Деян., 36 зач., XV, 5-34.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как относиться к тому, что между церковными людьми и даже видными богословами могут появиться разногласия в вопросах, связанных с христианской жизнью? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 15-й главы книги Деяния святых апостолов. Давайте послушаем.
Глава 15.
5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев.
6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;
8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам;
9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.
10 Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?
11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.
12 Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.
13 После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.
14 Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.
15 И с сим согласны слова пророков, как написано:
16 Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,
17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
18 Ведомы Богу от вечности все дела Его.
19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
21 Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.
22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,
23 написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.
24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,
25 то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,
26 человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.
27 Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.
28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
30 Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.
31 Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.
32 Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.
33 Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам.
34 Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим.)
Высший орган церковного управления называется собор. В только что прозвучавшем отрывке рассказывается о первом в истории христианском соборе. Он состоялся в Иерусалиме около 50 года по Р.Х. Поводом ему послужил конфликт между христианами из иудеев и теми, кто пришёл в Церковь из языческих религий. Первые, уже будучи крещёными, продолжали соблюдать закон Моисеев и все его ритуальные предписания — обрезание, омовения, законы о чистой и нечистой пище. Для вторых обрядовые правила иудейской религии не значили ровным счётом ничего.
Наверное, никакой проблемы не возникло бы, если бы иудействующие не настаивали на том, чтобы и другие верующие также дотошно исполняли устав Моисеева законодательства. Вторые сопротивлялись. Им это было чуждо и странно. Они пришли ко Христу в Церковь, а не в синагогу. Назревал раскол. По этому поводу и произошёл собор, на котором после долгих обсуждений было достигнуто компромиссное решение. Ревнителей иудейской традиции попросили снизить давление на собратьев. Но и уверовавших из числа язычников попросили пойти навстречу. Помимо того, что они должны были следовать общечеловеческим нравственным предписаниям закона Моисея, они также не должны были есть идоложертвенное, удавленину и кровь. Ведь для их братьев из числа бывших иудеев это было серьёзным препятствием для общения с человеком. Итак, что сделал собор? Он призвал обе партии увидеть, услышать друг друга. То есть организовывать свою дальнейшую жизнь с учётом того, что помимо меня в Церкви есть ещё и другие люди. Несмотря на то, что все верят в Троице Единого Бога, у каждого свой опыт, свои предпочтения, своя ситуация.
Это и есть то, что называется соборным принципом Церкви. Единство в многообразии. Церковный собор — это орган, который призван напоминать об этом принципе. Есть границы веры и нравственности. За эти границы мы заходить не можем. Но внутри этих границ очень широкое поле жизни. Это целая палитра мнений и опыта. А потому, как говорит апостол Павел, «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные».
И нам важно помнить об этом. Ведь порой нам страшно от того, что другие живут не так, как мы. Особенно же нам страшно, когда кто-то почитает Бога не так, как принято в нашем окружении. Этот страх нередко переходит в раздражение, претензии и открытую неприязнь. Как только эти чувства начинают нас одолевать, будем обращаться к Богу с молитвой за своих братьев, которые так отличаются от нас. А вместе с тем постараемся приводить себе на память известное древнехристианское выражение: «в главном — единство, во второстепенном — свобода, во всём — любовь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 271 зач., V, 1-8.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие наши современники поддаются паническим настроениям, представляя себе ужасы возможной третьей мировой войны. К сожалению, как кажется, этому подвержены и верующие, и атеисты. Но как на самом деле к подобным проблемам должен относиться христианин? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 5-й главы 1-го послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.
6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения
Тема конца света может восприниматься людьми по-разному. Кто-то искренне переживает, когда узнаёт, что с научной точки зрения наша вселенная прекратит своё существование через 16 миллионов лет, и успокаивается, когда узнаёт, что речь идёт не про миллионы, а про миллиарды, хотя эта ошибка или её исправление никак не повлияет на его личную жизнь. Кто-то говорит, что надо вслед за Эпикуром пренебрегать страхом смерти, ведь пока мы живы — её нет, а когда есть она, перестаём существовать мы. В свою очередь христиане тоже призваны не боятся смерти. Впрочем, совсем не потому, почему её не боялся Эпикур или не боятся некоторые атеисты... Смерть будет одним из ключевых событий нашей жизни и даже заранее наполняет её удивительными смыслами, но не она оказывает на нас решающее влияние, не вокруг неё сконцентрированы наши основные усилия. В нашей картине мира есть место и личной смерти, и концу человеческой цивилизации в целом. Мы не знаем дат ни того, ни другого события, но мы не должны бояться.
Ясно одно, день Господень, то есть день, в который Бог вмешиватся в историю, наступит не в результате ядерной войны или столкновения земли с астероидом... Так конец света понимают многие, ведь кажется, что он должен быть связан с невероятными бедами и скорбями. Однако, по словам апостола Павла, пагуба наступит тогда, когда её меньше всего будут ждать. И пока люди боятся климатических проблем, ядерных войн, эпидемий и всего прочего, нам, как христианам, следует думать о другом. Всё перечисленное возможно, но как это должно повлиять на наше поведение? Если это в рамках нашей компетенции, если мы главы корпораций, влияющих на окружающую среду, главы государств или врачи, мы призваны быть ответственными за жизни и здоровье людей, которые нам доверены Богом... Но если мы не таковы, а большинство из нас таковыми не являются, переживая о проблемах, на которые мы не можем повлиять, мы забываем о том, что в наших руках, забываем о том, за что по-настоящему ответственны. Нравственно это очень понятно и выгодно, ведь переживая о судьбах мира, можно оправдывать бардак в собственной голове и личной жизни... Но такой подход совершенно невозможно назвать христианским. Как сыны и дочери дня, мы призваны всё оценивать через призму воли Божией и жить по заповедям Господа, что бы вокруг ни происходило. Чему быть, того не миновать, — говорили на Руси, но при этом каждый верующий на своём месте понимал, что будущее складывается и из его поступков, из того, за что он ответственен. Апостол призывает нас трезво смотреть на вещи, облечься в броню веры и любви и надеяться на Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Электрический подъёмник для тяжелобольной Татьяны Фёдоровны
Мария Шушарина — участница Свято-Никольского сестричества милосердия в городе Казань. Несколько месяцев девушка заботится о тяжелобольной подопечной Татьяне Фёдоровне. Из-за серьёзных физических нарушений пожилая женщина не может передвигаться самостоятельно. Нужно, чтобы кто-то всегда был рядом. Близких, которые готовы помочь, у неё не осталось. Раньше за ней ухаживала хорошая знакомая, но она умерла. Мария долгое время навещала Татьяну Фёдоровну вместе с другим сёстрами милосердия, подружилась с женщиной и затем взяла под свою постоянную опеку.
Правда у девушки тоже есть небольшие проблемы со здоровьем. Ей нельзя выполнять тяжёлые физические нагрузки. Конечно, Маше помогают другие волонтёры, но в случае, когда необходимо круглосуточно ухаживать за тяжелобольной подопечной, совсем избежать нагрузок невозможно.
И всё же выход есть. Если бы в доме у Татьяны Фёдоровны был электрический подъёмник для людей с инвалидностью, Марии стало бы гораздо легче за ней ухаживать — поднимать, пересаживать с кровати на коляску и мыть.
Электрический подъёмник — техника дорогостоящая. Собрать на него средства помогает православная служба «Милосердие Казань». Вы можете принять участие в этом важном деле и помочь сестре милосердия Марии позаботиться о тяжелобольной одинокой женщине. Сбор на подъёмник для Татьяны Фёдровны вы найдёте на сайте: kazanmiloserdie.ru, в разделе «нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Волонтёров-ремонтников очень ждут в Авдеевке
Виталий из маленького северного города, что у Белого моря. Почти всю жизнь он занимался строительством подводных лодок, а не так давно вышел на пенсию. Мужчина полон сил, решимости и желания помогать другим, поэтому ему сложно усидеть без дела. Несколько лет он занимается восстановлением православных храмов, а с недавнего времени присоединился к волонтёрам Русской Православной Церкви, чтобы помогать тем, кто оказался в беде. От знакомого батюшки Виталий узнал, что сейчас Церковь набирает волонтёров-ремонтников для поездок на Донбасс. И вот уже 9 месяцев вместе с другими добровольцами пенсионер ездит в пострадавшие районы, ремонтировать дома бабушек и дедушек, людей с инвалидностью. Сначала Виталий трудился в Мариуполе, теперь отправился в Авдеевку. Там добровольцев-ремонтников ждут особенно. В этом месяце мужчина отметил 67-й день рождения, но на заслуженный отдых ещё не собирается. Говорит, помогать нуждающимся для него — это долг чести.
На подмогу жителям из пострадавших населённых пунктов на Донбассе, приходят волонтёры со всей страны. Вместе ремонтируют частные дома: восстанавливают крыши, налаживают электричество и штукатурят стены. Поездки организует Отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Если вы тоже хотите помогать людям вместе с Виталием и другими добровольцами, заполняйте анкету на сайте: помочьвбеде.рф
Там же вы можете сделать любой благотворительный взнос в поддержку беженцев и пострадавших людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов