Русские дороги - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Русские дороги

* Поделиться

Фото: PxHere

Когда в России появились дороги между населёнными пунктами? Однозначно ответить на этот вопрос историки не берутся. Очевидно, что это произошло позже, чем в Европе, которой грунтовые или мощёные междугородние пути достались в наследство от древних римлян. На Руси же долгое время функцию дорог выполняли реки. Речные пути связывали между собой крупные города и открывали жителям древнерусского государства выход в заморские страны. Достаточно вспомнить знаменитый водный торговый путь «из варяг в греки», который простирался от скандинавских земель до Византии.

Что же касается сухопутных дорог, то первые документальные сведения о них содержатся в «Повести временных лет» и относятся к периоду с 908-го по 1015-й год. Летописец сообщает, что в эти годы великий князь Владимир Святославич призвал своих подданных «требить — то есть, расчищать — пути и мостить мосты». Археологам удалось найти подтверждение этой информации — при раскопках в Киеве были обнаружены расписки за оплату строителям дорог. Как ни парадоксально, большую роль в развитии дорожного сообщения на Руси сыграли татаро-монголы. За двести с лишним лет ига захватчики-кочевники проложили множество сухопутных маршрутов. И даже сздали на них своего рода станционную сеть — на дорогах появились особые места, где можно было остановиться на отдых, сменить лошадей, передать или получить письма. Такие остановки назывались «ямы» — от тюркского слова «дзям», что означает «дорога».

Система ямов прижилась на Руси и после свержения татаро-монгольского ига. К концу 1516 года на дорогах Государства Российского насчитывалось около трёхсот ямских дворов, как стали называть эти дорожные станции. Тогда же возник и Ямской приказ — орган государственного контроля над дорожным и почтовым сообщением. А в XVII-м веке на дорогах появились верстовые столбы. Они отмечали расстояние, которое предстояло проделать путнику до ближайшего ямского двора или населённого пункта. Первые каменные верстовые столбы по указу царя Алексея Михайловича были установлены на дороге между Москвой и летней резиденцией государя в Коломенском. Столбы были очень длинными — четырёхметровыми. Отсюда и появился фразеологизм «коломенская верста» — так по сей день иногда называют очень высоких и худых людей. Задолго до появления верстовых столбов вехами на дорогах России служили поклонные кресты.

В царствование Петра Первого грунтовая дорога связала Москву с новой столицей, Санкт-Петербургом. Появился Сибирский тракт. Он проходил из Москвы через Муром, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Томск, Иркутск, Нерчинск. А российским правителем, который ввёл официальные государственные стандарты дорожного строительства, стал император Александр Первый. При нём появились такие понятия, как «проезжая часть» и «тротуар». Тогда же вдоль дорог начали высаживать деревья и цветы как элемент благоустройства.

Сегодня скоростные трассы протянулись от Москвы до Владивостока. Дороги — давно уже не одна из «русских бед». Они делают функционирование государства более эффективным, а жизнь людей — комфортной.


Все выпуски программы Открываем историю

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем