
Илья Муромский
Однажды я очень сильно поссорился с мамой. Уже не помню основной причины. Кажется, наш спор завязался из-за учёбы. Я накричал на неё, наговорил много грубых слов и, уходя, демонстративно хлопнул дверью.
По дороге в университет мне в голову приходили разные мысли: «Ты должен продолжать гнуть свою линию, потому что ты прав! Ты не должен извиняться за свой поступок, взрослым нельзя давать отыгрываться на своих детях», и так далее. Однако, на душе всё равно было неспокойно и очень тяжко. Мне казалось, что после этой ссоры весь мир вокруг переменился, и даже природа не радовала ни глаз, ни слух.
Вдруг я вспомнил, как в детстве, мама, стоя у икон, горячо просила Господа и всех святых о спасении моей души, о счастливой жизни, о моём здравии и благополучии...
Этих воспоминаний было достаточно, чтобы я почувствовал свою неправоту. Ведь родители так ждали меня, аж целых 12 лет! Сколько храмов и монастырей объездили, вымаливая малыша у Бога. И, наверное, невозможно передать словами ту радость, которую испытала мама, когда я появился на свет. Хотя до этого врачи уверяли в один голос, что у неё никогда не будет детей.
А теперь... Как я себя веду? Неужели годы мучительных ожиданий материнства были ради того, чтобы сейчас её любимый сын с недовольным лицом кричал и ругался, фактически, из-за мелочи, вместо того, чтобы просто сказать: «Да, мама. Я исправлюсь. Прости, пожалуйста, что заставил тебя нервничать».
Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Оскорбляющий родителей наносит обиду не только им, но и всем людям, так как оскорбление наносится общей человеческой природе. В самом деле, такой человек — общий неприятель и враг всех — и Бога, и природы, и законов, и всей нашей жизни».
Я еле-еле досидел до конца занятий и почти побежал домой. Было очень важно успеть застать маму, пока не ушла на работу. И на моё счастье она была на месте. Не без слез я попросил прощения.... А мама... Она, как обычно, улыбнулась и сказала: «Я щи приготовила. Совсем свежие, иди на кухню, пока они не остыли». В тот момент внутри я почувствовал, как становлюсь счастливым, потому, что мама меня простила.
Это чувство сложно спутать с другим. Оно похоже на очищение души. Ведь в приступе гнева душа пачкается, а потом продолжает омрачаться ненужными и вредными мыслями о своей, якобы, правоте. Начинаются духовные терзания. И если не успеть одуматься и не попросить прощения вовремя, можно так изранить и родителей, и себя! Не зря же нам была дана пятая заповедь: «Почитай отца и матерь твою, и будет тебе благо, и будешь долголетен на Земле».
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение
Боюсь привыкнуть. Ксения Хайсанова

Я боюсь привыкнуть ко Христу. Боюсь приходить на Богослужение, потому что надо. На мой взгляд, самая страшная духовная трагедия, которая может произойти в жизни христианина, — это потеря искреннего диалога с Богом, как с Личностью. Я не помню себя вне стен храма. Я там — с самого раннего детства. И это огромное счастье!
А страшно мне от того, что вера может стать рутиной. Детская вера, она, как дыхание. Отношения ребенка с Богом естественны и просты. В детстве у меня никогда не возникало вопросов: «Рядом ли сейчас Господь? Любит ли Он меня?» Даже несмотря на тяжелый недуг, детский церебральный паралич.
А вот взрослую веру нужно поливать, удобрять, взращивать, стараться сделать все, чтобы сберечь её во время жизненных штормов. Это трудно. Иногда я до слез тоскую по той себе, которая могла не задумываясь произнести: «Я люблю тебя, Господи!».
А сейчас? Сейчас боюсь начать приходить на Литургию, просто потому что сегодня воскресенье. Боюсь стать снисходительной к своим грехам. Ведь если не будет сердечной боли от согрешений, значит я уже с ними сроднилась. Боюсь мыслей: «А, Великий пост, Причаститься надо, да? Ведь месяц прошел...»
С каждым годом жизни в церкви приходится задавать себе все больше вопросов. Трудных вопросов, которые требуют честных, и не всегда приятных ответов:
«Почему я сегодня иду к Чаше?» «Хочу ли я быть со Христом, не только с тем Богом, который решит мои проблемы, а с тем, который ждёт живого, ищущего, и всегда немного трепещущего сердца?»
Господи, сколько бы лет ни прошло, сколько бы ни минуло воскресений, постов и праздников, позволь мне быть всё той же маленькой девочкой. Помоги не потеряться в иллюзии знания Тебя и себя самой. Господи, я хочу смотреть на Тебя широко открытыми глазами, узнавая снова и снова!
Эти слова тоже могут быть молитвой. Очень важной и нужной молитвой.
Автор: Ксения Хайсанова
Все выпуски программы Частное мнение
18 июня. О вере с надеждой

В 4-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова об Аврааме: «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов».
О вере с надеждой — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Апостол Павел замечает, что Авраам поверил с надеждою. Оказывается, что вера может сочетаться с другими добродетелями. И можно даже утверждать, что, соединённая с другими христианскими качествами, она становится спасительной.
В противоположность такой вере можно поставить холодную, бездеятельную веру, которая присуща демонам. Об этом святой апостол Иаков сказал:«И бесы веруют». Однако их вера не приносит результата. Они не хотят быть с Богом и не спасаются. Такая вера не порождает добродетелей, не приносит им гармонии и счастья, полноты в Боге.
А вера, соединённая с надеждой, приносит спасительный плод. Так было с Авраамом и с женщиной, у которой была страдающая беснованием дочь. Она не только верила, что Христос обладает чудодейственной целительной силой, но и надеялась, что Он поможет. У этой женщины сила веры, соединённой с надеждой, была такова, что она не отступала от Спасителя, пока Он не исполнил ее желание. При этом Господь похвалил ее и сказал: «О женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему!» И исцелилась дочь её в тот час.
Укрепим и мы нашу веру надеждой и добрыми делами.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 июня. Об истории Игоревской Иконы Божией Матери

Сегодня 18 июня. Церковь чтит Игоревскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Икона Божией Матери Игоревская — древний список высокой византийской иконописи, но связана она с трагическими событиями, происшедшими с благоверным князем Черниговским и Киевским Игорем Кротким Агнцем, который, не ища власти, был властолюбцами, гоним, истязаем, заключаем в темницу, потом и в монастырь, где он, приняв уже и монашеский постриг в покаянии и молитве, совершал жизнь свою, но во время молитвы перед этой иконой был настигнут ненавистниками, жестоко убит, и эта икона остаётся благодатным памятником и его святости, и той кротости Пресвятой Богородицы, которая укрепляет исповедников, мучеников в их подвиге, в их кроткой жизни и мученической смерти за Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема