Борис Николаев создал своё полотно. Он написал картину «Впервые по снегу» вскоре после окончания художественного училища. Молодой живописец смог передать общее настроение, витавшее в воздухе — радость мирной жизни, надежду на будущее. Потому и выпустили репродукцию картины на открытках тиражом в пятьсот тысяч экземпляров!
Картину Бориса Николаева «Впервые по снегу» можно увидеть в Пензенской областной картинной галерее имени Константина Савицкого
Все выпуски программы: Краски России
Дым Отечества. Татьяна Любомирская
На протяжении долгих зимних месяцев, заполненных работой, домашними делами, бытовыми проблемами и прочими поводами для беспокойства, наверно, каждый житель северных регионов мечтает об отпуске в теплых краях. Полежать на пляже в шезлонге, тихо плыть за буйки в бирюзовой морской воде, жить в хорошем отеле, каждый день есть свежие фрукты, в волю отсыпаться... Да мало ли удовольствий сулит нам отдых на морском побережье!
В этом году Господь помог провести отпуск именно так, как я мечтала зимой. Оказавшись после долгого перелёта в жарком субтропическом климате другой страны, увидев пальмы, лазоревую морскую гладь, неподвижную, как озеро, изрезанные вершины гор, я подумала: «Вот он, рай! Как же здесь хорошо! Счастливые люди, которые круглый год живут среди такой красоты!».
Первые несколько дней я наслаждалась отдыхом. Спать, есть вкусную еду, лежать под солнышком, не думать о плохом ‒ вот настоящий отпуск! Даже купание в море было каким-то ленивым. Царил штиль, и можно было плыть, не прилагая усилий. Солёная морская вода сама держала на поверхности. Мне казалось, что я могла бы провести так всю жизнь и быть счастливой.
Но примерно на пятый день однообразное времяпрепровождение начало приедаться, а жаркое солнце раздражать. На шестой я уже без всякой охоты ныряла в море. А на седьмой ‒ мне отчаянно захотелось назад, в Москву, в свою неидеальную, проблемную, но зато мою жизнь.
Вот уж воистину — в гостях хорошо, а дома лучше! Едва самолет приземлился в московском аэропорту, и мы спустились по трапу в промозглую дождливую ночь, я ощутила острый прилив радости. Вот она, моя Родина! Родная речь! Берёзки! Прохладный живительный воздух, который вдыхаешь полной грудью! По сравнению с морскими закатами и восходами всё это выглядит довольно блекло, но для меня нет картины прекраснее.
Про «дым Отечества», «любовь к родному пепелищу» и прочие признания в любви к Родине в русской поэзии сказано немало, и я подписываюсь под каждым влюбленным словом. Однако мое путешествие заставило призадуматься на другую тему. Как же так получается ‒ то, что восхищает нас и кажется совершенством, через какое-то время обладания им теряет свою привлекательность? Куда же уходят чувства радости и восторга, которые мы испытывали по отношению к любимому человеку, красивому городу, интересной работе, захватывающей книге? Ведь эти явления не теряют своих свойств, но нам в какой-то момент они вдруг становятся не милы.
Такова печальная особенность человечества ‒ большинству из нас всегда недостаточно того, что мы имеем. А ведь как было бы прекрасно — вечно жить в эйфории от удивительных даров Господа, правда?
Господь как будто говорит нам: вот, посмотри, как прекрасен морской закат! Послушай шум ветра в берёзовых кронах! Сохрани это ощущение, вспомни о нём в следующий раз, когда будешь стоять на этом же месте, но с другим настроением. И по истечении дня вернись к нему еще раз, подумай о том, сколько благодати было тебе дано, и поблагодари за эти прекрасные дары.
Несомненно, благодарное сердце может сохранить любовь и радость на долгий срок.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение