
Фото: PxHere
В середине XV века на престол Великого княжества Московского взошёл 22-летний Иван III. Правнук Дмитрия Донского, славного победителя Мамаева войска на Куликовом поле. Иван мечтал о единой, сильной, независимой Руси. Он давно созрел для решения ликвидировать остатки зависимости от Орды. Впрочем, грозная Золотая Орда к тому времени прекратила своё существование. Но её преемник — ханство Большая Орда в низовьях Волги, — продолжало смотреть на Русь как на своего вассала и требовало от нее покорности. Как считают историки, около 1471 года в Москву к Ивану III за данью явились послы из Большой Орды. Великий князь Московский оказал им неожиданный приём. Как повествует историческая хроника «Казанский летописец», Иван взял из рук послов ярлык с требованием дани, «бросил на землю и затоптал ногами своими». Другими словами — платить отказался. Послов прогнал, и велел им передать хану Ахмату, что больше у него не получится творить зло на Руси.
Нетрудно догадаться, что хан таким поведением князя был очень недоволен. Тем более, что в том же 1471-м Иван III без разрешения Орды присоединил к Московскому княжеству Новгородские земли, невзирая на то, что Ахмат уже выдал на них ярлык литовскому князю Казимиру IV-му. Прояснить вопрос Большая Орда решила привычным способом: в 1472-м году, Ахмат пошёл на Русь. Дружина Ивана III встретила ордынцев на подступах к Москве и не позволила им переправиться через Оку. В отместку за это Ахмат сжёг подмосковную крепость Алексин, однако был вынужден отступить. Вернувшись из похода ни с чем, хан, согласно хронике, дал зарок: «Если не захвачу великого князя московского, и не приведу его связанного, то зачем мне жизнь и царская моя власть?» И в 1480-м, вновь двинул на непокорную Москву многотысячную армию.
Получив известие о том, что Ахмат движется к Москве, Иван III начал сбор дружины. 6 июля, после молебна перед чудотворным образом Божией Матери «Владимирская», главные силы русских войск во главе с самим Иваном Третьим, выступили из Белокаменной. Хан Ахмат, тем временем, собрал основные силы и двинулся к месту, где в Оку впадает река Угра. И стал ждать подкрепления, которое ему пообещал литовский князь Казимир. Ахмат рассчитывал, что его конница сможет перейти Угру, и тогда ордынцы очень скоро оказались бы у стен Москвы. Иван Третий прекрасно это понимал. И повёл свои войска против захватчиков.
Современные исследователи на основе исторических документов сумели максимально точно воссоздать ход этого сражения. Оно началось 8 октября 1480 года около часу дня, и непрерывно продолжалось до 11 октября. Четверо суток русское войско не давало ордынцам перейти реку вброд. Осень между тем выдалась крайне холодной. Ударили морозы. Угра покрылась льдом. Казалось бы, теперь Ахмату ничто не могло помешать перейти её в любом месте. Однако ордынская армия словно застыла в нерешительности. А спустя несколько дней, 28 октября, неожиданно для всех Ахмат собрал войско и ушёл в степи. «Бежали же татары с Угры наги и босы», — сообщают летописные источники. Некоторые учёные полагают, что такое резкое и нелогичное отступление противника могло произойти из-за того, что степным кочевникам сложно вести военные действия зимой, когда у лошадей нет подножного корма. Другие — например, историк Николай Карамзин — видели в таком исходе чудо и милость Божью. «Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас Россию!» — писал он о победе на Угре. Так или иначе, Большая Орда больше никогда не выражала притязаний на русскую землю, не вмешивалась в политику и не требовала дани. Замечательно отзывается об этой победе хроника «Казанский летописец»: «И тогда великая наша Русская земля освободилась от ярма и гнёта басурманского и начала обновляться». Так в действительности и было: великое стояния на Угре в 1480 году положило начало новой эпохи в истории Русского государства — независимости и объединению.
Все выпуски программы Открываем историю
Косовская битва

«Встала рано девица косовка,
И пошла она Косовским полем;
Посреди побоища проходит,
Славного побоища царёва,
Витязей оглядывает мёртвых,
А кого найдёт ещё живого —
Чистою водой его умоет».
Эти строки известной сербской народной песни рассказывают об одной из страниц истории Сербии — Косовской битве. Она произошла спустя 9 лет после того, как московский князь Дмитрий Донской победил монгольскую армию на Куликовом поле в 1380 году. В это же время православный сербский народ тоже боролся за свою свободу, только с османами.
Ещё в середине XIV века турецкие войска пересекли пролив Дарданеллы и двинулись к центру Балканского полуострова. Во главе Османской империи тогда стоял султан Мурад I, желавший расширить границы своего государства и распространить ислам. Чтобы продвинуться к странам Европы, ему нужно было покорить сербские княжества. Когда-то на их месте располагалось могучее Сербское царство, но после смерти царя Стефана Душана оно распалось на небольшие княжества со своими правителями.
В 1389 году войска Мурада подошли к местности Косово. Один из сербских князей — Лазарь Хребелянович собрал объединённое сербское и боснийское войско, чтобы дать отпор противнику. По преданию, в ночь перед битвой Лазарю явился ангел и предложил выбор между двумя царствами: земным и Небесным. При выборе царства земного сербы смогли бы одержать победу и получить дальнейшее процветание княжеств, но лишь до смерти князя Лазаря. При выборе другого варианта его народ должен был проиграть битву, но сохранить православную веру и войти в Царствие Небесное. Лазарь выбрал царство, над которым не властно время.
15 июня в день памяти святого Вита на Косовом поле сошлась армия османов и славянское войско. Битва была ожесточённой и кровопролитной. Несмотря на превосходство противника, сербы долго сражались на равных. В ходе сражения султан Мурад I был убит. У историков нет единого мнения об имени героя, совершившего этот поступок. Национальный сербский эпос приписывает подвиг молодому воину — Милошу Обличу. По легенде, притворившись, что сдаётся в плен, он напал на султана и лишил его жизни. Сам герой легенды сразу же был убит.
В ходе битвы на Косовом поле князь Лазарь попал в плен и был казнён, а его войска понесли тяжёлый урон и больше не могли сопротивляться врагу. Народ Сербии оказался покорён османами и на долгие пять столетий утратил свою государственность. В знак уважения к сербскому правителю, турки отдали его тело сербам, которые с почестями похоронили Лазаря, а спустя несколько лет обрели его нетленные мощи. Тогда же князь, известный при жизни делами благочестия, был причислен к лику святых. Память о Косовской битве легла в основу многочисленных песен, картин и литературных произведений.
Только в XIX веке Сербия обрела независимость от османского ига. Именно в этот период память о Косовской битве стала одним из главных факторов формирования идеи национального единства. Сербы воспринимали Косово поле как символ народной силы духа. И до сих пор они особо почитают день Косовской битвы. 28 июня празднуется главный национальный праздник Сербии — Видовдан. В этот день сербы идут на богослужение и вспоминают о выборе святого князя Лазаря.
Все выпуски программы Открываем историю
Геленджик. Собор Вознесения Господня

Современный курорт Геленджик был когда-то небольшой крепостью — береговым укреплением Русского Черноморского флота на Северном Кавказе. Прежде османский, Геленджик стал русским в 1829 году — после окончания Русско-Турецкой войны, по Адрианопольскому мирному договору. Одной из первых русских построек на территории крепости стал православный храм Вознесения Господня.
Деревянный, с небольшой колокольней, он вмещал всех, тогда ещё немногочисленных обитателей крепости, в основном — военных. По сохранившимся документам, в штате храма числился один иеромонах и два его помощника. Так продолжалось вплоть до начала Крымской войны. В 1854-м году союзники Турции — Британия и Франция — блокировали своим флотом Черноморское побережье России и Северокавказские береговые укрепления оказались под угрозой вражеского захвата. Тогда российское военное командование отдало приказ покинуть укрепления, предварительно уничтожив в них все сооружения. Постигла эта участь и Геленджикскую крепость. Деревянная церковь Вознесения Господня сгорела вместе с остальными крепостными строениями.
Русские вернулись в Геленджик через десять лет. В центре поселения, на главной площади, вновь отстроили деревянный Вознесенский храм. Церковь, приписанная к Кавказской епархии, простояла там до начала ХХ века. В 1904-м жители и гости стремительно разросшегося Геленджика обратились к Черноморскому губернатору с просьбой построить большой каменный храм. Старый, деревянный уже попросту не вмещал всех верующих.
Через год работа закипела. На глазах горожан поднимались стены будущего собора, сделанные из кирпича и дикого камня. Через четыре года, накануне праздника Вознесения Господня, епископ Сухумский и Черноморский Димитрий освятил новый собор — белоснежный, пятиглавый, в русско-византийском стиле, с тонкой фасадной узорчатой лепниной, трёхъярусной колокольней и золотыми шлемовидными куполами. Храм оставался действующим всю первую треть ХХ века. В 1932-м советские власти постановили закрыть Вознесенский собор Геленджика. Его настоятелем тогда был священник Дмитрий Легейдо, ныне причисленный к сонму новомучеников и исповедников Российских. Храм опечатали, а отца Дмитрия арестовали и вскоре расстреляли. В годы Великой Отечественной войны храм вернули верующим, но ненадолго. В 1950-м его вновь закрыли и он пришёл в запустение — разрушились отделка фасада и внутренняя роспись.
В 1991-м году началась новая страница в истории геленджикского Вознесенского собора — храм вернули верующим. После серьёзной реставрации он вновь открыл свои двери для прихожан. Теперь фасад собора украшают великолепные мозаики, а сам он, словно белоснежный корабль, возвышается на фоне гор и моря. В 2013-м году Вознесенский собор Геленджика получил статус кафедрального, став одним из главных храмов Новороссийской епархии.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Псалом 91. Богослужебные чтения

Людям свойственно начать ценить что-либо тогда, когда они что-то теряют. Или оказываются перед угрозой потери. Вот и древние иудеи начинали ценить мирное время, когда на их землю приходила война. И тогда они вспоминали о Боге, о благочестии и просили от всего сердца о возвращении мирного времени. Таким настроением проникнут псалом 91-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 91.
2 Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний,
3 возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,
4 на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях.
5 Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих.
6 Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!
7 Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того.
8 Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки,
9 Ты, Господи, высок во веки!
10 Ибо вот, враги Твои, Господи, — вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие;
11 а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащён свежим елеем;
12 и око моё смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях.
13 Праведник цветёт, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.
14 Насаждённые в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего;
15 они и в старости плодовиты, сочны и свежи,
16 чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нём.
Прозвучавший псалом не имеет надписания, то есть указания авторства. Но, скорее всего, он был написан не Давидом и не Соломоном, а значительно позже. Написан царём Езекией или его придворным поэтом после того, как немногочисленное войско древних иудеев победило значительно более могущественного противника, почти уже осадившего Иерусалим. Случившееся иначе как чудом назвать было просто нельзя.
И составитель псалма обращает к Богу слова искренней благодарности, восхищается могуществом Господним, а ещё призывает всех людей славить Творца вместе с собой. Мы слышим такие слова: «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!» Конечно, мы имеем дело с ветхозаветным религиозным мышлением, которому была свойственна некоторая приземлённость. Но радость о спасении, которую чувствует автор псалма, не может не вдохновлять.
Псалмопевец торжествует — наступила победа, все опасности преодолены. И всё благодаря Богу, о Котором он восхищённо пишет: «Ты, Господи, высок во веки! Ибо вот, враги Твои, Господи, — вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие». Безусловно, автор псалма радуется тому, что плодами победы Господь даёт воспользоваться тем, кто Ему верен. И эта верность позволяет не бояться неприятелей, помогает не страшиться наступающего дня. Или как читаем мы в псалме: «я умащён свежим елеем; и око моё смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях».
Прозвучавший псалом имеет и пророческий характер. Образ праведника, о котором мы слышим, имеет отношение не только к ветхозаветным евреям, но и к грядущему Мессии. Спаситель, обещанный пророками, победит не земных врагов, но более страшного неприятеля — саму смерть. Христос воскрес из мёртвых не Себя ради, а ради нас. И этой победой Он с нами щедро делится. Не будем же отвергать этот поразительный дар. Будем Богу верны и в слове, и в деле, и каждый день нашей жизни, чтобы стать нам истинными свидетелями правды Господней, которая приносит настоящую радость бытия. Радость, способную насытить и самого человека, стремящегося жить по воле Божией, и тех, кто находится рядом с ним.