
Фото: Piqsels
24 октября 1897 года принято считать датой рождения отечественного футбола. Именно в этот день в столице Российской Империи — Санкт-Петербурге, состоялся первый официальный публичный футбольный матч.
Впрочем, слово «футбол» в то время было ещё в новинку. «Ножной мяч» — так в конце XIX века чаще называли эту игру. В Россию её привезли англичане — тогда на русских мануфактурах, заводах и фабриках трудилось немало выходцев из Туманного Альбиона. Именно они увлекли заморской забавой своих российских друзей и коллег. На крупных предприятиях стали появляться любительские команды. Однако широкое признание в России игра получила не сразу.
Впервые серьёзную статью о футболе как о виде спорта, а не просто способе скоротать досуг, опубликовал журнал «Охотник» в 1888 году. В ней подробно объяснялись правила игры, и даже прилагалась схема расположения игроков на поле. И вот спустя девять лет, в 1897-м году, в Санкт-Петербурге состоялся тот самый исторический матч, с которого и начался российский футбол. На плацу Первого Кадетского корпуса при немалом стечении народа встретились две команды — «Василеостровский клуб» и «Кружок любителей спорта». Силы, увы, были неравными — команда василеостровцев состояла преимущественно из обрусевших англичан и тренировалась уже целых шесть лет. Футболисты «Кружка любителей спорта» собрались вместе лишь незадолго до турнира. Это были отдыхающие из дачных городков Тярлево и Павловска. В результате опытные василеостровцы разгромили противника со счётом 6:0. Пресса, которая широко освещала первый официальный футбольный турнир, восхищалась отточенной техникой их игры, однако отдала должное и спортсменам из «Кружка любителей спорта»: журнал «Петербургский листок» назвал их борьбу за победу поистине самоотверженной.
Стоит заметить, что зрители футбольного матча на плацу Кадетского корпуса, по сути, видели игру, которая серьёзно отличалась от современной. Например, вратари не ловили мячи, а отбивали их руками. А болельщики поддерживали спортсменов аплодисментами, как в театре. Зрители искренне переживали за игроков. И эти чувства объединяли даже незнакомых друг с другом людей.
Матч 24 октября 1897 года сделал футбол в России по-настоящему популярным. Уже в 1902-м статья о футболе вошла в известный энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Во многих городах стали появляться свои футбольные команды, открывались стадионы. Интересно, что часто они располагались рядом с православными храмами — к примеру, стадион на Ширяевом поле в московских Сокольниках вплотную примыкал к храму святителя Тихона Задонского. А в городе Бежецке, что на Брянщине, футбольное поле соседствовало с Преображенской церковью. Такое соседство было не случайным — перед игрой спортсмены посещали богослужения и молебны. Добрая традиция возрождается в наши дни. Сегодня у многих российских команд есть духовные наставники, а накануне решающих турниров футболисты собираются на совместные молебны.
С момента первого официального футбольного матча прошло немало времени. В игре с тех пор многое поменялось. Но она по-прежнему объединяет людей.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема