В середине XV века на престол Великого княжества Московского взошёл 22-летний Иван III. Правнук Дмитрия Донского, славного победителя Мамаева войска на Куликовом поле. Иван мечтал о единой, сильной, независимой Руси. Он давно созрел для решения ликвидировать остатки зависимости от Орды. Впрочем, грозная Золотая Орда к тому времени прекратила своё существование. Но её преемник — ханство Большая Орда в низовьях Волги, — продолжало смотреть на Русь как на своего вассала и требовало от нее покорности. Как считают историки, около 1471 года в Москву к Ивану III за данью явились послы из Большой Орды. Великий князь Московский оказал им неожиданный приём. Как повествует историческая хроника «Казанский летописец», Иван взял из рук послов ярлык с требованием дани, «бросил на землю и затоптал ногами своими». Другими словами — платить отказался. Послов прогнал, и велел им передать хану Ахмату, что больше у него не получится творить зло на Руси.
Нетрудно догадаться, что хан таким поведением князя был очень недоволен. Тем более, что в том же 1471-м Иван III без разрешения Орды присоединил к Московскому княжеству Новгородские земли, невзирая на то, что Ахмат уже выдал на них ярлык литовскому князю Казимиру IV-му. Прояснить вопрос Большая Орда решила привычным способом: в 1472-м году, Ахмат пошёл на Русь. Дружина Ивана III встретила ордынцев на подступах к Москве и не позволила им переправиться через Оку. В отместку за это Ахмат сжёг подмосковную крепость Алексин, однако был вынужден отступить. Вернувшись из похода ни с чем, хан, согласно хронике, дал зарок: «Если не захвачу великого князя московского, и не приведу его связанного, то зачем мне жизнь и царская моя власть?» И в 1480-м, вновь двинул на непокорную Москву многотысячную армию.
Получив известие о том, что Ахмат движется к Москве, Иван III начал сбор дружины. 6 июля, после молебна перед чудотворным образом Божией Матери «Владимирская», главные силы русских войск во главе с самим Иваном Третьим, выступили из Белокаменной. Хан Ахмат, тем временем, собрал основные силы и двинулся к месту, где в Оку впадает река Угра. И стал ждать подкрепления, которое ему пообещал литовский князь Казимир. Ахмат рассчитывал, что его конница сможет перейти Угру, и тогда ордынцы очень скоро оказались бы у стен Москвы. Иван Третий прекрасно это понимал. И повёл свои войска против захватчиков.
Современные исследователи на основе исторических документов сумели максимально точно воссоздать ход этого сражения. Оно началось 8 октября 1480 года около часу дня, и непрерывно продолжалось до 11 октября. Четверо суток русское войско не давало ордынцам перейти реку вброд. Осень между тем выдалась крайне холодной. Ударили морозы. Угра покрылась льдом. Казалось бы, теперь Ахмату ничто не могло помешать перейти её в любом месте. Однако ордынская армия словно застыла в нерешительности. А спустя несколько дней, 28 октября, неожиданно для всех Ахмат собрал войско и ушёл в степи. «Бежали же татары с Угры наги и босы», — сообщают летописные источники. Некоторые учёные полагают, что такое резкое и нелогичное отступление противника могло произойти из-за того, что степным кочевникам сложно вести военные действия зимой, когда у лошадей нет подножного корма. Другие — например, историк Николай Карамзин — видели в таком исходе чудо и милость Божью. «Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас Россию!» — писал он о победе на Угре. Так или иначе, Большая Орда больше никогда не выражала притязаний на русскую землю, не вмешивалась в политику и не требовала дани. Замечательно отзывается об этой победе хроника «Казанский летописец»: «И тогда великая наша Русская земля освободилась от ярма и гнёта басурманского и начала обновляться». Так в действительности и было: великое стояния на Угре в 1480 году положило начало новой эпохи в истории Русского государства — независимости и объединению.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 203 зач., II, 16-20.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Уже третью тысячу лет Церковь Христова устами апостолов и святых пытается донести до всего мира, что у человека нет ни малейшей возможности обрести блаженную вечность своими собственными силами. Нет и не может быть той последовательности действий, которая открыла бы нам двери Царства Небесного. Эти двери может открыть лишь Христос. Сегодня во время литургии в православных храмах мы вновь услышали эту мысль, она была взята из 2-й главы Послания апостола Павла к Галатам.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Некоторые мысли апостола Павла довольно сложны для понимания, однако только что услышанные нами слова понять просто, они не нуждаются в каком-то особо глубоком комментировании: «Делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16). Эти слова — не какое-то абстрактное умозаключение, это не финальный вывод теоретических выкладок, это выражение многовекового опыта человечества, а также частного опыта любого непредвзятого к самому себе человека.
Именно таким человеком был и апостол Павел. Мы знаем, что он со времени своей юности был ревностным исполнителем закона Моисея, ради того, чтобы ни в чём не погрешить против закона, будущий апостол учился в лучшей религиозной школе своего времени — у одного из основателей талмудического иудаизма раввина Гамалиила. Учёба у этого человека лишь усилила пламень стремления к угождению Богу в душе Павла, он, наряду с другими фарисеями, всеми силами старался уничтожить то, что, как ему казалось, способно увести людей от древнего закона. Так Павел стал гонителем христиан. Здесь важно заметить, что он гнал учеников Христовых не по злобе, не ради какой-то выгоды, не по глупости и не за компанию, он боролся с христианами исключительно по причине особой религиозной ревности. Любой человек может ошибаться, и Бог в силах обратить наши ошибки во благо, в том, конечно, случае, если мы заблуждались искренне и от чистого сердца стремились к добру. Подобное произошло и с апостолом Павлом: Бог в буквальном смысле перевернул жизнь апостола. Павлу явился Господь Иисус Христос, и это явление означало то, что апостол выразил в только что прозвучавшем отрывке своего Послания к галатам: дела закона способны привести к ожесточению, к гордыне, к духовной слепоте, к надменности, много к чему ещё, но они не могут привести к спасению.
Однако не стоит понимать слова апостола как указание на отказ от закона. Нет, Павел оставался ревностным исполнителем закона, но своё спасение он видел не в своих делах, а в Господе Иисусе Христе.
Если это так, то для чего же вообще нужен закон? Для чего нужны религиозные ограничения, если они не приводят к спасению? Ответ мы находим ещё в одном месте павловых посланий, в котором говорится о невозможности оправдаться перед Богом делами закона, — в Послании к римлянам, там мысль апостола выражена чуть полнее: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех» (Рим. 3:20). Внешний закон нужен в качестве некоего камертона, без него человечество утратило бы представление о недопустимом, а ещё он нужен, чтобы человек мог осознать собственную слабость и понять, что ему нужен Спаситель — Господь наш Иисус Христос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим»
Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим, чтобы имел я с чем предстать пред ангелами живыми.
Без живота твоего не смогу я дышать воздухом, которым дышат ангелы, не смогу вкушать хлеб, который ангелы вкушают. И вновь буду изгнан за врата Царства небесного, пред которыми лежу ныне будто расслабленный.
Прельстил меня мир хлебом своим — и засыпал душу мою камнями. Прельстил меня рыбою — и наполнил сердце скорпионами. Прельстил меня светом и окутал разум.
Нет во мне ненависти к нищему, но возненавидел я мир, который будучи нищ богатсвом кичится. Нет во мне ненависти к скупцу, но ненавижу я мир, который будучи скупцом похваляется щедростью. И к безумному нет во мне ненависти, но возненавидел я мир, который, будучи безумным, выдает себя за мудреца. Нет ненависти к больному, но возненавидел я мир, который словно чахоточный больной отравляет воду здоровым намеренно.
Господи, ненавижу лжеца и притворщика — говоря о небе, закопал он в землю жизнь мою.
Был некогда богатый торговец, и умер, и разграбили соседи лавку его, и стояла она разграбленная, лишь список дорогих товаров и имя лавочника на двери напоминали о хозяине.
Таков и я, подобен лавке той, со стыдом сказал себе. Всё ещё ношу имя жизни, а вся жизнь моя соседями моими разграблена.
Сыне Божий, Сыне Живота, напитай жизнью прах мой.
Освободи от камней душу мою, и напитай её хлебом истинным. Очисти сердце моё от скорпионов и исполни Тобою. Изгони тьму из ума моего и наполни его светом небесным.
Ибо, не ожить мне, если оживёт одна душа моя, а сердце полным смертных желаний останется. И не воскреснуть мне во Царствии Твоём, Господи, если только сердце моё очистится, ум же во мраке останется.
Воистину, пока все три источника не очистятся и не станут прозрачными, не будет жизни во мне, ибо если один только очистится два других замутят его.
Если два очистятся, довольно будет третьего, чтобы замутить два. Каждый из трёх источников во мне — или отравитель или спаситель других.
Сыне Живота, напитай жизнью прах мой. В Тебе одном мудрость моя, ибо в Тебе не только разум божественный, но и девство и святость божественная. Ибо, не был бы Ты рождён от девства божественного и святости, не стал бы мудростью, но остался бы ограниченным земным знанием и опытом мирским.
Сыне Божий, Ты еси хлеб единственный питающий жизнь мою. Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственная вода живая, утоляющая жажду пустыни жизни моей.
Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственный воздух чистый, исцеляющий расслабленность жизни моей. Помилуй, Господи и спаси мя!
«14-е воскресенье по Пятидесятнице». о. Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мученицы Людмилы Чешской, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Ефросинии Суздальской, преподобного Илариона Оптинского, святителя Дмитрия Ростовского, пророка Ионы.
Все выпуски программы Седмица