Признаюсь — с самого детства я сильно переживаю любые расставания. Даже слишком сильно. Прощания с людьми и полюбившимися местами проходят с бурными эмоциями и потоками слёз. Будь то окончание смены в пионерском лагере или переход на другую работу. Но с началом церковной жизни стала замечать, что Господь в таких ситуациях непременно посылает утешение. Печаль прелагает в радость.
В последний день паломничества по Святой Земле мы прощались с храмом Воскресения Господня. Поклонившись Гробу Спасителя, снова обошли все приделы по периметру храма. Группа потянулась к выходу. А мне всё мало, хочу ещё хоть чуть-чуть побыть в этих стенах:
— Я вас догоню!.. Я быстро! Только на Голгофу — и сразу обратно!
Почти бегом поднимаюсь на место Крестной смерти Спасителя — и останавливаюсь в удивлении.
Потому что вижу совсем житейскую картину, которая в первое мгновение не вяжется в моей голове с этим святым местом. Идёт подготовка к уборке. Двое монахов уже сняли с камня — того, что справа от Распятия, — стеклянный футляр. И... собираются пылесосить святую скалу!
Заметив моё появление, один из братьев что-то говорит мне по-гречески. Не понимаю... Тогда красноречивым жестом энергично проводит по своим волосам — мол, давай платок! Боясь поверить, срываю с головы беленький шелковый платочек. Через мгновение его опускают в раскрывшуюся передо мной расщелину. По которой текла Господня Кровь... Не успевая даже подумать, что делаю, быстро снимаю цепочку с крестиком и образками — и они тоже освящаются на Голгофе. Снова надев на себя крестик и платок, падаю перед Распятием ниц в благодарности и трепете...
Почти бегом спускаюсь с Лобного места, успеваю на мгновение припасть к Камню Помазания и выскакиваю на улицу, где меня с нетерпением ждёт вся наша группа. Пора в гостиницу за вещами — и в аэропорт.
Поправляя платок, замечаю, что он уже не белоснежный — на нем святая пыль святой Голгофы. Я зарываюсь лицом в шёлк платка и чувствую тонкое, ни с чем не сравнимое благоухание.
В самолёте я сжимала ставший бесценным кусочек ткани, вдыхала подаренный Святой Землёй Божественный аромат и горячо молилась о нашем благополучном путешествии.
Потом пришло грустное понимание того, что для нас, уже попрощавшихся с Израилем, скоро наступит момент расставания и друг с другом. Побрела по салону, оставляя тем, к кому так привязалась за эти несколько дней, свой номер телефона и записывая их координаты.
Отец Герман усадил в свободное кресло рядом с собой. И, словно не замечая наполнивших мои глаза слёз, стал почему-то рассказывать чудесную историю из своего детства. В ней он, тогда ещё маленький пастушок, во время дождя вошёл в радугу и пережил мгновения непередаваемого счастья. Став взрослым, он будет безуспешно гоняться за радугой по полю на машине. Но дарованная Господом радость чуда осталось в душе батюшки на всю жизнь.
Высохли мои слёзы. Удивительным образом утешил меня рассказ отца Германа. Я вдруг почувствовала, что расставания со Святой Землей и её святынями не произошло. Она теперь навсегда в моем сердце.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











