
Вы когда-нибудь задумывались, чем различаются туризм и паломничество? Казалось бы, и в одном, и в другом случае это путешествие, малое или большое, пешее или на транспорте. Только вот цели у этих перемещений разные. Туризм существует многообразный: спортивный, познавательный, оздоровительный и даже гастрономический! А у паломников цель всегда одна, но чрезвычайно важная — молитва. Господу и его угодникам у особо почитаемых святынь.
Однажды я отчетливо почувствовала эту разницу благодаря особому отношению тех, кого мы встретили на своём паломническом пути.
В поездку в Бородино мы отправились с большой группой прихожан нашего храма во главе с батюшкой. Предполагали посетить Спасо-Бородинский женский монастырь. Его история неразрывно связана с памятью о Бородинском сражении. Ведь монастырь основала вдова погибшего при Бородине генерала Александра Алексеевича Тучкова, Маргарита Михайловна. Они и стала первой настоятельницей обители, игуменией Марией.
Конечно, сначала мы заехали в музей-заповедник «Бородинское поле». Нашу группу встретила девушка-гид по имени Татьяна, которая сразу поставила нас в известность об ознакомительном характере экскурсии и, вглянув на часы, добавила, что в нашем распоряжении полчаса.
Но тут она увидела в нашей группе священника.
— Вы паломники? В монастырь приехали? — спросила Татьяна, подходя под благословение. А когда она начала рассказ об Отечественном войне 1812 года и Бородинской битве, стало очевидным, что Господь послал нам воцерковленного гида. Татьяна не просто излагала факты, она делилась с единомышленниками своим пониманием причин и духовных смыслов исторических событий.
Запланированные полчаса давно прошли. Но тут Таня куда-то ненадолго отлучилась, а, вернувшись, радостно сообщила нам, что, если мы не против, она может вместе с нами пройти по некоторым объектам Бородинского поля и побывать в монастыре. Мы-то точно не возражали!
Так что, весь день мы провели с прекрасным гидом. Надо ли говорить, сколько нового и духовно полезного мы узнали, побывав в памятных местах знаменитого сражения. У братских могил его участников батюшка отслужил заупокойную литию. Потом мы помолились и в Спасо-Бородинском монастыре — в его храмах, в доме игумении Марии Тучковой, в часовне преподобной схимонахини Рахили. Паломническую программу выполнили полностью.
Но неожиданно она расширилась. По совету Татьяны на обратном пути в Москву мы заехали в Можайск, в Лужецкий монастырь. Он только-только начинал возрождаться после советского периода запустения. Буквально накануне нашего счастливого приезда в обители обрели мощи преподобного Ферапонта Можайского. А через несколько дней предстояло торжественное празднование памяти этого святого и обретения его мощей.
В монастыре нас, конечно, не ждали. Единственный освященный на тот момент надвратный Преображенский храм оказался закрыт. Но Господь так устроил, что во двор монастыря вышел настоятель. Мы бросились брать у него благословение. Улыбаясь, отец игумен окинул взглядом нашу подуставшую, но довольную группу, и подозвал одного из послушников:
— Откройте им храм. Это же не простые туристы. Это паломники!
Уверена, что никогда не забуду непередаваемое словами благоухание, которое мы ощутили, войдя в надвратную церковь. Оно становилось всё более явным, пока мы поднимались по лестнице. У мощей преподобного Ферапонта, уже облачённых в священнические одежды, мы остановились в благоговейной нерешительности. Крышка мощевика была поднята. Нам предстояло приложиться к открытым мощам угодника Божия. С трепетом я слегка прикоснулась к святой главе. И унесла с собой ни с чем несравнимый аромат...
Умиротворенные и переполненные благодарностью к Господу и его святым, мы возвращались в Москву. А по салону автобуса еще долго разливалось чудесное благоухание. До тех пор, пока телесные немощи не превратили нас из паломников в обычных туристов. Мы перестали молиться, завели мирские разговоры, поели, а потом и задремали... Проснулись, подъезжая к столице. Дивного аромата в автобусе уже не осталось. Но его хорошо запомнили наши сердца.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 27. Богослужебные чтения

Вера в Бога предполагает не только радость, но и верность имеющимся принципам. Не зря апостол Павел пишет, что признаком истинного служителя Божия является терпение. Не мягкотелость, а именно стойкость, умение переносить вызовы жизни. Таким терпением, безусловно, обладал царь и пророк Давид. Об этом мы можем судить на основании псалма 27-го, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 27.
Псалом Давида.
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!
Жизнь царя и пророка Давида редко когда была спокойной. Сначала его преследовал безумный правитель Саул. Потом на Давида поднял руку его собственный сын — Авессалом. Последний находился в убеждении, что делает правое дело, защищает справедливость. А ещё некоторые предательски настроенные подданные убедили Авессалома в том, что он станет правителем лучшим, чем его отец. Вспыхнуло восстание. Давид, не желая устраивать гражданскую войну, скрылся, начал скитаться, прячась от собственного сына. Конечно, царю было очень тяжело. Он молится Богу: «К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу».
Поддавшись чувствам, Давид вполне по-ветхозаветному сначала просит Господа об отмщении: «Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими». Не в этом псалме, правда, а в иных, написанных в тот же период, царь оговаривается и просит Бога вразумить противников, но не лишать их жизни. Что совершенно понятно. Кто захочет гибели собственного ребёнка? Даже если ребёнок встал на путь зла.
Продолжая свою молитву, пророк ясно говорит, что единственной его опорой в жизни является Господь Бог. Только Он способен защитить от зла. Только Он может показать всё бессилие лжи, даже если она коварно прикрывается рассуждениями о мире и справедливости. Бог всё тайное обязательно сделает явным. Давид проникновенно пишет: «Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею».
Просьбы, которые Давид обращает к Господу, не стоит воспринимать как проявление исключительно его личного желания сохранить жизнь. Давид рассматривает собственное бытие сквозь призму судьбы народа, над которым Бог поставил его царствовать. Царствовать не в смысле беспечно пользоваться благами власти, а служить счастью людей, заботиться об их нуждах. И Давид понимает, что только опираясь на правду Божию, он способен исполнить возложенную на него миссию. Иначе царь точно не справится. Ведь искушение властью велико. Ему поддался Авессалом, решивший стать узурпатором. Давид же взывает к Богу и искренне просит Его о помощи, поддержке: «Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего. Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!»
Молитвы Давида были услышаны. Бунт Авессалома завершился провалом. Сам же неразумный царевич погиб, потому что до конца решил служить своей гордости. Давид очень горевал по поводу смерти сына, но мы сами — распорядители своей судьбы. Будем помнить об этом, и ни в коем случае не станем отступать от правды Божией.
Псалом 27. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 27. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 27. На струнах Псалтири
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь - крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь - крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!
16 июня. О заботах человека

В 6-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
О заботах человека — священник Алексий Дудин.
Мы все с вами прекрасно знаем, что человек — это не бабочка-однодневка, и заботиться о будущем для человека — естественно. Он, безусловно, должен думать о будущем себя самого. Он должен думать о будущем своей семьи, должен думать о будущем своей церкви, должен думать о будущем своего Отечества.
Так почему же Христос сказал именно эти слова и именно таким образом? А это объясняется следующим образом: человеку свойственно подменять тяжелое более легким, и заботу о небесном и духовном подменять заботой о земном. Поэтому для того, чтобы человек не скатывался в постоянную заботу о земном, Господь провёл такую духовную границу безопасности.
Господь, во-первых, знает и говорит нам о том, что все благое, что мы творим на этой земле, мы можем сделать только с помощью Божией. И человек, опытно знающий об этом, всегда просит Бога, чтобы Господь благословил его дела. Без этого благословения не получится ничего доброго.
Не нужно излишне заботиться о завтрашнем дне, но в каждом своем деле помнить, что успех человека зависит не только от его собственного произволения, но зависит от этого произволения и того благословения, которое должен дать Бог. И в этой формуле это благословение является решающим фактором.
Все выпуски программы Актуальная тема