
Фото: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
В 1713-м году царь Пётр Первый учредил государственную награду — Орден святой великомученицы Екатерины. На протяжении двухсот лет этот орден оставался единственным в России, предназначенным исключительно для женщин. Первоначально высшую женскую награду Пётр задумывал специально для своей супруги — будущей императрицы Екатерины Первой. По преданию, во время Русско-Турецкой войны 1710-1713 годов, Екатерина Алексеевна отдала османским полководцам все свои драгоценности, чтобы вызволить русскую армию из окружения во время неудачного Прутского похода. За милосердное дело Пётр якобы и решил наградить супругу особым орденом. Учёные не скрывают, что документального подтверждения этих фактов обнаружить не удалось. Однако полностью отвергать такую версию тоже не спешат. Ведь орден святой Екатерины на протяжении всей своей истории был связан именно с благотворительностью.
Впрочем, доподлинно известно, что Екатерина Алексеевна действительно сопровождала Петра Первого в непростом Прутском походе. В спартанских военных условиях Екатерина не требовала особого отношения и, подобно мужу, держала себя наравне с солдатами. 6 декабря 1714 года Пётр Первый лично вручил Екатерине Алексеевне новый орден Святой Екатерины. Как сообщается в документальных источниках, «сам наложил на ея величество новоучиненную кавалерию ордина Святыя Екатерины, который орден учинен в память бытности ея величества в баталии с турки у Прута». Так что не случайно девизом ордена стала фраза: «Трудами сравнивается с супругом».
У ордена Святой Екатерины был и ещё один девиз: «За любовь и Отечество». Награда вручалась дамам, которые проявили себя на ниве милосердия и любви к ближнему. Так, например, орден Святой Екатерины носила знаменитая благотворительница, княгиня Екатерина Романовна Дашкова. Более того, обладательницам награды благотворительность вменялась в обязанность. В положении об ордене — статуте, который окончательно оформился лишь в конце XVIII-го века, в царствование императора Павла I, прямо говорилось, что дамы, пожалованные орденом святой Екатерины, должны помогать богоугодным заведениям и «добродетельно трудиться» во имя христианского просвещения. Обладательниц ордена называли «кавалерственными дамами».
Орден святой Екатерины традиционно считался «мирной» наградой. Единственной женщиной, получившей его за военные заслуги, стала Марфа Кроун — жена русского флотоводца шотландского происхождения, адмирала Романа Васильевича Кроуна. В 1789 году, во время Русско-Шведской войны, пока её супруг командовал ожесточённым морским сражением, Марфа самоотверженно оказывала помощь раненым морякам. Последней кавалерственной дамой ордена святой Екатерины уже в ХХ веке стала графиня Екатерина Клейнмихель, начальница Ялтинской общины сестер милосердия Красного Креста и внучка историка Николая Карамзина. Она получила награду 21 декабря 1916-го. Чуть меньше, чем через год, в ноябре 1917-го, к власти пришли большевики, которые упразднили все императорские ордена. Однако уже в наше время, в 2012-м году, указом Президента Российской Федерации, орден святой Екатерины был вновь учреждён. Сегодня он вручается за благие дела и милосердие.
Все выпуски программы Открываем историю
Москва в Первую мировую войну

«Купите вечернюю газету! Германия! Австрия!» — кричали московские газетчики вечером 19 июля 1914 года. Повод был серьёзный — Германия объявила России войну. За 4 дня до этого сербский националист Гаврила Принцип убил наследника Австро-Венгерского престола Франца Фердинанда. Германия и Австро-Венгрия обвинили в этом Сербское государство и объявили войну. Император Николай II вступился за Сербию и просил немецкого кайзера Вильгельма сохранить мир. Но тот отклонил просьбу русского царя. Россия не могла оставить братский христианский народ в беде, и в стране началась мобилизация, а затем газетные заголовки принесли в каждый дом весть о войне.
В эти дни в Москве, как и по всей стране, ощущался подъём национального духа. Люди выходили на площади и бульвары с пением гимна и криками «Да здравствует Сербия!». Тысячи людей устремились в храм святых Кира и Иоанна на Солянке, где располагалось Сербское подворье. Все они хотели стать добровольцами и помочь братской стране в борьбе с врагом.
Впрочем, силы москвичей были необходимы в войну и родному городу. Почти сразу в Москву хлынули беженцы из прибалтийских и северо-западных губерний. Именно эти области оказались на территории боевых действий. Для помощи переселенцам Городская управа образовала специальную комиссию, которая искала жильё для нуждающихся, обеспечивала их едой и одеждой. В неё входили члены городской управы и общественные деятели, например, знаменитая благотворительница графиня Вера Бобринская. Жители города собирали для беженцев кровати, матрацы, тёплые вещи, одеяла и посуду, а городская управа устраивала специальные приюты. Помочь лишённым крова людям спешили и частные благотворительные организации. Благодаря дамскому комитету в просторных залах известного «Ресторана Скалкина» в Большом Зыковском проезде было устроено общежитие для беженцев.
Многие здания и дворцы города были переделаны под нужды войны, там располагались госпитали. К примеру, раненых лечили в императорском Петровском Путевом дворце. Свой особняк под госпиталь переделал и купец Николай Миронов. Даже в небольших квартирах люди отрывали совсем маленькие госпитали, рассчитанные на 5-10 коек. Раненых с вокзала к месту лечения помогали доставлять члены московского автомобильного общества, а ещё трамваи с двухэтажными койками, переделанные под санитарные вагоны.
Именно в Первую мировую войну впервые стрелочниками и кондукторами в трамваях стали женщины, потому что мужчины ушли на фронт. Те, кто не мог служить в рядах армии, стремились хоть чем-то помочь общему делу: девушки служили сёстрами милосердия, студенты помогали встречать раненых. На Тверской улице располагался комитет, возглавляемый великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, где жёны солдат шили бельё для фронта. Война коснулась практически каждого дома и каждой семьи: не было и дня, в который кому-то не пришла страшная весть о гибели близкого человека.
Даже культурная жизнь города была направленна на помощь бойцам. Часто в Москве устраивали вечера и камерные концерты для сбора средств на нужды фронтовиков, беженцев и раненых.
Так город продолжал помогать фронту до революции 1917 года, когда война отошла на второй план и москвичей захлестнули революционные события. Первая мировая война закончилась лишь в 1918 году. В это время многие дворяне уже навсегда покинули Россию, а люди из сёл пришли в Москву впервые, чтобы остаться на долгие годы. Город менялся и вступал в новую эпоху русской истории.
Все выпуски программы Открываем историю
Солохаул. Крестовая пустынь

В Лазаревском районе города Сочи, на левом берегу реки Шахе стоит посёлок Солохаул, окружённый субтропическим лесом. Лианы, папоротники, плющ, самшитовые рощи... Умиротворяющая тишина. На вершины высоких зелёных гор ложатся облака. С давних времён селились тут христианские отшельники, чтобы проводить жизнь в уединении, посте и молитве. И сегодня здесь живут монахи: посреди первозданной красоты кавказских предгорий расположилась православная обитель — мужской монастырь Крестовая Пустынь.
Стены из дикого камня, украшенные мозаикой, а за ними солнечно-жёлтая церковь с шатровой колокольней — храм Воздвижения Честного Креста Господня. Есть в Крестовой пустыни и второй храм — небольшая домовая церковь Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи. Она находится на втором этаже братского корпуса. Рядом — трапезная и хозяйственные постройки. На монастырском дворе тихонько шелестят листьями высокие пальмы и открывается чудесный вид на заснеженную вершину горы Фишт. Обитель совсем небольшая и довольно молодая. Основана она в 2000-м году. Монастырь построен по проекту сочинского архитектора Бориса Бабакова мастерами из Сербии. Крестовая пустынь была задумана как символ духовного братства русского и сербского народов, а вот устав у монастыря — афонский. Правда, в отличие от Святой горы, женщинам посещать Крестовую пустынь не запрещено.
Маленький горный монастырь всегда открыт для верующих. Люди приезжают сюда поклониться святыням — частице Животворящего (Животворящева) Креста Господня, частицам мощей Николая Чудотворца и преподобного Силуана Афонского, а также увидеть башмачок святителя Спиридона Тримифунтского. Паломники молятся перед чудотворным образом Божьей матери «Троеручица» — в Крестовой пустыни находится список с иконы из афонского сербского монастыря Хиландар. А по дороге в обитель, на развилке дорог, стоит часовня в честь этого образа Пресвятой Богородицы.
Неподалёку от монастыря, в гуще леса, где на разные голоса щебечут птицы, паломников встречает святой источник великомученика и целителя Пантелеимона — две купели из необтёсанного камня, поросшего зелёным мхом. Вода в них прозрачная, удивительного изумрудно-лазурного цвета. Она стекает сюда прямо с гор небольшими водопадами. Здесь можно с молитвой совершить омовение, унеся с собою воспоминания о Крестовой Пустыни — чудесном монастыре посреди высоких южных гор.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Псалом 11. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Желая дать точный ответ на какой-нибудь вопрос, современный человек зачастую ищет его в интернете, а не в напечатанной книге. При этом всё чаще люди видят небрежности и неточности в ответах, которые дают поисковые системы. А уж если речь идёт о новостной информации, ошибкам или даже сознательному искажению фактов, кажется, нет числа. Но как же верующим жить в мире, в котором о правде много говорят, но на деле постоянно ею пренебрегают? Ответ на этот вопрос звучит в 11-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Слово «правда» в русском языке многозначно. Когда люди его употребляют, они могут иметь в виду истину факта, представления о справедливости или даже правильный поступок. Ведь мы можем не только говорить друг другу правду, но и поступать по правде. Причём в данном случае под правдой понимается не просто какое-то правило, но нечто более глубокое, связанное с заповедями Божиими и высшей справедливостью. Многие взрослые люди могут помнить диалог из фильма «Брат», в котором главный герой задавал всем один и тот же вопрос: в чём сила? И сам отвечал на него так: я думаю, что сила в правде, у кого правда, тот и сильней. Эта фраза в своё время была очень известна, но мало кто и сегодня понимает, что она напрямую связана со словами, когда-то сказанными святым благоверным князем Александром Невским: «Не в силе Бог, а в правде». И правда здесь, конечно, не просто верная информация, но глубинная праведность и правильность слов и дел человека, их соответствие высшей правде.
Псалом, который мы сейчас услышали, — это буквально вопль Давида с просьбой к Богу о помощи. И беспокоят царя в данном случае не внешние враги, не природные катаклизмы, но тотальная лживость людей, которые его окружают. Он ищет и не находит праведников, как будто бы они исчезли, как будто бы уже нет тех, кто стремится к верности, тех, кто останавливается перед ложью, считая её недопустимой. Причём мотивация этих людей очень интересная: они говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?" То есть они лгут, будучи уверены, что своей ложью всех смогут победить, в то время как сами не будут ни от кого зависеть, то есть будут всеми управлять. Удивительным образом выходит, что использование лжи для получения власти и управления другими, которое кому-нибудь может показаться очень современным, знакомо уже Давиду, а если призадуматься, то и Адаму с Евой.
Однако Давид знает, что в итоге Господь наведёт на земле порядок. Да, пусть это будет сделано не сразу, но ради страданий нищих и воздыханий бедных, ради обманутых, оболганных, направленных по ложному пути, не разобравшихся в хитросплетениях чужих рассуждений, Господь истребит лживые уста людей, говоривших горделивые речи. Напротив, пострадавших за правду, по слову Давида, Господь сохранит и защитит. Причём для псалмопевца это не какие-то неизвестные люди, но он сам и те, кто его окружают. Не случайно в греческом варианте псалма, он говорит: «Ты, Господи, защитишь нас и сохранишь нас».
Что же делать христианину в мире, столько говорящем о правде, но не имеющем правды на самом деле? Во-первых, надеяться на Бога и Его правду, ведь по слову Христову, алчущие и жаждущие правды — насытятся. И, во-вторых, стремиться самим жить по правде Божией.