
Фото: PxHere
Блаженные или юродивые — это люди, решившиеся ради Христа полностью отказаться от мира, общепринятых радостей жизни. Их особый духовный подвиг не всегда сразу понятен окружающим.
Сегодня мы говорим о блаженном Андрее Мещовском и стихотворении Ольги Шиловой под названием «Блаженному Андрею Мещовскому».
Место действия — город Мещовск в Калужской губернии.
Время действия — вторая половина XVIII — начало XIX века.
Блаженный Андрей родился в 1744 году в крестьянской семье в деревне Овсянниково Калужской губернии.
С детских лет он отличался от сверстников: был тих и молчалив, любил уединение. С проникновенным лиризмом говорится о его детстве в посвящённом блаженному Андрею стихотворении Ольги Шиловой.
При чтении первых же его строк вспоминаются слова Христа: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, а Отец ваш Небесный кормит их».
Чужда пичужке суета,
и всем она довольна.
Всегда одета и сыта,
легко ей и привольно.
Ни склад-амбар не нужен ей,
ни прочное жилище.
Всё видит маленький Андрей,
но, выросший среди людей -
он дел земных не ищет.
Ни салочек, ни чехарды,
забав он сторонится.
Но радуют его сады,
в садах — весенние цветы,
и в синем небе птицы.
После смерти матери Андрей принял на себя подвиг юродства. Юноша странствовал по соседним деревням почти нагим, живя подаянием.
Сколько ни жертвовали ему рубашек, Андрей отдавал их нищим и делился с голодными последней коркой хлеба. С удивительной кротостью терпел он насмешки, унижения и побои от злых людей.
В возрасте тридцати пяти лет блаженный Андрей перебрался в уездный город Мещовск, найдя приют в доме одной благочестивой вдовы. Мало кто догадывался о молитвенных подвигах Андрея.
...Отужинав — ложились спать
домашние Андрея.
Избранника неся печать —
О Боге шёл он воздыхать
тайком, в ночное время...
Одно лишь «Господи!» твердил
в тиши ночного сада...
И ни о чём ведь не просил,
а сколько получал он сил
от Господа в награду!
Со временем жители Мещовска изменили своё отношение к блаженному Андрею и старались не давать его в обиду мальчишкам-проказникам. Горожане убедились, что за странным внешним поведением юродивого скрываются мудрость и прозорливость, уроки терпения и борьбы с гордыней.
Даже то, что Андрей всегда ходил по улицам Мещовска с кнутиком и топориком, имело особый духовный смысл.
О чём свидетельство кнута?
О пресечении блуда.
И кнут святым даётся —
напоминанием Христа —
что Он повсюду и всегда
есть Пастырь Добрый овцам.
Топорик — это тоже знак:
чтоб действовать со властью!
Иметь в себе Господень страх,
рубить грехи и страсти!
Андрей Мещовский умер летом 1812 года, незадолго до своей кончины предсказав нашествие французов на Россию. В его погребении принял участие игумен Оптинского монастыря Авраамий, оказавшийся в Мещовске, монахи Свято-Георгиевского монастыря, священники из всех городских церквей и окрестных сёл и огромные толпы горожан.
Таких богатых похорон —
в Мещовске не знавали.
В гроб, будто бы на царский трон,
Андрея возлагали.
Из Оптиной, из дальних мест
народ к нему стекался —
Как будто ход святых торжеств
церковный совершался!
На могиле блаженного Андрея в Мещовском Свято-Георгиевском монастыре и по сей день происходят чудеса исцеления.
Это хорошо известно поэту Ольге Шиловой, которая живёт и работает в Мещовске. Ей творчество известно далеко за пределами родного города, исовершенно особое место в нём занимает лирическая баллада, посвящённая святому блаженному Андрею, небесному покровителю Мещовска.
Все выпуски программы Прообразы
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема