
Люблю колокольный звон. Что, впрочем, неудивительно. Уверена, радость и даже ликование от размеренного благовеста и веселого перезвона испытывает каждый православный. А у меня есть еще и личная составляющая такого отношения к колоколам. Ведь много лет назад я вышла замуж за звонаря. И всё, что связано со звонами и колокольней, стало частью и моей жизни.
Среди множества наших колокольных историй есть особая. Её я вспоминаю каждый раз, когда слышу звоны Храма Христа Спасителя.
В конце прошлого столетия нам посчастливилось быть свидетелями возрождения этой святыни. Удивительно быстрого возведения её стен. И радостного возвращения её голоса. Еще до полного окончания строительства стали отливать колокола. Сначала — самый большой. Царский!
Трудно представить, каким образом подобного гиганта смогли поднять на храм-памятник в 19 веке. Даже с современной техникой это оказалось делом непростым. И очень волнительным.
Прямо у стен храма Святейший Патриарх Алексий II совершил молебен и освящение новоотлитого колокола. А потом начался подъем этого бронзового великана.
Никогда не забуду напряжение, которое мы тогда испытали. Стояли внизу на земле, не отрывая глаз от медленно поднимавшегося к небу колокола, и непрерывно пели вместе с хором: «Господи, помилуй... Господи, помилуй... Господи, помилуй!» По-другому молиться в эти минуты не могли, в волнении повторяли самое краткое и самое сердечное.
Что же чувствовал тогда рабочий, сидевшем в кабине подъемного крана! Несмотря на колоссальные размеры груза, крановщику предстояла по-настоящему ювелирная работа. Аккуратно, не раскачав, вознести 30 тонн металла и с абсолютной точностью там, на 50-метровой высоте, поставить их на выдвинутую из звонницы платформу с рельсами.
«Господи, помилуй... Господи, помилуй!» — не переставая, стучали наши сердца.
Слава Богу, подъем благополучно закончился. Царский колокол медленно въехал в звонницу и занял свое место именно в том положении, как благословил Патриарх. На Кремль с барельефа на колоколе смотрел Спаситель. С других сторон на столицу взирали Богородица и Иоанн Предтеча, а также цари — Александр I, Николай I и Александр II.
Молившиеся — и священство, и простой люд — заулыбались, облегчённо выдохнули и перекрестились, благодаря Бога. А из кабины крана спустился счастливый герой дня. Его ярко-красная рубаха на спине оказалась насквозь мокрой от пережитого им колоссального напряжения.
— Лен, что это ты поёшь? — прислушиваясь, наклонился ко мне удивлённый супруг. И через секунду уже радостно пел вместе со мной: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!» На смену треволнению пришло ликующее, пасхальное настроение!
Милостью Божией за последующие годы мне много раз доводилось слышать Царский колокол, причем находясь совсем рядом с ним, наверху храма. Думаете, потому что я жена звонаря? На самом деле, такую радостную возможность имеет любой православный христианин каждый год в пасхальные дни. Послушать да самому позвонить. Испытать то состояние, когда на звучание мощного церковного инструмента душа отзывается: «Воистину воскресе Христос!»
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 27. Богослужебные чтения

Вера в Бога предполагает не только радость, но и верность имеющимся принципам. Не зря апостол Павел пишет, что признаком истинного служителя Божия является терпение. Не мягкотелость, а именно стойкость, умение переносить вызовы жизни. Таким терпением, безусловно, обладал царь и пророк Давид. Об этом мы можем судить на основании псалма 27-го, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 27.
Псалом Давида.
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!
Жизнь царя и пророка Давида редко когда была спокойной. Сначала его преследовал безумный правитель Саул. Потом на Давида поднял руку его собственный сын — Авессалом. Последний находился в убеждении, что делает правое дело, защищает справедливость. А ещё некоторые предательски настроенные подданные убедили Авессалома в том, что он станет правителем лучшим, чем его отец. Вспыхнуло восстание. Давид, не желая устраивать гражданскую войну, скрылся, начал скитаться, прячась от собственного сына. Конечно, царю было очень тяжело. Он молится Богу: «К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу».
Поддавшись чувствам, Давид вполне по-ветхозаветному сначала просит Господа об отмщении: «Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими». Не в этом псалме, правда, а в иных, написанных в тот же период, царь оговаривается и просит Бога вразумить противников, но не лишать их жизни. Что совершенно понятно. Кто захочет гибели собственного ребёнка? Даже если ребёнок встал на путь зла.
Продолжая свою молитву, пророк ясно говорит, что единственной его опорой в жизни является Господь Бог. Только Он способен защитить от зла. Только Он может показать всё бессилие лжи, даже если она коварно прикрывается рассуждениями о мире и справедливости. Бог всё тайное обязательно сделает явным. Давид проникновенно пишет: «Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею».
Просьбы, которые Давид обращает к Господу, не стоит воспринимать как проявление исключительно его личного желания сохранить жизнь. Давид рассматривает собственное бытие сквозь призму судьбы народа, над которым Бог поставил его царствовать. Царствовать не в смысле беспечно пользоваться благами власти, а служить счастью людей, заботиться об их нуждах. И Давид понимает, что только опираясь на правду Божию, он способен исполнить возложенную на него миссию. Иначе царь точно не справится. Ведь искушение властью велико. Ему поддался Авессалом, решивший стать узурпатором. Давид же взывает к Богу и искренне просит Его о помощи, поддержке: «Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего. Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!»
Молитвы Давида были услышаны. Бунт Авессалома завершился провалом. Сам же неразумный царевич погиб, потому что до конца решил служить своей гордости. Давид очень горевал по поводу смерти сына, но мы сами — распорядители своей судьбы. Будем помнить об этом, и ни в коем случае не станем отступать от правды Божией.
Псалом 27. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 27. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 27. На струнах Псалтири
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь - крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь - крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!
16 июня. О заботах человека

В 6-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
О заботах человека — священник Алексий Дудин.
Мы все с вами прекрасно знаем, что человек — это не бабочка-однодневка, и заботиться о будущем для человека — естественно. Он, безусловно, должен думать о будущем себя самого. Он должен думать о будущем своей семьи, должен думать о будущем своей церкви, должен думать о будущем своего Отечества.
Так почему же Христос сказал именно эти слова и именно таким образом? А это объясняется следующим образом: человеку свойственно подменять тяжелое более легким, и заботу о небесном и духовном подменять заботой о земном. Поэтому для того, чтобы человек не скатывался в постоянную заботу о земном, Господь провёл такую духовную границу безопасности.
Господь, во-первых, знает и говорит нам о том, что все благое, что мы творим на этой земле, мы можем сделать только с помощью Божией. И человек, опытно знающий об этом, всегда просит Бога, чтобы Господь благословил его дела. Без этого благословения не получится ничего доброго.
Не нужно излишне заботиться о завтрашнем дне, но в каждом своем деле помнить, что успех человека зависит не только от его собственного произволения, но зависит от этого произволения и того благословения, которое должен дать Бог. И в этой формуле это благословение является решающим фактором.
Все выпуски программы Актуальная тема