В детстве меня часто возили в деревню. Она находится на Севере, в Вологодской области. Мои предки жили там еще с 17-го века. Помню: сижу там, на деревенской кухоньке, бабушка затопила большую русскую печь. Тесто на пироги поставила в большом глиняном горшке. Его обвивали полоски бересты, для прочности и сохранения тепла. Замешивала она по-старинке, палкой. А я наблюдал и ждал своих любимых пирогов с черникой. И, так называемых, пустых пирогов. Они пеклись без начинки и заменяли хлеб, но были намного мягче.
Я любил слушать рассказы обо всём, что касалось старины. В деревне пироги были всем. Ими завтракали, брали с собой на сенокос, с ними ели суп, пили чай. В советское время деревни жили не богато. А на Севере это ещё осложняется не легким климатом для сельского хозяйства.
Бабушка, вымесив тесто, ворошила угли в печи и рассказывала, как моя прабабушка Нюра работала в пекарне. Обеспечивала хлебом всю деревню и окрестности. У неё были самые лучшие пироги.
Еще до войны в деревню переехала одна семья: пара с 3 детьми. Началась война. Мужа забрали на фронт, а жена осталась. Одна. С детьми. Из-за отсутствия кормильца их могла ждать голодная смерть. Однако, моя прабабушка нашла выход. При выпечке хлеба в пекарне оставалась ссыпавшаяся мука. Прабабушка её подметала, собирала в мешочек. Потом тайно, чтобы не увидели и не донесли, передавала этой семье, оставив в тайнике. Так они смогли выжить. Скорее всего, из этой муки мать пекла для своих детей такие же пироги, которые ел и я, слушая всю эту историю.
Я с детства запомнил её. Сегодня, повзрослев, я тоже люблю печь пироги. Каждый раз, когда замешиваю тесто, думаю об этом.
Мне не известны мотивы бабы Нюры. Руководствовалась ли она Евангелием? Не знаю. Нет никаких воспоминаний. Даже не знаю, читала она его или нет. Я её не застал. Нюра была простой крестьянкой. Однако, по таким плодам видно, что христианская традиция теплилась в безбожные годы. Именно христианский дух заставлял видеть человека в человеке. Сострадать ему. Не озлобиться. Не закрыться на себе и своих трудностях. Дух Божий не редко помогает, пробуждая в людях милующее сердце. Надеюсь, и моей прабабушке Нюре открылось это сострадание от Духа Святого.
Автор: Егор Назаренко
Все выпуски программы Частное мнение
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











