
Фото: Mihail Tregubov / Unsplash
Вспоминаю время, когда я столкнулась с первыми испытаниями и страстями, когда пришлось самостоятельно разбираться: где добро, где зло, где ложь, а где правда...
Как противостоять страстям, которые одолевают с юных лет? Одно из богослужебных песнопений содержит ответ на этот вопрос. Я имею в виду песнопение, которое хор поёт на субботней вечерней службе или накануне больших церковных праздников перед чтением Евангелия. Оно начинается словами «От юности моея мнози борют мя страсти...» Это самый известный из так называемых степенных антифонов. Почему антифоны? Потому что раньше они исполнялись антифонно — то есть поочерёдно двумя хорами. Степенные — потому что являются своеобразными ответами на степенные псалмы, которые древние евреи называли «песнями ступеней» или «песнями восхождения». Их пели ветхозаветные священники при восхождении на ступени Иерусалимского храма.
Уже в девятом веке после Рождества Христова праведный монах Феодор Студит из Константинополя составил припевы на песни ступеней, которые и вошли в церковный устав как степенные антифоны. Всего их восемь. «От юности моея...» — один из них.
Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первая фраза песнопения — «От юных лет страсти одолевают меня, но Ты Сам, Спаситель мой, помоги и спаси меня» — на церковнославянском языке звучит так: «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой».
«От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой»
Второй фрагмент — «Ненавидящие святость, побойтесь Бога, как трава огнём будете сожжены» — на церковнославянском языке звучит так: «Ненавидящии Сиона, посрамитеся от Господа, Яко трава бо огнем будете изсохше».
«Ненавидящии Сиона, посрамитеся от Господа, яко трава бо огнем будете изсохше. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».
После слов «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне (то есть по-русски „сейчас“) и присно (значит, всегда) и во веки веков. Аминь» песнопение завершается вот такими удивительно красивыми словами: «Душа оживотворяется благодатью Святого Духа, возвышается чистотой, освящается, приближаясь к Святой Троице». Эта фраза на церковнославянском языке звучит так: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством, священнотайне». Священнотайне — значит в таинствах церкви.
«Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством, священнотайне»
Я очень хорошо помню тот день, когда впервые пела эти строчки в нашем церковном хоре. И признаюсь, что они крепко врезались в мою память. Со временем я поняла, что песнопение «От юности моея...» содержит ответ на главный вопрос «Что делать, если «борют страсти»? Своим детям я говорю: «Если тяжело, проблемы и камень на сердце — где бы ты ни был: бегом в храм. Там спасение и облегчение».
Давайте вместе послушаем это песнопение полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица