
Фото: PxHere
— Как тебе Пермская художественная галерея, сестрёнка? Что особенно понравилось?
— Вот это полотно — оно называется «Ненаглядный»! Ты же знаешь мою слабость, Андрюша. Увижу малыша на картине — и сердце тает. Только посмотри, как трогательно изобразил Иван Пелевин молодую женщину с младенцем на руках посреди крестьянской избы.
— Да, этот художник славился во второй половине девятнадцатого века как мастер жанровых сцен из деревенской жизни.
— Он здешний, из Перми?
— Нет, Иван Андреевич Пелевин родился в Санкт-Петербурге, получил образование в Императорской академии художеств. А полотно «Ненаглядный» он создал в 1890-году, когда жил в Вильно, современном Вильнюсе. На тот момент Пелевин был уже маститым живописцем, успел поучаствовать во многих международных выставках.
— В этом произведении чувствуется рука мастера! До чего хорош щекастый бутуз в белой рубашонке!
— И вокруг него целый хоровод представительниц прекрасного пола! Бабушка и две девочки глаз не сводят с такого сокровища. И даже кошка пришла подивиться. Кажется, что от ребенка исходит свет и тепло, и домочадцы греются вокруг него.
— Правда, он центр притяжения! Вон, старушка готовит что-то, но оторваться от внучонка не может. Поставила глиняный горшок на колени, в одной руке держит деревянную ложку, помешивает еду, а другой гладит малыша по ручонке. Хочет, чтоб он посмотрел в её сторону.
— Ему некогда, он общается со старшей сестрой. Мы видим девочку-подростка со спины, но можно догадаться, что она воркует, напевает ему какие-нибудь потешки.
— «Чики-чики-чикалочки, едет Ваня на палочке»! И он сияет, как масляный блин — доволен! А вот младшая сестрёнка озадачена. Не привыкла ещё, что в доме такое чудо появилось. Всё внимание ему! Но ревности нет в её взгляде.
— Заботой девочка не обделена, это видно. В руках у нее поварёшка, как у бабушки. Надо полагать, они стряпают вместе. Маленькой хозяюшке года три-четыре, не больше. Стало быть, и помощи от неё немного. Вовлекая внучку в домашние дела, старушка воспитывает её. И девочке нравится такой досуг. Посмотри, с каким доверием и любовью она положила ладонь на колено бабушки.
— Я вообще обратила внимание на цепь прикосновений на картине. Героини расположились кружком, и, словно невзначай, касаются друг друга, будто делятся теплом.
— Эта выразительная подробность подчеркивает мирные, добрые, искренние отношения в семье. Наверное, потому здесь и хозяйство в порядке, что его ведут сообща, дружно. Сияет и пол в избе, и глиняная посуда в деревянном шкафу.
— И одеты все героини чисто и даже нарядно — юбки и блузки на них ярких цветов. А у матери младенца серьги в ушах, бусы на шее. И платок ярко-красный!
— Так художник подчеркнул праздничное настроение женщины. Она довольна — после двух дочек такого богатыря родила!
— Уверена, что рождению девочек она не меньше радовалась!
— И я не сомневаюсь! Но в крестьянских семьях в девятнадцатом веке рождение мальчика давало надежду на спокойную старость. Пенсий-то не было, забота о пожилых людях полностью лежала на детях. И именно на сыновьях, ведь дочки, выходя замуж, навсегда покидали родительский дом...
— ...Чтобы обрести свои семьи и тоже стать мамами! Ах, Андрюша, сколько же любви в этой работе...
— Верно, Алла! Именно любовь — главная героиня произведения Ивана Пелевина «Ненаглядный».
Картину Ивана Пелевина «Ненаглядный» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



