У каждого человека есть специальный чемодан, выданный ему Богом для пути по жизни. А в нём — разные качества, самые сутевые. Много там хорошего, того, что беречь и растить стоит. Но есть такие штуки, которые не понятно для чего, и как быть с ними не ясно. Потому что мы считаем это обузой, а не подарком.
Бывает, что есть у человека внешняя особенность, не нравится она ему, а изменить не возможно.
Вот, например, я — с детства худая. Вешу сорок восемь килограмм. Здоровая, ем как все, а всё равно — тоненькая. В детстве хорошо мне было с моим телом: ловкое оно, быстрое! И по деревьям, и в любую щель пролезу. Но пришла пора девичества и стала я мучиться. «Что это ты такая худенькая?» — замечали люди. Да я и сама видела, что отличаюсь от других. А мне хотелось быть как все! И случилось со мной то, что называют «комплекс неполноценности».
Стеснялась я самой себя. В классе, выходя к доске, руку с мелком поднимаю, а сама думаю: «Сползёт рукав, увидят все мою худую руку. Слово-то какое — „худая“! Плохая, значит».
Глядя теперь на свои подростковые фото, вижу: правда, некрасивая я была, прямо, «гадкий утёнок».
А штука в том, что моё уродство было совсем не в худобе. Я считала себя некрасивой, да такой и становилась.
Но лет в семнадцать я по-настоящему увлеклась моим делом, живописью, и просто забыла про свой комплекс. А, придя к вере, решила вот как: «Худая? Значит, так уж Бог дал».
И вместо угловатости проступила стройность и грация. Гадкий утёнок начал превращаться... в лебедя. Я и впрямь похорошела. Но главное: тогда я одержала маленькую победу над своей гордыней. Ведь желание быть как все — это гордыня! Нелюбовь к данному Богом телу — ужасная гордыня! Ничуть не лучше самолюбования.
В том чемодане у каждого своё особенное, а не «как у всех». И если это неизменимо, значит — твоё. Главное, чтобы оно не вредило другим. Ведь бывает, что в чемодане лежит такое свойство, которое человек может обратить в проблему для себя и других людей. Оно может стать грехом, и всю жизнь придётся с этим бороться.
Вот у меня там, должно быть, было красноречие. Но превратилось оно в болтливость. Всю жизнь с ней борюсь. С юности знаю, что порой, устают от меня люди. Училась тишине, оставалась одна, в деревне, с полями, лесами. Училась слушать. Расспрашивала встречных людей об их жизни. Попутчик начнёт рассказывать, я не перебиваю. Да ведь как интересно слушать! Если не мешать, если со вниманием — человек такое расскажет! Жизни у людей удивительные!
Конечно, совсем от болтливости избавиться не удалось. Но всё же, красноречие сохранилось, я — неплохой рассказчик. А ещё, я научилась говорить своей литературой. И мне есть о чём: ведь, сколько я узнала о мире, учась тишине у природы и слушая людей. Хорошо, что я осознала свою болтливость, стараюсь управлять ею во благо.
Тут вы можете сказать: «А если в чемодане том — болезнь? С этим как быть?»
А я вот верю, что и болезнь нам даётся для пользы: нашей и других людей.
Знаю я одного прекрасного художника, который уже полжизни сильно хромает. В молодости настигла его хворь, такая, что чуть ногу не потерял. Но, доверяя Богу, принял он и боль, и хромоту. И упорно продолжал делать своё дело — рисовать. Да ещё и жить продолжал, как здоровый: строгал доски, лазил по деревьям, устраивал друзьям пикники, строил дом, своими руками ремонтировал храм. Нога-то болела, а он — жил! И болезнь его притихла с годами.
Мне неведомо, что подарила болезнь его душе, но думаю, что подарок тот бесценен.
Этот человек теперь уж не молод. У него большая семья, друзья, множество учеников. И, представьте себе, я видала, как некоторые молодые парни, его студенты — подражают его хромоте! Прихрамывают они чуток...
Настолько красив этот человек, настолько гармоничен, что и хромота его — притягательна. Вот ведь как можно распорядиться даже болезнью.
Думаю, каждому из нас стоит задуматься: «А что у меня в чемодане?»
Я верю, нет, я уверена, что у каждого там — самое нужное. Только надо сообразить, для чего оно. Но прежде — принять с благодарностью.
Это самые ценные подарки. Потому что они — от Бога. Это — наши сокровища.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
«Светлая музыка». Яна Иванилова
У нас в гостях была оперная певица, заслуженная артистка России Яна Иванилова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыке, вере, новогодних и рождественских традициях, а также о том, как хорошая музыка может поддерживать людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Новогодний выпуск»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Преображения Господня в селе Большие Вязёмы Московской области протоиерей Сергий Конобас — поделились светлыми новогодними историями.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Иван Шишкин. «Часовня в лесу»
— Какая богатая коллекция живописи в Псковском музее-заповеднике! Столько известных художников здесь представлено! Вот, например, Андрей, взгляни, картина Ивана Шишкина «Часовня в лесу». Тебе нравится?
— Да, Алла, произведение очень выразительное! Обрывистый песчаный берег реки. Вековые деревья мощными корнями держатся за осыпающуюся почву. Их кроны почти полностью заслонили небо. У самой кромки воды – бревенчатая часовенка с шатровым куполом. Студёная влага струится по камням… Картина дышит покоем!
— Я раньше никогда её не видела!
— Эта работа Шишкина малоизвестна. Хотя имеет интересную историю!
— Ой, а расскажи, пожалуйста!
— С удовольствием! Художник написал «Часовню в лесу» в 1893 году, после путешествия к истокам Волги.
— К истокам Волги – это на нашу с тобой родину, в Тверскую область?
— Именно так, сестрёнка. Иван Иванович отправился на пленер со своим другом, фотографом Евгением Вишняковым. Они доехали из Санкт-Петербурга в Вышний Волочёк на поезде, затем в карете до Осташкова. Там наняли лодку, добрались до Ниловой Пустыни на озере Селигер. А после отправились на телегах в село Волговерховье, где берёт начало великая река.
— Насыщенный маршрут – и по земле, и по воде!
— И преодолеть его оказалось непросто! Друзей преследовал дождь, дороги размыло, на Селигере бушевал шторм. Шишкин был недоволен тем, что мало удавалось работать. По итогам путешествия он написал несколько пейзажей, в том числе и тот, что висит перед нами – «Часовня в лесу».
— А что за место изображено на картине, неизвестно?
— Это село Волговерховье. Часовню там, над истоком Волги, поставили ещё в середине семнадцатого века насельники Волго-Верховского Спасо-Преображенского монастыря. Спустя сто лет эта обитель сгорела и больше не восстанавливалась. Однако, освящённый сруб над истоком реки уцелел, к нему продолжали тянуться паломники.
— Интересно, а сейчас часовня стоит над родником, который питает Волгу?
— Стоит! Конечно, это уже не то здание, что некогда сложили монахи. На протяжении веков сруб не раз разрушался, его отстраивали заново. Так, избушка с шатровой крышей, запечатлённая Шишкиным, сгорела во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Но бойцы, прокладывавшие в тех местах узкоколейку, тут же восстановили здание.
— Казалось бы, до того ли им было – в 1942-ом под Тверью шли ожесточённые бои…
— Видимо, в сердцах воинов жила вера в Бога. Здание, построенное солдатами, простояло пятнадцать лет. В 1957 году над истоком реки поставили новый сруб. А в 1995-ом патриарх Алексий Второй освятил его. Там можно помолиться, набрать воды из родника.
— Давай побываем в Волговерховье, Андрюша?
— Мне и самому пришла в голову эта мысль, сестрёнка! Иван Шишкин с такой любовью изобразил на картине «Часовня в лесу» заповедный уголок у истока Волги, что непременно хочется туда отправиться!
Картину Ивана Шишкина «Часовня в лесу», можно увидеть в Псковском государственном объединённом историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России