
Фото: Piqsels
Исторически в России всегда уделялось большое внимание воспитанию девочек — будущих жён, матерей, хозяек, хранительниц семейного очага. Веками складывались духовно-нравственные традиции женского воспитания. Именно на этих традициях в большинстве своём основывались практические педагогические пособия по воспитанию девочек, которые получили широкое распространение в Российской Империи в XIX-м столетии. Какие же качества с самого детства прививались юным барышням пару веков назад?
Одним из первых сборников, в котором подробно рассматривался вопрос особого подхода к нравственному развитию девочек, стало «Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей». Книга была издана в Санкт-Петербурге в 1843-м году. Написал её Кондратий Иванович Грумм-Гржимайло — доктор медицины и выпускник духовной семинарии. Автор предлагает родителям, и прежде всего — матерям, с самых юных лет внушать девочкам евангельские добродетели, необходимые для духовного и гармоничного развития личности: скромность, кротость, смирение, послушание, добронравие. В первую очередь — собственным примером. «Девочки, находясь беспрерывно пред глазами своей матери, имеют возможность усвоить себе совершенно её нрав и характер», — отмечает автор сборника.
Похожие мысли высказывал один из виднейших немецких врачей XIX века Кристоф Гуфеланд. Перевод его работы «Руководство к физическому и нравственному воспитанию женского пола» пользовался в России большой популярностью. Доктор считал, что для девочек особенно важны такие душевные качества как послушание, признательность, сострадание, правдивость, благоразумие, целомудрие, постоянство, воздержанность.
Примеры того, как воспитывали девочек в XIX-м столетии, можно найти и в художественной литературе того времени. Яркую картину, к примеру, запечатлел Владимир Одоевский в своей повести-сказке «Отрывки из журнала Маши». Из повествования от лица девятилетней девочки мы узнаём, как мама приучает её к ведению домашнего хозяйства, воспитывает в ней веру в Бога, обучает Закону Божьему. Интересно, что к нравственным христианским образцам в произведениях писателей советовал обращаться священник Григорий Дьяченко. В 1903 году он составил педагогическое пособие по воспитанию девочек — сборник «Искра Божия». Воспитательная литература для барышень XIX-го столетия служит прекрасным историческим источником, дающим широкое представление о том, какие ценности и качества воспитывались в девочках в позапрошлом столетии. И прежде всего, это любовь к семье, забота о домашнем очаге — то главное, к чему самим Богом предназначена женщина.
Все выпуски программы Открываем историю
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема