Деян., 37 зач., XV, 35-41.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Можно ли контролировать свои эмоции? Как управлять своими чувствами? Как научиться не наносить ущерб другим людям своей чрезмерной темпераментностью? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 15-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.
37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,
41 и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
В только что прозвучавшем отрывке мы слышим о том, как апостол Павел вместе со своим другом и соратником Варнавой собираются в очередное миссионерское путешествие. Говорится, что Варнава хочет взять с собой Иоанна по прозвищу Марк. Однако апостол Павел категорически против этого. Видимо, Варнава настаивает. Но его друг не соглашается. В результате, как говорит Писание, произошло огорчение. Греческий текст выражается более конкретно. Слово пароксюсмос, которое на русский язык переведено как «огорчение», имеет ещё значение «раздражение» и «острое разногласие». Видимо в ходе обсуждения кандидатуры Иоанна по прозвищу Марк атмосфера была весьма напряжённой. И Павел высказался очень жёстко и нелицеприятно. Что же ему такого сделал Иоанн, за что он не хотел брать его с собой?
Из книги Деяний нам известно, что Иоанн-Марк был сыном благочестивой женщины Марии, в доме которой собиралась Иерусалимская община христиан. Кроме того, он приходился племянником апостолу Варнаве. А потому однажды Варнава и Павел взяли его с собой на проповедь Евангелия. Однако буквально на полпути юноша засомневался, оставил своих путников и вернулся обратно домой. Почему, сказать трудно. Толкователи высказывали массу предположений. Самое распространённое говорит о том, что он испугался. Проявил малодушие просто по своей юности и неопытности. Святитель Иоанн Златоуст так и говорит: мальчику захотелось к матери. Чтобы подобное не повторилось, Павел отказывается его снова брать. Он видит в нём неблагонадёжного человека. Отсюда такая эмоциональная реакция.
Однако из дальнейшей истории мы узнаём, что речь здесь идёт не об обиде, не о злопамятстве и не о склонности Павла к конфликтам. Через 20 лет, когда апостол находится в заточении в римской тюрьме, он пишет послание к христианам города Колоссы. В этом послании он рекомендует им принять Марка, который вместе с ним переносит тяготы лишений. А перед самой своей смертью в послании к Тимофею он просит, чтобы Марк пришёл к нему для помощи в служении. Одним словом, Павел и Марк опять сблизились. Мальчик стал мужчиной и созрел для того, чтобы взять на себя высокую ответственность и понести тяготы непростого служения. Очевидно, что эмоции играли не последнюю роль в решении Павла не брать Иоанна-Марка с собой. Однако эти эмоции были подчинены конкретной цели: принести максимальную пользу Церкви Христовой, не навредить ни ей, ни людям, которые нуждаются в проповеди, ни самому Марку.
И в этом для нас важный урок. Величие святых, в том числе и Павла, заключается в том, что что весь свой темперамент с его плюсами и минусами, они направляли на служение Богу. Все свои чувства и мысли постоянно сверяли с Евангелием и теми задачами, которые перед ними ставило их высокое служение. А потому Бог всё это направлял на благо. Один из святых древней Церкви, Беда Достопочтенный, замечал по этому поводу: злом является не волнение, то есть — не эмоция, злом является волнение неразумное и без всякой цели. То сеть без всякой высокой цели и всё то хорошее, что есть в нас, постепенно прокисает. И напротив, при нашем искреннем желании послужить Евангелию, Господь даже наши недостатки превращает в достоинства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим»
Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим, чтобы имел я с чем предстать пред ангелами живыми.
Без живота твоего не смогу я дышать воздухом, которым дышат ангелы, не смогу вкушать хлеб, который ангелы вкушают. И вновь буду изгнан за врата Царства небесного, пред которыми лежу ныне будто расслабленный.
Прельстил меня мир хлебом своим — и засыпал душу мою камнями. Прельстил меня рыбою — и наполнил сердце скорпионами. Прельстил меня светом и окутал разум.
Нет во мне ненависти к нищему, но возненавидел я мир, который будучи нищ богатсвом кичится. Нет во мне ненависти к скупцу, но ненавижу я мир, который будучи скупцом похваляется щедростью. И к безумному нет во мне ненависти, но возненавидел я мир, который, будучи безумным, выдает себя за мудреца. Нет ненависти к больному, но возненавидел я мир, который словно чахоточный больной отравляет воду здоровым намеренно.
Господи, ненавижу лжеца и притворщика — говоря о небе, закопал он в землю жизнь мою.
Был некогда богатый торговец, и умер, и разграбили соседи лавку его, и стояла она разграбленная, лишь список дорогих товаров и имя лавочника на двери напоминали о хозяине.
Таков и я, подобен лавке той, со стыдом сказал себе. Всё ещё ношу имя жизни, а вся жизнь моя соседями моими разграблена.
Сыне Божий, Сыне Живота, напитай жизнью прах мой.
Освободи от камней душу мою, и напитай её хлебом истинным. Очисти сердце моё от скорпионов и исполни Тобою. Изгони тьму из ума моего и наполни его светом небесным.
Ибо, не ожить мне, если оживёт одна душа моя, а сердце полным смертных желаний останется. И не воскреснуть мне во Царствии Твоём, Господи, если только сердце моё очистится, ум же во мраке останется.
Воистину, пока все три источника не очистятся и не станут прозрачными, не будет жизни во мне, ибо если один только очистится два других замутят его.
Если два очистятся, довольно будет третьего, чтобы замутить два. Каждый из трёх источников во мне — или отравитель или спаситель других.
Сыне Живота, напитай жизнью прах мой. В Тебе одном мудрость моя, ибо в Тебе не только разум божественный, но и девство и святость божественная. Ибо, не был бы Ты рождён от девства божественного и святости, не стал бы мудростью, но остался бы ограниченным земным знанием и опытом мирским.
Сыне Божий, Ты еси хлеб единственный питающий жизнь мою. Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственная вода живая, утоляющая жажду пустыни жизни моей.
Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственный воздух чистый, исцеляющий расслабленность жизни моей. Помилуй, Господи и спаси мя!
«14-е воскресенье по Пятидесятнице». о. Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мученицы Людмилы Чешской, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Ефросинии Суздальской, преподобного Илариона Оптинского, святителя Дмитрия Ростовского, пророка Ионы.
Все выпуски программы Седмица
«Детям о вере». Иеромонах Макарий (Маркиш)
У нас в гостях был председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).
Мы говорили о том, как передать детям уважение к вере и христианским ценностям.