
В детстве меня часто возили в деревню. Она находится на Севере, в Вологодской области. Мои предки жили там еще с 17-го века. Помню: сижу там, на деревенской кухоньке, бабушка затопила большую русскую печь. Тесто на пироги поставила в большом глиняном горшке. Его обвивали полоски бересты, для прочности и сохранения тепла. Замешивала она по-старинке, палкой. А я наблюдал и ждал своих любимых пирогов с черникой. И, так называемых, пустых пирогов. Они пеклись без начинки и заменяли хлеб, но были намного мягче.
Я любил слушать рассказы обо всём, что касалось старины. В деревне пироги были всем. Ими завтракали, брали с собой на сенокос, с ними ели суп, пили чай. В советское время деревни жили не богато. А на Севере это ещё осложняется не легким климатом для сельского хозяйства.
Бабушка, вымесив тесто, ворошила угли в печи и рассказывала, как моя прабабушка Нюра работала в пекарне. Обеспечивала хлебом всю деревню и окрестности. У неё были самые лучшие пироги.
Еще до войны в деревню переехала одна семья: пара с 3 детьми. Началась война. Мужа забрали на фронт, а жена осталась. Одна. С детьми. Из-за отсутствия кормильца их могла ждать голодная смерть. Однако, моя прабабушка нашла выход. При выпечке хлеба в пекарне оставалась ссыпавшаяся мука. Прабабушка её подметала, собирала в мешочек. Потом тайно, чтобы не увидели и не донесли, передавала этой семье, оставив в тайнике. Так они смогли выжить. Скорее всего, из этой муки мать пекла для своих детей такие же пироги, которые ел и я, слушая всю эту историю.
Я с детства запомнил её. Сегодня, повзрослев, я тоже люблю печь пироги. Каждый раз, когда замешиваю тесто, думаю об этом.
Мне не известны мотивы бабы Нюры. Руководствовалась ли она Евангелием? Не знаю. Нет никаких воспоминаний. Даже не знаю, читала она его или нет. Я её не застал. Нюра была простой крестьянкой. Однако, по таким плодам видно, что христианская традиция теплилась в безбожные годы. Именно христианский дух заставлял видеть человека в человеке. Сострадать ему. Не озлобиться. Не закрыться на себе и своих трудностях. Дух Божий не редко помогает, пробуждая в людях милующее сердце. Надеюсь, и моей прабабушке Нюре открылось это сострадание от Духа Святого.
Автор: Егор Назаренко
Все выпуски программы Частное мнение
«Сохранение семьи». Протоиерей Федор Бородин

Гостем программы «Семейный час» был протоиерей Фёдор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.
Разговор начался с размышлений о причинах разрушения семьи и привёл к рассуждению о том, как сохранить брак по-христиански. Отец Фёдор говорил, что любовь — это не чувство, а воля отдавать себя другому, и что именно труд, терпение и общая молитва позволяют супругам проходить трудности вместе.
Прозвучала мысль, что венчание — это не обряд, а начало пути, в котором каждый день — служение. Гость напомнил, что в браке важно не искать, кто прав, а уметь быть рядом, покрывать и прощать. Он привёл пример женщины, которая долгие годы ухаживала за парализованным мужем, и назвал её счастливой в служении. Сам он сказал: «Я приезжаю домой, как в рай», — так он видит свою семью после 33 лет брака.
Отец Фёдор говорил о заблуждениях, когда люди обращаются к психологии без Евангелия. Он подчеркнул, что в основе брака — молитва, любовь и работа над собой.
Этот выпуск — о пути супругов, о борьбе за единство и о том, как любовь становится делом всей жизни.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час
«Воспитание и душевные травмы». Жанна Трифонова

В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
У нас в студии была Вице-президент Международной и Российской Макаренковской Ассоциации по международным отношениям Жанна Трифонова.
Разговор шел об ошибках родителей в воспитании, которые могут приводить к душевным травмам детей, как такие ошибки не допускать и как исправлять.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Западня

В далёкие времена жили-были и дружили Лиса, Олень и Ворона.
Каждый день на рассвете они отправлялись в разные стороны в поисках пропитания, а вечером снова собирались вместе и рассказывали друг другу, где чем можно поживиться.
Однажды Лисе не повезло: целый день искала она добычу, но ничего не нашла. Голодная, злая вернулась она на поляну, смотрит, а её друзья — Олень и Ворона— о чём-то весело беседуют. Позавидовала им Лиса: вот же кому везёт! Олень повсюду находил траву, и каждый день возвращается домой довольный. А Вороне — да много ли ей надо?
Задумала Лиса погубить Оленя и вступила в разговор:
— А я сегодня видела на краю леса отличное пастбище. Трава там вкусная-превкусная. Ступай-ка ты, Олень, завтра туда.
Поверил Олень и на завтрашний день пошёл искать пастбище на краю леса. Шёл он, шёл и пришёл в поле, где росла густая рожь. Обрадовался Олень, захотел полакомиться, и попал в поставленный стариком-крестьянином капкан.
Вечером Лиса и Ворона вернулись на поляну, а Оленя всё нет и нет. Забеспокоилась Ворона и спрашивает Лису:
— Куда это наш друг Олень запропастился?
— На дальнее пастбище с утра пошёл, — отвечает Лиса. — Наверное, так наелся вкусной травы, что встать не может, там и улёгся спать.
— Надо его разбудить, — сказала Ворона.
— Навряд ли ты его добудишься, — говорит Лиса. — Но если хочешь свежего мяса — лети, а я приду за тобой следом.
Полетела Ворона на ржаное поле, видит: Олень попал в западню. Рвётся из капкана, кровью истекает — уже чуть живой.
— Давай вот что сделаем: я полечу к хозяину поля, сяду на крышу его юрты и буду кричать: «Готовь верёвку, олень в западне», — говорит Ворона. — Старик тут же прибежит, а ты не шевелись. Он подумает, что ты уже не дышишь, освободит тебя из капкана. А когда сядет рядом отдышаться и достать мешок, ты вскакивай и беги что есть мочи.
Полетела Ворона к дому, где жил старик-крестьянин, и начала громко каркать: «Готовь верёвку, олень в западне!» Выскочил старик из юрты, в чём был, и бросился на поле. Видит: лежит прекрасный олень и не шелохнётся, словно мёртвый. Обрадовался старик хорошей добыче, открыл капкан, и присел после быстрого бега передохнуть. Тут Олень вскочил и пустился наутёк.
Старик снова настроил западню и пошёл домой ни с чем, ругая себя за ротозейство.
Догадался Олень, что коварная Лиса нарочно его на поле заманила, и решили они с Вороной подальше от неё поселиться, в другом месте жить.
Подождала Лиса, и тоже на дальнее пастбище побежала. Бежит она, по сторонам не смотрит, прикидывает про себя: может, заодно ей и Ворону схватить? Так с ходу и угодила в западню, которую крестьянин в другое место переставил.
Стала Лиса звать на помощь, да только кого?
Кто друзей предаёт, тому не на кого рассчитывать в беде.
Дружбой дорожить надо.
(по мотивам монгольской сказки)
Все выпуски программы Пересказки