![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/11/chastnoe-mnenie_16h9.jpg)
В детстве меня часто возили в деревню. Она находится на Севере, в Вологодской области. Мои предки жили там еще с 17-го века. Помню: сижу там, на деревенской кухоньке, бабушка затопила большую русскую печь. Тесто на пироги поставила в большом глиняном горшке. Его обвивали полоски бересты, для прочности и сохранения тепла. Замешивала она по-старинке, палкой. А я наблюдал и ждал своих любимых пирогов с черникой. И, так называемых, пустых пирогов. Они пеклись без начинки и заменяли хлеб, но были намного мягче.
Я любил слушать рассказы обо всём, что касалось старины. В деревне пироги были всем. Ими завтракали, брали с собой на сенокос, с ними ели суп, пили чай. В советское время деревни жили не богато. А на Севере это ещё осложняется не легким климатом для сельского хозяйства.
Бабушка, вымесив тесто, ворошила угли в печи и рассказывала, как моя прабабушка Нюра работала в пекарне. Обеспечивала хлебом всю деревню и окрестности. У неё были самые лучшие пироги.
Еще до войны в деревню переехала одна семья: пара с 3 детьми. Началась война. Мужа забрали на фронт, а жена осталась. Одна. С детьми. Из-за отсутствия кормильца их могла ждать голодная смерть. Однако, моя прабабушка нашла выход. При выпечке хлеба в пекарне оставалась ссыпавшаяся мука. Прабабушка её подметала, собирала в мешочек. Потом тайно, чтобы не увидели и не донесли, передавала этой семье, оставив в тайнике. Так они смогли выжить. Скорее всего, из этой муки мать пекла для своих детей такие же пироги, которые ел и я, слушая всю эту историю.
Я с детства запомнил её. Сегодня, повзрослев, я тоже люблю печь пироги. Каждый раз, когда замешиваю тесто, думаю об этом.
Мне не известны мотивы бабы Нюры. Руководствовалась ли она Евангелием? Не знаю. Нет никаких воспоминаний. Даже не знаю, читала она его или нет. Я её не застал. Нюра была простой крестьянкой. Однако, по таким плодам видно, что христианская традиция теплилась в безбожные годы. Именно христианский дух заставлял видеть человека в человеке. Сострадать ему. Не озлобиться. Не закрыться на себе и своих трудностях. Дух Божий не редко помогает, пробуждая в людях милующее сердце. Надеюсь, и моей прабабушке Нюре открылось это сострадание от Духа Святого.
Автор: Егор Назаренко
Все выпуски программы Частное мнение
2 июля. О личности Апостола Иуды Иаковлева
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/02/Aktualnaja-tema-edited-1024x576.jpg)
Сегодня 2 июля. День памяти Апостола Иуды Иаковлева, брата Господня.
О его личности, — священник Августин Соколовски.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/06/Apostol-Pavel-mozaika.jpg)
Апостол Павел. Мозаика
Рим., 86 зач., IV, 4-12.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Dmitrij-Barickij-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как улучшить свои отношения с Богом? Что для этого необходимо сделать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Тема соотношения ритуала и живой веры является одной из центральных для посланий апостола Павла. И обращается он к ней неслучайно. Иудеи были уверены — для того, чтобы поддерживать с Богом хорошие отношения, достаточно исполнять установленные ритуальные предписания. Исполняешь, следовательно, ты верующий человек. При этом в качестве образца подлинной веры они называли родоначальника еврейского народа праведного Авраама. Дескать, Бог избрал его именно за то, что он скрупулёзно следовал всем тем правилам, которые были позже записаны пророком Моисеем в священных книгах.
Апостол Павел категорически против такого понимания сущности веры. Соблюдение ритуала не является её обязательным признаком. Ведь Авраам жил за много столетий до того, как обрядовый закон был записан. Господь выбрал его за особое внутреннее расположение души. В сердце праведника жила острая потребность в Боге. Всю свою сознательную жизнь он искал Творца и старался увидеть в этой жизни высокий смысл.
Ради того, чтобы обрести этот путь, он решился совершить серьёзный поступок. На склоне лет Авраам оставил всё своё имущество и отправился в неведомую страну. Он подчинился голосу, который всё сильнее и сильнее звучал в его сердце и который по убеждению Авраама принадлежал Богу. Это был страшный риск.
Итак, апостол Павел выражается вполне определённо. Не тщательное, доведённое о автоматизма, исполнение религиозного ритуала является главным признаком праведности. И не внешняя принадлежность к богодухновенной истинной религии, чем так кичились некоторые иудеи. Признаком особых отношений с Богом является искреннее желание найти Творца и способность совершить ради этого желания поступок. Если потребуется, пойти на риск.
Это напоминание апостола актуально и для всякого из нас. Нередко, подобно древним евреям, в своей духовной жизни мы довольствуемся тем, что делаем чрезмерный акцент на внешних атрибутах религиозной традиции. Безусловно, порой и механическое исполнение привычных ритуалов — вещь необходимая. Однако для того, чтобы улучшить свои отношения с Богом, необходимы не только ритуальные практики.
Для Бога нет ничего приятней, когда мы оказываемся способными совершить ради Христа и Его Евангелия новое действие. Это мужество в привычной и стандартной ситуации общения с окружающими нас людьми поступить сегодня не так, как я поступал вчера и всё время до этого. Сила проявить любовь, милость и снисхождение к человеку, даже если это потребует от меня шагнуть в свой страх, испытать дискомфорт и боль. Наша главная задача — выработать у себя этот навык. Возможно, я буду делать ошибки на этом пути. Это не страшно. Главное, что я не стою на месте. А потому мой духовный опыт растёт. Моя связь с Богом становится крепче. Моё сердце не засыхает, а вера становится по-настоящему живой и действенной.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Присоединиться к добрым делам Церкви
Студенты из Москвы, Никита и Эстель, недавно поженились. И свой медовый месяц они провели не в увлекательном путешествии, а посвятили его помощи ближним.
Молодые люди познакомились в социальных сетях. Никита с интересом наблюдал за активной жизнью подруги — она трудилась добровольцем в московском церковном штабе помощи беженцам. Однажды девушка отправилась в волонтёрскую поездку в город Мариуполь. Никита очень за неё переживал, и когда Эстель вернулась в Москву, сказал: «больше одну не отпущу». Молодой человек сделал ей предложение, и они поженились. А через некоторое время, уже вдвоём, поехали в Донецк — помогать пострадавшим людям в больницах. Супруги признаются, что вместе гораздо легче переносить непростые будни больничных волонтёров.
Сейчас ребята находятся в Москве, работают. В свой отпуск они планируют отправиться в Северодонецк — ухаживать за одинокими стариками.
Вы тоже можете стать добровольцами, как Никита и Эстель, для этого заполните анкету на сайте: помочьвбеде.рф
Там же можно поддержать беженцев и пострадавших жителей Донбасса, сделав любой благотворительный взнос. Присоединяйтесь к добрым делам Русской Православной Церкви!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов