
Фото: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
В 1713-м году царь Пётр Первый учредил государственную награду — Орден святой великомученицы Екатерины. На протяжении двухсот лет этот орден оставался единственным в России, предназначенным исключительно для женщин. Первоначально высшую женскую награду Пётр задумывал специально для своей супруги — будущей императрицы Екатерины Первой. По преданию, во время Русско-Турецкой войны 1710-1713 годов, Екатерина Алексеевна отдала османским полководцам все свои драгоценности, чтобы вызволить русскую армию из окружения во время неудачного Прутского похода. За милосердное дело Пётр якобы и решил наградить супругу особым орденом. Учёные не скрывают, что документального подтверждения этих фактов обнаружить не удалось. Однако полностью отвергать такую версию тоже не спешат. Ведь орден святой Екатерины на протяжении всей своей истории был связан именно с благотворительностью.
Впрочем, доподлинно известно, что Екатерина Алексеевна действительно сопровождала Петра Первого в непростом Прутском походе. В спартанских военных условиях Екатерина не требовала особого отношения и, подобно мужу, держала себя наравне с солдатами. 6 декабря 1714 года Пётр Первый лично вручил Екатерине Алексеевне новый орден Святой Екатерины. Как сообщается в документальных источниках, «сам наложил на ея величество новоучиненную кавалерию ордина Святыя Екатерины, который орден учинен в память бытности ея величества в баталии с турки у Прута». Так что не случайно девизом ордена стала фраза: «Трудами сравнивается с супругом».
У ордена Святой Екатерины был и ещё один девиз: «За любовь и Отечество». Награда вручалась дамам, которые проявили себя на ниве милосердия и любви к ближнему. Так, например, орден Святой Екатерины носила знаменитая благотворительница, княгиня Екатерина Романовна Дашкова. Более того, обладательницам награды благотворительность вменялась в обязанность. В положении об ордене — статуте, который окончательно оформился лишь в конце XVIII-го века, в царствование императора Павла I, прямо говорилось, что дамы, пожалованные орденом святой Екатерины, должны помогать богоугодным заведениям и «добродетельно трудиться» во имя христианского просвещения. Обладательниц ордена называли «кавалерственными дамами».
Орден святой Екатерины традиционно считался «мирной» наградой. Единственной женщиной, получившей его за военные заслуги, стала Марфа Кроун — жена русского флотоводца шотландского происхождения, адмирала Романа Васильевича Кроуна. В 1789 году, во время Русско-Шведской войны, пока её супруг командовал ожесточённым морским сражением, Марфа самоотверженно оказывала помощь раненым морякам. Последней кавалерственной дамой ордена святой Екатерины уже в ХХ веке стала графиня Екатерина Клейнмихель, начальница Ялтинской общины сестер милосердия Красного Креста и внучка историка Николая Карамзина. Она получила награду 21 декабря 1916-го. Чуть меньше, чем через год, в ноябре 1917-го, к власти пришли большевики, которые упразднили все императорские ордена. Однако уже в наше время, в 2012-м году, указом Президента Российской Федерации, орден святой Екатерины был вновь учреждён. Сегодня он вручается за благие дела и милосердие.
Все выпуски программы Открываем историю
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема