
«Ура! Мне не хватило Ярославля! И мы остаемся еще на один день!» — поделилась я в социальных сетях. Подписчики, которые следили за нашим паломничеством, искренне за нас с мужем порадовались. А вот у меня самой на душе скребли кошки...
В тот вечер я чувствовала себя старухой из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». Неблагодарной и жадной. Той, которой всё мало. Не умеющей быть довольной тем, что уже получила. Не знаю, существует ли в психологии или в богословии понятие «духовная ненасытность», но моё состояние в тот момент оно описывает точно. Попытаюсь объяснить, что я имею в виду.
Милостью Божией, в нашей небольшой поездке получилось всё, что мы запланировали. Во всех смыслах — путешествовали без дорожных приключений, жили в комфортных условиях. Даже погода, на которую мы не очень надеялись, не подвела. В то время как столицу одолевали ливни, нас лишь иногда приятно охлаждал легкий летний дождик. А самое главное — мы побывали во всех местах, о которых мечтали. Многое увидели, получили массу впечатлений, помолились за себя и своих близких.
Что следовало бы сделать благоразумной православной христианке? Конечно, поблагодарить Господа и довольной отправиться восвояси. Тем более, что обратные билеты в Москву были куплены заблаговременно и с учетом пожеланий супруга. Кстати, о его желаниях. Муж как раз-таки планы менять не собирался и мои очередные идеи не одобрил. Но, как пушкинский старик, не смог противостоять неугомонной супруге и её своеобразному «Хочу быть владычицей морскою!» В моем случае эта фраза звучала так: «Хочу еще и в митрополичьи палаты!» Дело в том, что знающие люди прямо накануне предполагаемого отъезда рассказали нам, что в этих самых палатах можно увидеть выставку старинных икон.
Да, во мне проснулась ненасытность. То есть неукротимое желание получить сверх того, что уже имеешь. Оказалось, она возможна не только в материальном смысле, но и духовном. И проистекает из тех же самых человеческих страстей — жадности, зависти, гордости. Причем, вижу цель — не вижу препятствий. Я поняла, что со мной происходит что-то неправильное, позже, когда уже, несмотря на отсутствие поддержки мужа, продлила-таки бронь на проживание и поменяла железнодорожные билеты. В какой-то момент терпение супруга лопнуло, и он высказал всё, что думал о моем неумении остановиться, просто порадоваться тому, что подарил Господь. И не пытаться объять необъятное!
В общем, как у Пушкина: «почернело синее море...»
Я сидела, пролистывала в телефоне фотографии, сделанные за несколько чудесных дней поездки, и думала о том, как часто за моими, казалось бы, благими стремлениями скрывалось желание быть если не лучше, то хотя бы не хуже других. Например, этот, конкретный, случай с митрополичьими палатами. Как так — кто-то был в них и любовался шедеврами, а мы нет? И я хочу, хочу, хочу...
Кстати, существовала большая вероятность заслуженно оказаться «у разбитого корыта». По пессимистическим прогнозам синоптиков с самого утра добавленного нами дня предполагался сильный дождь. Да, желанная выставка проходила не под открытым небом, но до нее надо было еще добраться.
С утра светило солнышко, и мы, прихватив зонты, буквально помчались в митрополичьи палаты. Попали в замечательный музей и получили настоящую духовную радость от увиденных там икон. Потом гуляли по уже полюбившимся местам, заходили в многочисленные ярославские храмы. Благодарили Бога за Его милостив и долготерпение. За то, что у нашей почти пушкинской сказки оказался чудесный конец.
Зонтики мы открыли только вечером, с первыми каплями затяжного ливня. Под его шум и стук колес в поезде снова размышляла о своих страстях и немощах. А вернувшись в Москву, пошла на исповедь. С ненасытностью справиться можно, но только с помощью Божией.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на декларируемое равенство всех людей между собой, в обычной жизни люди любят выделяться и нередко считают себя лучше других. Кто-то говорит о своём богатстве, кто-то об образовании и развитии науки, кто-то о древности своего учения... Может показаться, что христиане в этом смысле не исключение, ведь и мы подчёркиваем истинность и моральную высоту своих представлений. Но к какому поведению эти представления подталкивают христиан? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Иногда кажется, что для того, чтобы гордиться, человеку нужно быть очень богатым, знаменитым или обладать властью. Конечно, все эти вещи нередко оказываются плодородной почвой для гордости, однако реальный опыт говорит о том, что человек в своём сердце может считать себя лучшие других и без особых на это причин. Я как-то беседовал с одной женщиной, которая, выходя за муж по расчёту, говорила, что её цель в том, чтобы улучшить породу. Судя по всему, в планах было родить гениального учёного. Однако сын, который уже родился и вырос не стал никаким учёным, с матерью практически не видится и своей семьи создавать не собирается. Кажется, что, собравшись улучшать породу, та женщина забыла о самом главном — духовном воспитании.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел рассуждает о преимуществах иудеев над язычниками. Речь, конечно, о преимуществах в отношениях с Богом. И первоначально он подчёркивает, что у иудеев есть преимущество во всех отношениях, ведь они получили откровение, то есть были научены. Однако затем, как будто бы споря сам с собой, он приходит к тому, что всё равно совершенных людей перед Богом нет и Он верен нам не из-за нашей верности, а по Своей собственной любви. Впрочем, апостол подчёркивает, что проявление Божией милости не повод для грешника грешить. Так или иначе, вывод Павла прост: так как все грешат, у иудеев на самом деле никакого преимущества нет. Но что же есть? А есть вот что: большая ответственность, потому что, если тебе много дано — много спросится. И если ты думаешь, что у тебя есть в чём-то преимущество и хочешь становиться ещё лучше или хочешь, чтобы лучше становились твои дети, то первое, что тебе стоит помнить: развивай не только тело, не только интеллект, но и душу... Многим эта мысль покажется чем-то очень простым и ясным, но на деле о ней часто забывают. Праведен не тот, кто родился в правильной семье, не тот, кто получил правильное образование и даже воспитание, но тот, кто искренне стремится к праведности в своём сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений