
Фото: PxHere
— Как тебе Пермская художественная галерея, сестрёнка? Что особенно понравилось?
— Вот это полотно — оно называется «Ненаглядный»! Ты же знаешь мою слабость, Андрюша. Увижу малыша на картине — и сердце тает. Только посмотри, как трогательно изобразил Иван Пелевин молодую женщину с младенцем на руках посреди крестьянской избы.
— Да, этот художник славился во второй половине девятнадцатого века как мастер жанровых сцен из деревенской жизни.
— Он здешний, из Перми?
— Нет, Иван Андреевич Пелевин родился в Санкт-Петербурге, получил образование в Императорской академии художеств. А полотно «Ненаглядный» он создал в 1890-году, когда жил в Вильно, современном Вильнюсе. На тот момент Пелевин был уже маститым живописцем, успел поучаствовать во многих международных выставках.
— В этом произведении чувствуется рука мастера! До чего хорош щекастый бутуз в белой рубашонке!
— И вокруг него целый хоровод представительниц прекрасного пола! Бабушка и две девочки глаз не сводят с такого сокровища. И даже кошка пришла подивиться. Кажется, что от ребенка исходит свет и тепло, и домочадцы греются вокруг него.
— Правда, он центр притяжения! Вон, старушка готовит что-то, но оторваться от внучонка не может. Поставила глиняный горшок на колени, в одной руке держит деревянную ложку, помешивает еду, а другой гладит малыша по ручонке. Хочет, чтоб он посмотрел в её сторону.
— Ему некогда, он общается со старшей сестрой. Мы видим девочку-подростка со спины, но можно догадаться, что она воркует, напевает ему какие-нибудь потешки.
— «Чики-чики-чикалочки, едет Ваня на палочке»! И он сияет, как масляный блин — доволен! А вот младшая сестрёнка озадачена. Не привыкла ещё, что в доме такое чудо появилось. Всё внимание ему! Но ревности нет в её взгляде.
— Заботой девочка не обделена, это видно. В руках у нее поварёшка, как у бабушки. Надо полагать, они стряпают вместе. Маленькой хозяюшке года три-четыре, не больше. Стало быть, и помощи от неё немного. Вовлекая внучку в домашние дела, старушка воспитывает её. И девочке нравится такой досуг. Посмотри, с каким доверием и любовью она положила ладонь на колено бабушки.
— Я вообще обратила внимание на цепь прикосновений на картине. Героини расположились кружком, и, словно невзначай, касаются друг друга, будто делятся теплом.
— Эта выразительная подробность подчеркивает мирные, добрые, искренние отношения в семье. Наверное, потому здесь и хозяйство в порядке, что его ведут сообща, дружно. Сияет и пол в избе, и глиняная посуда в деревянном шкафу.
— И одеты все героини чисто и даже нарядно — юбки и блузки на них ярких цветов. А у матери младенца серьги в ушах, бусы на шее. И платок ярко-красный!
— Так художник подчеркнул праздничное настроение женщины. Она довольна — после двух дочек такого богатыря родила!
— Уверена, что рождению девочек она не меньше радовалась!
— И я не сомневаюсь! Но в крестьянских семьях в девятнадцатом веке рождение мальчика давало надежду на спокойную старость. Пенсий-то не было, забота о пожилых людях полностью лежала на детях. И именно на сыновьях, ведь дочки, выходя замуж, навсегда покидали родительский дом...
— ...Чтобы обрести свои семьи и тоже стать мамами! Ах, Андрюша, сколько же любви в этой работе...
— Верно, Алла! Именно любовь — главная героиня произведения Ивана Пелевина «Ненаглядный».
Картину Ивана Пелевина «Ненаглядный» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
Деяния святых апостолов

Деян., 3 зач., II, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первый век существования христианства нередко называют веком экстраординарных, то есть чрезвычайных духовный дарований. Дух Божий действовал через верующих во Христа с такой силой, что это было видно окружающим. Пожалуй, один из самых ярких даров Святого Духа, который появился у апостолов в день Пятидесятницы, — это способность говорить на иностранных языках. Существует ли такая практика в современной Церкви? Или же это явление, которое давно кануло в лету? Чтобы ответить на этот вопрос, можно приглядеться к тому отрывку из второй главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Согласно иудейскому закону, через семь недель после Пасхи наступал праздник Пятидесятницы. Ветхозаветная Пятидесятница была установлена в честь первых плодов, поскольку в этот день оканчивалась жатва, которая начиналась сразу после Пасхи. Кроме того, с этим событием было связано воспоминание о даровании Израильскому народу закона на горе Синай. Праздник Пятидесятницы был одним из самых важных в иудейском календаре наряду с праздником Пасхи и Кущей. В этот день было принято совершать паломничество в Иерусалим для участия в торжествах.
Именно поэтому проповедь апостолов услышало так много иностранцев. Это были иудеи языческого происхождения из разных уголков древнего мира, которые пришли в столицу Израиля помолиться в Иерусалимском храме. Поразительно то, что ученики Христовы общались с ними без переводчиков. Однако все люди прекрасно понимали, о чём идёт речь. Более того, Писание говорит, что каждый слышал проповедь на своём собственном языке, на своём родном наречии.
И это, безусловно, удивительный момент. Он до сих пор порождает множество недоумений среди читателей. Многие пытаются понять и объяснить, как это произошло технически. Тот, кто учил китайский или же английский языки, знает, как долго приходится работать, чтобы добиться чистоты произношения. Чистая артикуляция требует постепенных физиологических изменений в гортани, которая приспосабливается под фонетику иностранного языка. Как такой артикуляции добиться в один миг? Кроме того, другой язык — это другая картина мира. Это другой опыт, который также формируется не в мгновение ока. Это происходит медленно, с самого рождения. Может ли сознание человека сразу обработать и органично усвоить такой массив данных?
Именно по причине сложности этих вопросов христианские богословы уходят от прямого ответа на них. Как это произошло технически не так важно. Важно то, что благодаря действию Святого Духа евангельская весть стала передаваться от сердца к сердцу. Дух Святой воспламенил сердца учеников Христа. И они передали этот огонь слушателям. И теперь их сердца загорелись с той же силой, что и у апостолов. Вот она суть произошедшего. Ведь все мы прекрасно знаем, что можно говорить с людьми на одном языке, но быть при этом разделёнными пропастью непонимания. И, напротив, можно молчать, однако прекрасно общаться лишь одними взглядами. Или просто достаточно быть рядом. Наше сердце устроено так, что улавливает энергию любви. Оно настроено на эту частоту. Это и есть тот универсальный язык, на который оно живо откликается и прекрасно его понимает.
А потому мы можем не знать, как конкретно технически происходила проповедь апостолов. Но мы можем быть твёрдо уверены в том, какая духовная закономерность проявила себя здесь в полную силу. Это и есть ответ на вопрос: можно ли в современной Церкви получить дар Святого Духа, говорения на иностранном языке. Безусловно можно. Все мы в той или иной степени его получаем, когда исполняем Христовы заповеди. Они помогают нам преодолеть барьер отчуждения, чтобы наша любовь к окружающим беспрепятственно изливалась от сердца к сердцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Истина в религии, философии и жизни»

Гость программы — Илья Докучаев, профессор, доктор философских наук, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания СПбГУ.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Реабилитация после инсульта для Алексея Смирнова

Ещё год назад Алексей с Инной друг друга не знали. Но случайная встреча в дружеской компании навсегда изменила их жизнь. Оба ощутили себя родными друг для друга людьми и с тех пор больше не расставались. И даже сейчас, когда Алексей лежит в больнице без возможности двигаться и говорить, они по-прежнему вместе. В перерывах между работой Инна ухаживает за любимым человеком.
Этой зимой, перед самым Новым годом, у молодого мужчины случился инсульт. С тех пор он находится в стационаре. Инна каждый день приходит к супругу, делает массаж, помогает ему менять положение тела, разговаривает с ним. И результат есть! Алексей уже начал понемногу шевелить руками и ногами, пытается удерживать шею. Чтобы как-то подбодрить супруга, Инна радует его не только ласковым словом и заботой, но и цветами. В ответ на это он улыбается, как может, и изо всех сил сжимает в руке летний букетик цветов от любимой.
Врачи говорят, что Алексею непременно нужна полноценная реабилитация. Она позволит мужчине сделать рывок в восстановлении и хотя бы немного обрести самостоятельность.
Инна уверена, что вместе они смогут многое преодолеть, только сейчас им важна поддержка. Полностью оплатить дорогостоящую реабилитацию семья не в силах.
Сбор для помощи Алексею Смирнову открыт на сайте фонда «Люди-маяки». Вы можете принять в нём любое посильное участие и оставить добрые пожелания для Алексея.
Для быстрой помощи, перейдите по ссылке и отсканируйте код
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов