Как-то в разговоре с одним родственником, далеким от церкви, зашла речь о воровстве и лжи. Он утверждал, что без последнего невозможно жить в современном мире, есть ложь во спасение, а мелкое воровство, особенно на работе, — это не хищение. Вконец он добил меня словами: «Вот, ты соблюдаешь посты, ходишь в храм каяться, а потом наверняка этот же грех и совершаешь. Так можно постоянно грешить и отмаливать грех, грешить и каяться. Мы же не святые, ничего страшного: согрешила — отмолила... К тому же ты же не человека убила, лишнюю ручку взяла, и что?».
Мне стало не по себе от этих слов. Неужели он прав? И откуда знает? Да, одолевали меня грехи, в том числе те, которые описаны в 8-й заповеди — «Не укради!» — и я из раза в раз каялась в них на исповеди, стыдясь перед батюшкой и самой собой, но главное — перед Богом.
Меня нельзя назвать клептоманкой, но в магазине часто брала прозрачные пакеты — для мусора, вроде, не представляющие собой никакой ценности. Успокаивала себя тем, что, взяв лишних пару-тройку пакетов, ничего крамольного не совершала, — «магазин не обеднеет».
На работе, отламывая отростки у растений на подоконниках разных этажей. Тоже ведь ничего страшного — вырастут, еще лучше для них. Но вскоре предстояло искушение посерьезнее. Это было под Новый год.
У нас в компании, в подсобке хранятся запасы канцтоваров для офиса. Как-то коллега предложил пойти с ним туда за ручками. У него были ключи от этой подсобки. Заходим — а там всего видимо-невидимо: от карандашей и ластиков до картриджей и рамок. Коллега, парень лет 25-ти, взявший помимо ручек, ряд других предметов, видя мой недоуменный взгляд, успокоил, мол, все в порядке, они не подконтрольные.
Я заглушила совесть пресловутым «не обеднеют», и, как обезумевшая, подобно Радже из мультфильма про Золотую антилопу, ненасытно стала брать предмет за предметом, и не по одному, а сколько душе грешной угодно. Ежедневники, ручки, карандашей с ластиками детям. Совесть, молчи! Я часто задерживаюсь на работе — это — плата за переработку...
По дороге домой размышляла: как же так? Ведь зарплата позволяет мне купить не только ручку за десять рублей, но и даже Паркер.
Принесла все это офисное добро домой. Выкладывая из пакета канцтовары, я заметила радостные глаза дочери: «О, ты была в магазине?», но «надо было и тетрадки взять», — воскликнула вторая.
Взять! — резануло в душе. Точное слово. Да, я взяла! Не купила, а нагло взяла без спроса, присвоила себе это добро!
Дочке ничего внятного не ответила, мне вдруг стало стыдно. Какой пример подаю? Лишь после ужина буркнула что-то типа: «Да, девочки, про тетрадки я и забыла, надо будет и их купить — скажите только, какие и сколько штук; но пока ничего не трогайте — мне ручки тоже нужны».
На следующий день я отнесла эти канцтовары обратно в офис. В подсобку. А вечером, после работы заехала в магазин и купила точно такие же канцтовары. Благо, гипермаркет большой — ассортимент тоже. Покупки передала дочкам, со спокойной совестью глядя им в глаза.
Раньше я думала, ну, украду пакетик, он совсем недорогой, зачем его покупать специально, если можно оторвать лишний; ну, отщипну от цветочка немного. Но благодаря детям, их чистым глазам у меня внутри что-то щелкнуло.
В воскресенье на службе в храме я ставила свечку. И капнула воском себе на руку. Обожгло. Ну и хорошо — подумала я. Будет мне урок и зарок. Прошло время, и ранка от ожога теперь напоминает о том, что этой рукой я крала канцтовары.
Автор: Кристина Сорокина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 87 зач., IV, 13-25.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как ощутить в своём сердце и своей жизни действие Божественной благодати? Довольно чёткий ответ на этот вопрос даёт тот отрывок из 4-й главы послания к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
13 Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры.
14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;
15 ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
16 Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
17 (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.
18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое».
19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;
20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу
21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.
22 Потому и вменилось ему в праведность.
23 А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему,
24 но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего,
25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел противопоставляет жизнь по закону и жизнь по вере. По его словам, тщательно исполняя предписания религиозного устава, спастись невозможно. Ключевым условием спасения является живая вера в сердце человека. То есть такая вера, которая проявляет себя в поступках. Причём апостол поясняет, какие именно это должны быть поступки. Для этого он приводит в пример своим слушателям образа праведного Авраама, родоначальника евреев.
Бог пообещал Аврааму, что от него произойдёт великий народ. Поверить в это обещание было нелегко. Однако Аврааму это удалось. И Бог благословил его за это. Казалось бы, в чём сложность? Господь Сам пообещал, Сам исполнил, а потом Сам благословил. Спрашивается, за что Аврааму такая милость? А сложность в том, что Авраам и его жена Сарра были в очень преклонных годах. Кроме того, Сарра была бесплодна. Также было ещё одно препятствие. Для того, чтобы обещания исполнились, Аврааму было необходимо оставить всё нажитое за долгую жизнь, разорвать все связи с окружающими и уйти на склоне лет в совершено другой регион. Место, где он никого не знал и его воспринимали как чужестранца. В эпоху праведника это было довольно опасным и рискованным предприятием. Наконец, даже тогда, когда Авраам принял решение и переселился в Палестину, ему пришлось ждать довольно долгое время пока обещанное начнёт исполняться.
Итак, мы видим, что обещания-то от Бога были. А вот довериться, а потом и поддерживать веру в эти обещания было делом непростым. Аврааму пришлось столкнуться с рядом трудностей. Это и немощи человеческой природы, и противодействие уклада жизни в древнем социуме, и утомительная атмосфера неопределённости. Однако, несмотря на это, праведник действовал так, будто всё сказанное Богом уже исполнились. Как говорит сегодня апостол, он видел «несуществующее, как существующее».
Согласитесь, такое поведение подразумевает огромный риск. Это словно постоянно делать шаг в пустоту. В отличие от механического исполнения привычного ритуального действия здесь полная неопределённость развития событий и совершенная непредсказуемость результатов. А потому поддерживать в себе это доверие — творческая работа, постоянная импровизация, которая всегда сопровождается эмоциональным, интеллектуальным и духовным напряжением. Но это и ценно. Это напряжение и привлекает к человеку Божественную благодать. Это и есть живая, спасительная вера.
В заключении отрывка апостол прямо говорит: всё это напрямую касается и нас. Если хотим ощутить в своём сердце движение благодати Божией, исполнения одного ритуального устава недостаточно. Мы призваны во всех своих делах жить так, будто бы благодать уже действует через нас. Иначе говоря, все свои мысли, чувства, слова и поступки сверять с Евангелием Христовым. Тот, кто воспитал в себе этот навык, однажды с удивлением обнаружит, что всё, обещанное нам Богом, исполнилось в точности — сами того не ожидая, мы обнаружим себя участниками Царства Небесного.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь зависимым людям в Санкт-Петербурге
Диакон Кирилл Шабров из Санкт-Петербурга служит в православной Церкви, а также 20 лет помогает людям, зависимым от алкоголя и наркотиков. Отец Кирилл трудится психологом в благотворительной общественной организации «Фавор». Здесь действует амбулаторная программа помощи зависимым. То есть каждый день, в течение трёх месяцев, люди приходят сюда на занятия со священниками и психологами. Такая программа реабилитации подходит не всем, ведь зависимый человек продолжает находиться в привычной среде и всякий раз вынужден испытывать себя на стойкость. Но в то же время, если он остаётся в социуме, у него есть семья, работа – это поддерживает его в борьбе с зависимостью. Главное - подопечный должен сам захотеть избавиться от этой болезни.
По словам диакона Кирилла, сложнее выздоравливать тем, кто верит в свой контроль над ситуацией. Но спасти зависимых может только полная трезвость. Однако в «Фаворе» — это не единственная цель. Местные специалисты, прежде всего, помогают человеку изменить взгляд на жизнь и впустить в неё Бога.
Петербуржец Борис прошёл реабилитацию пять лет назад. «Я очень удивился, когда меня спросили: «зачем тебе нужна трезвость?», - говорит мужчина. - Я думал, что она мне просто необходима и всё, а о том, что буду делать после - не задумывался. Оказалось, мне нужно научиться по-новому преодолевать трудности и переживать эмоции. Чтобы в будущем не заливать всё это алкоголем, а именно проживать».
В общественной организации «Фавор» зависимые люди бесплатно получают профессиональную помощь. У них появляется шанс на новую жизнь.
Проекту «Фавор» очень важна поддержка. Узнать об этом больше можно на сайте: miloserdie.ru, в разделе «Где нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». Прот. Михаил Плетнев
У нас в студии был руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнёв.
Наш гость рассказал о своем приходе к вере, как в Церкви нашел ответы на свои вопросы, почему решил стать священником и как помощь зависимым стала частью его служения.