
Императора Петра Алексеевича Романова не зря именовали Великим. Даже покупки он совершал грандиозные. В 1721 году Пётр Первый... купил Прибалтику. А если точнее — Лифляндию. В то время Лифляндия была провинцией, занимавшей часть современных Латвии и Эстонии. До 1629 года входила в состав Польши — Речи Посполитой, а затем, по итогам Польско-Шведской войны, стала территорией Швеции. В 1700-м году началась Северная война. Россия сражалась за выход к Балтийскому морю. Польша стала одним из её союзников в войне против шведов. Польский король Август II рассчитывал, что в результате победы Речь Посполитая вернёт себе Лифляндские земли. Пётр Первый дал королю такие гарантии. Однако уже в 1706 году Польша вышла из Северной войны. Это было предательство по отношению к России. И Пётр вполне логично рассудил, что в таком случае никакими обязательствами с предателями он более не связан. Северная Война длилась двадцать один год. И завершилась победой России. В 1721-м, в финском городе Ништадте, стороны подписали мирный договор — знаменитый Ништадтский мир. Согласно этому договору, России во владение отходили завоёванные у Швеции прибалтийские территории: Эстляндия, Ингерманландия, Карелия и... Лифляндия. Да-да, Лифляндию Россия получала по праву победителя. Однако зачем же тогда Петру понадобилось платить за неё Швеции деньги? Разве лишними были у русской казны два миллиона талеров, или почти полтора миллиона рублей? Сумма, сопоставимая с годовым бюджетом всей Швеции! Да и разве это не абсурдно — платить за то, что и так уже твоё? Однако у историков другое мнение на этот счёт. Так, например, профессор Павел Кротов, один из ведущих современных специалистов по истории России времён Петра Великого, называет на первый взгляд нелогичный поступок царя хитрым дипломатическим ходом.
Дело в том, что король Август даже после своего предательства как ни в чём не бывало, продолжал считать, что обязательства России относительно Лифляндии по-прежнему остаются в силе. И претендовал на эту территорию. То есть, вполне мог развязать за неё новую войну. В мае 1719 года Пётр I писал об этом прусскому королю Фридриху-Вильгельму «при первой доброй оказии станут паки атаковать, и из протчих конкетов — то есть, завоеваний — вытеснять». Но Петру пришёл в голову дипломатический выход из положения. 11 мая 1721 года российские дипломаты отправились на первое заседание Ништадтского мирного конгресса с документом, в котором говорилось: «...за уступление провинции Лифляндии обещает Его Царское Величество дать по договору определенную сумму денег». Таким образом, проблема была решена. Заплатив Швеции за Лифляндию, Пётр Первый полностью пресёк все возможные споры о её территориальной принадлежности.
На новых землях Пётр проявил себя как милосердный и мудрый правитель. Распространялись слухи о том, что русский царь намерен силой заставлять местное население, в основном протестантское, переходить в православие. Однако Пётр издал указ, в котором говорилось: «Мы намерены оставить без всякого нововведения во всей земле и городах поныне исповедуемую евангелическую религию...» Пётр Первый даже разрешил венчать браки протестантов с православными. Однако с условием, что дети в таких семьях будут воспитываться в православной вере. И в знак того, что Лифляндия стала частью России — Лифляндской губернией — основал в Риге Алексеевский монастырь. В память о своём отце, царе Алексее Михайловиче. И в благодарность Богу за победу и вразумление.
Все выпуски программы Открываем историю
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 51 зач., XXVIII, 1-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня во время литургии в православных храмах звучит заключительная — 28-я — глава книги Деяний святых апостолов. Эта глава производит очень оптимистичное впечатление: апостол Павел проповедует в Риме, и нет ничего, что препятствовало бы его проповеди. Однако если мы будем внимательны к словам книги Деяний, то мы увидим очень интересную особенность: благоприятное время для проповеди отнюдь не было благоприятным в жизни проповедника, то есть апостола Павла. Давайте послушаем звучащие сегодня за богослужениям слова Нового Завета.
Глава 28.
1 Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит.
2 Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас.
3 Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его.
4 Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек — убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить.
5 Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда.
6 Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог.
7 Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал.
8 Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его.
9 После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы,
10 и оказывали нам много почести и при отъезде снабдили нужным.
11 Через три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове,
12 и, приплыв в Сиракузы, пробыли там три дня.
13 Оттуда отплыв, прибыли в Ригию; и как через день подул южный ветер, прибыли на второй день в Путеол,
14 где нашли братьев, и были упрошены пробыть у них семь дней, а потом пошли в Рим.
15 Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился.
16 Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его.
17 Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян.
18 Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти;
19 но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ.
20 По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами.
21 Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого.
22 Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят.
23 И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков.
24 Одни убеждались словами его, а другие не верили.
25 Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию:
26 пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите.
27 Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
28 Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат.
29 Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою.
30 И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему,
31 проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно.
Как мы только что услышали, книга Деяний святых апостолов закончилась возвышенными и радостными словами: «И жил Павел целых два года на своём иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28:30). Однако мы помним, что в это же самое время апостол Павел был под домашним арестом. Конечно, этот арест не был идентичен аналогичной мере наказания в современном мире, но факт остаётся фактом: свобода апостола была существенным образом ограничена. У нас нет оснований полагать, что Павел сильно переживал по этому поводу, он, как и всегда, думал не о собственном благополучии, а о деле евангельской проповеди, условия же для проповеди были благоприятными, правда, апостол сам не мог идти к людям, поэтому люди шли к апостолу.
Нам не дано знать, какое количество верующих приобрела Церковь в те два года, о которых повествует книга Деяний, но кажется вполне очевидным, что эта проповедь была успешной, ведь её благословил Сам Христос, в видении сказавший Павлу: «Как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян. 23:11).
Апостол Павел явил образец христианского восприятия происходивших с ним злоключений, он не терял веры, не терял доброго расположения духа и оптимизма, присущего всем по-настоящему верующим во Христа людям. В дальнейшем Церковь явила множество людей, которые имели тот же дух, что и святой апостол. В качестве одного из ярких примеров можно привести священномученика Илариона (Троицкого), он пострадал за Христа в 1929 году. Сохранились такие строки, написанные им из одиночного заключения: «Я уже привык не сидеть в тюрьме, а жить в тюрьме, как ты живёшь в своей квартире. Конечно, нелепого в моей жизни и было и есть немало, но нелепое для меня более смешно, чем мучительно. Зато есть у меня преимущества в моей жизни, из-за которых я согласен терпеть и разные нелепости... В самом деле. Имею здесь отдельную келию с достаточным освещением, с почти достаточным отоплением — и всё это бесплатно. Нужно тратить только несколько рублей в месяц, чтобы пансион был достаточным, — конечно, для такого безразличного к этим делам человека, как я. Но главное... самое милое то, что я могу без помехи отдаться своей первой и постоянной любви — науке, с которой жизнь было меня совсем разлучила... Здесь... меня ничто и никто не отвлекает».
Хочется надеяться, что примеры апостола Павла и всех от века просиявших святых помогут нам стяжать тот же самый христианский дух, помогут научиться во всём и всегда находить пользу для наших бессмертных душ!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Евгений Онегин»: драма потери себя». Протоиерей Павел Карташев

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о драме потери себя и потенциала, заложенного Богом в человека на примере образов романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных жизни, творчеству и духовному пути А.С. Пушкина.
Первая беседа с экскурсоводом первой категории Государственного музея Александра Сергеевича Пушкина в Москве Анной Исаевой была посвящена детству и юности поэта;
Вторая беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена ссылкам А.С.Пушкина;
Третья беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена последним годам жизни А.С.Пушкина;
Четвертая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена влиянию общества на человека на примере образов романа «Евгений Онегин».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— День рождения А.С. Пушкина;
— Влияние произведений Пушкина на читателей;
— Пушкин в культуре: кино, театре и др.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер