
Как-то в разговоре с одним родственником, далеким от церкви, зашла речь о воровстве и лжи. Он утверждал, что без последнего невозможно жить в современном мире, есть ложь во спасение, а мелкое воровство, особенно на работе, — это не хищение. Вконец он добил меня словами: «Вот, ты соблюдаешь посты, ходишь в храм каяться, а потом наверняка этот же грех и совершаешь. Так можно постоянно грешить и отмаливать грех, грешить и каяться. Мы же не святые, ничего страшного: согрешила — отмолила... К тому же ты же не человека убила, лишнюю ручку взяла, и что?».
Мне стало не по себе от этих слов. Неужели он прав? И откуда знает? Да, одолевали меня грехи, в том числе те, которые описаны в 8-й заповеди — «Не укради!» — и я из раза в раз каялась в них на исповеди, стыдясь перед батюшкой и самой собой, но главное — перед Богом.
Меня нельзя назвать клептоманкой, но в магазине часто брала прозрачные пакеты — для мусора, вроде, не представляющие собой никакой ценности. Успокаивала себя тем, что, взяв лишних пару-тройку пакетов, ничего крамольного не совершала, — «магазин не обеднеет».
На работе, отламывая отростки у растений на подоконниках разных этажей. Тоже ведь ничего страшного — вырастут, еще лучше для них. Но вскоре предстояло искушение посерьезнее. Это было под Новый год.
У нас в компании, в подсобке хранятся запасы канцтоваров для офиса. Как-то коллега предложил пойти с ним туда за ручками. У него были ключи от этой подсобки. Заходим — а там всего видимо-невидимо: от карандашей и ластиков до картриджей и рамок. Коллега, парень лет 25-ти, взявший помимо ручек, ряд других предметов, видя мой недоуменный взгляд, успокоил, мол, все в порядке, они не подконтрольные.
Я заглушила совесть пресловутым «не обеднеют», и, как обезумевшая, подобно Радже из мультфильма про Золотую антилопу, ненасытно стала брать предмет за предметом, и не по одному, а сколько душе грешной угодно. Ежедневники, ручки, карандашей с ластиками детям. Совесть, молчи! Я часто задерживаюсь на работе — это — плата за переработку...
По дороге домой размышляла: как же так? Ведь зарплата позволяет мне купить не только ручку за десять рублей, но и даже Паркер.
Принесла все это офисное добро домой. Выкладывая из пакета канцтовары, я заметила радостные глаза дочери: «О, ты была в магазине?», но «надо было и тетрадки взять», — воскликнула вторая.
Взять! — резануло в душе. Точное слово. Да, я взяла! Не купила, а нагло взяла без спроса, присвоила себе это добро!
Дочке ничего внятного не ответила, мне вдруг стало стыдно. Какой пример подаю? Лишь после ужина буркнула что-то типа: «Да, девочки, про тетрадки я и забыла, надо будет и их купить — скажите только, какие и сколько штук; но пока ничего не трогайте — мне ручки тоже нужны».
На следующий день я отнесла эти канцтовары обратно в офис. В подсобку. А вечером, после работы заехала в магазин и купила точно такие же канцтовары. Благо, гипермаркет большой — ассортимент тоже. Покупки передала дочкам, со спокойной совестью глядя им в глаза.
Раньше я думала, ну, украду пакетик, он совсем недорогой, зачем его покупать специально, если можно оторвать лишний; ну, отщипну от цветочка немного. Но благодаря детям, их чистым глазам у меня внутри что-то щелкнуло.
В воскресенье на службе в храме я ставила свечку. И капнула воском себе на руку. Обожгло. Ну и хорошо — подумала я. Будет мне урок и зарок. Прошло время, и ранка от ожога теперь напоминает о том, что этой рукой я крала канцтовары.
Автор: Кристина Сорокина
Все выпуски программы Частное мнение
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер