Владимир Токарев. «Портрет Александры Феликсовны Токаревой» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Владимир Токарев. «Портрет Александры Феликсовны Токаревой»

Поделиться Поделиться

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

Фото: PxHere

— Как же я люблю русских художников середины двадцатого века, Андрей Борисович! Специально приезжаю сюда, в Тверскую картинную галерею, чтобы насладиться их творчеством.

— Да, здесь большая коллекция работ советских живописцев! Может быть, потому что совсем рядом, под Вышним Волочком, расположена Академическая дача имени Репина. Творческая база Союза художников связала с Тверью имена многих замечательных мастеров.

— Вот и Владимир Токарев, от картины которого я не могу оторвать глаз, любил там работать. Или я ошибаюсь?

— Не ошибаетесь, Маргарита Константиновна! В конце пятидесятых годов двадцатого столетия Владимир Фёдорович был художественным руководителем Академической дачи. К тому же он построил собственную мастерскую неподалёку от Дома творчества, в деревне Кишарино.

— И часто туда приезжал?

— Практически постоянно жил там с женой, художницей Александрой Токаревой. Кстати, именно она изображена на полотне, которое вам так понравилось. Портрет был написан в Кишарино в 1967 году.

— Восхитительная работа! Женщина сидит на диване. Перед ней на деревянном столе три букета — подснежники в стакане, жёлтая верба в стеклянном графине и дикие фиалки в фарфоровой вазе. Кажется, воздух напитан ароматами. Картина буквально поёт о весне, обновляющейся жизни, о радости!

— Такой эффект достигнут ещё и благодаря тому, что художник сделал главным героем изображения солнечный свет.

— Какая интересная мысль!

— Это очевидно! Александра Феликсовна позирует супругу в контр-ажуре — источник освещения, широкое окно, находится у неё за спиной. И горячие лучи щедро льются навстречу зрителю! Они выбеливают своим сиянием поверхности стола и подоконника, танцуют бликами на цветах и стеклянных гранях посуды.

— А ведь вы правы, Андрей Борисович! Торжество света на картине подчеркивают и белые ткани — строгая блузка героини, покрывало, на котором она сидит.

— Женщина окружена сияющим ореолом, и что это, если не гимн любви?

— Гимн любви — как вы хорошо сказали, Андрей Борисович! Думаю, Токаревы были очень счастливы в браке. Ведь кроме взаимной симпатии их роднило общее увлечение живописью, служение искусству.

— И не только. Они познакомились во время учёбы в Ростовском художественном училище в послевоенном 1945 году. Каждый к этому времени прошёл суровые испытания. Владимир Фёдорович воевал, несколько лет провёл в плену, оказался под подозрением как предатель, был реабилитирован.

— А Александра Феликсовна?

— С детских лет хлебнула горя. Её отца, учёного-генетика, репрессировали и расстреляли в 1937-ом, Саша на себе прочувствовала, что такое клеймо «врага народа».

— И две настрадавшихся души нашли опору друг в друге?

— Именно так. Эта общность помогала супругам в любых невзгодах замечать и ценить, что окружающий мир пронизан светом. Как комната на портрете Александры Феликсовны кисти её мужа, художника Владимира Токарева.

Картину Владимира Токарева «Портрет Александры Феликсовны Токаревой», можно увидеть в Тверской областной картинной галерее.


Все выпуски программы: Краски России

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем