
1 Кор., 153 зач., XII, 27 - XIII, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В истории христианства жизнь верующих людей принимала такие разные формы, что мог возникнуть вопрос: есть ли вообще между ними хоть что-нибудь общее, кроме нескольких вероучительных тезисов? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й и 13-й глав первого послания апостола Павла к Коринфянам, одном из двух отрывков, которые читаются сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
27 И вы — тело Христово, а порознь — члены.
28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.
29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?
30 Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?
31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.
Глава 13.
1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.
3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
В первой части сегодняшнего чтения апостол говорит о разных дарах в Церкви. Через крещение каждый, кто поверил в Иисуса Христа как в Спасителя и Сына Божьего может, отринув грехи, войти с Ним в Завет. Причём Завет, который предполагает единство не только с Самим Спасителем, но и с людьми, также поверившими в Него. И естественно, если вокруг Христа возникает сообщество, в нём появляются люди с разными задачами, которые своими талантами и способностями служат остальным. Все верующие объединены в одно тело, но кто-то из них апостол, кто-то пророк, кто-то целитель. Но все ли обладают исключительными талантами? Для самого апостола, судя по всему, это вопрос риторический, потому что он понимал, что в больших общинах всегда довольно большим будет число тех, кто не сможет ни руководить, ни проповедовать... Крестьяне, ремесленники, торговцы, как и многие другие, обычно не могли заниматься ничем другим, кроме того, чем занимались по профессии, потому что у них была ответственность перед семьями и близкими людьми. При этом они тоже были призваны служить церковной общине каждый своим даром. Но как им это сделать? Ответ апостола прост: есть универсальный дар, о котором должен ревновать, к обладанию которым должен стремиться каждый, чем бы он ни занимался — это дар любви.
Позже в истории церкви, как и в истории христианской цивилизации, появится много самых разных форм церковности. Здесь будут семейные и монашествующие, будут горожане и анахореты... Одни будут жить обычной человеческой жизнью, другие устремятся к жизни ангельской. Кто-то будет заниматься активным служением, а кто-то посвятит себя науке или делам веры. Жизни верующих людей могут быть и, очевидно, бывают очень разные по форме и содержанию, но в то же время любовь оказывается тем, что и делает их собственно христианскими. И без любви, как бы они ни выглядели, какими бы ни были внешне, христианскими они не будут.
Интересно, что, говоря о любви, и подчёркивая её важность, апостол пишет о том, какой она должна быть. Определений очень много и все они бесконечно глубоки, но их общая черта в том, что они описывают любовь не как чувство, а как состояние воли. Особенно стоит отметить последнее замечание апостола о том, что любовь никогда не перестаёт. Сегодня люди много рассуждают о любви, и в том числе могут сказать, что она прошла. Однако про христианскую любовь так сказать невозможно, ведь любовь — это дар Творца. Если мы стремимся к тому, чтобы его обрести, если хотим обладать им, этот дар всегда будет с нами.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема