
Фото: Mihail Tregubov / Unsplash
Вспоминаю время, когда я столкнулась с первыми испытаниями и страстями, когда пришлось самостоятельно разбираться: где добро, где зло, где ложь, а где правда...
Как противостоять страстям, которые одолевают с юных лет? Одно из богослужебных песнопений содержит ответ на этот вопрос. Я имею в виду песнопение, которое хор поёт на субботней вечерней службе или накануне больших церковных праздников перед чтением Евангелия. Оно начинается словами «От юности моея мнози борют мя страсти...» Это самый известный из так называемых степенных антифонов. Почему антифоны? Потому что раньше они исполнялись антифонно — то есть поочерёдно двумя хорами. Степенные — потому что являются своеобразными ответами на степенные псалмы, которые древние евреи называли «песнями ступеней» или «песнями восхождения». Их пели ветхозаветные священники при восхождении на ступени Иерусалимского храма.
Уже в девятом веке после Рождества Христова праведный монах Феодор Студит из Константинополя составил припевы на песни ступеней, которые и вошли в церковный устав как степенные антифоны. Всего их восемь. «От юности моея...» — один из них.
Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первая фраза песнопения — «От юных лет страсти одолевают меня, но Ты Сам, Спаситель мой, помоги и спаси меня» — на церковнославянском языке звучит так: «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой».
«От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой»
Второй фрагмент — «Ненавидящие святость, побойтесь Бога, как трава огнём будете сожжены» — на церковнославянском языке звучит так: «Ненавидящии Сиона, посрамитеся от Господа, Яко трава бо огнем будете изсохше».
«Ненавидящии Сиона, посрамитеся от Господа, яко трава бо огнем будете изсохше. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».
После слов «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне (то есть по-русски „сейчас“) и присно (значит, всегда) и во веки веков. Аминь» песнопение завершается вот такими удивительно красивыми словами: «Душа оживотворяется благодатью Святого Духа, возвышается чистотой, освящается, приближаясь к Святой Троице». Эта фраза на церковнославянском языке звучит так: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством, священнотайне». Священнотайне — значит в таинствах церкви.
«Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством, священнотайне»
Я очень хорошо помню тот день, когда впервые пела эти строчки в нашем церковном хоре. И признаюсь, что они крепко врезались в мою память. Со временем я поняла, что песнопение «От юности моея...» содержит ответ на главный вопрос «Что делать, если «борют страсти»? Своим детям я говорю: «Если тяжело, проблемы и камень на сердце — где бы ты ни был: бегом в храм. Там спасение и облегчение».
Давайте вместе послушаем это песнопение полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Все выпуски программы: Голоса и гласы
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема