Недалеко от подмосковного Серпухова находится село Молоди. В этом живописном месте, на широких лугах, летом 1572-го года сошлись войско крымского хана Девлет-Гирея и армия русского царя Ивана Грозного. Это противостояние вошло в историю как Молодинское сражение или битва при Молодях.
О Молодинской битве не прочесть в школьных учебниках истории. Тем не менее, учёные признают её ничуть не менее значимой, чем, например, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, и даже сравнивают с битвой за Москву 1941 года. Действительно: в далёком ХVI веке на берегах реки Рожайки решалась, ни много ни мало, судьба Русского государства. Русь на тот момент переживала период расцвета. В 1552-м году войска Ивана Грозного взяли Казань. В 1556-м — Астрахань. Всё это очень не нравилось султану Селиму II — правителю могущественной Османской империи. Его верный союзник, крымский хан Девлет-Гирей, тоже был недоволен возрастающим могуществом Руси. Султан и хан решили объединить силы и выступить против Москвы. В июне 1572 года Девлет-Гирей, заручившись военной поддержкой Селима II, двинулся на Русь.
«Прииде со многими силами на русскую землю, и расписал всю русскую землю кому что дати, как при Батые», — гласят летописи. Хан не скрывая говорил: «Еду в Москву на царство». В его планах было, ни много ни мало, возрождение Золотой Орды и возвращение Руси во времена татарского ига.
Войско Девлет-Гирея было огромным. По разным оценкам, оно многократно превосходило русское, которое насчитывало чуть больше двадцати тысяч человек. Угроза была настолько серьёзной, что царь даже перенёс столицу из Москвы в Новгород. Но на защите родной земли стояли замечательные полководцы. Среди них — князь Дмитрий Иванович Хворостинин. О нём, как, впрочем, и о самой битве при Молодях, сегодня говорят незаслуженно мало. Между тем, современный историк Дмитрий Володихин считает князя Хворостинина одним из главных творцов победы при Молодях. Князь был опытным воеводой. Для начала, он не дал отрядам Девлет-Гирея продвинуться слишком близко к Москве. И остановил их у деревни Молоди. Здесь и состоялась решающая битва. Она длилась целых 5 дней — с 29 июля по 2 августа.
Хитрыми и рискованными манёврами князю удалось заманить татар как можно ближе к русским укреплениям. Там неприятеля встретили стрельцы шквальным огнём из пищалей и пушек. Это был сокрушительный удар. В ночь на 3 августа враг обратился в бегство. «Воеводы на утрее узнали, что царь крымской побежал», — сообщает летопись. Князь Хворостинин с честью служил Отечеству вплоть до последних дней своей жизни. А в 1590-м принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой Лавре, где через год мирно отошёл ко Господу.
«Сей день принадлежит к числу великих дней нашей воинской славы», — писал историк Николай Карамзин о героической победе русского войска в битве при Молодях. Русь выстояла. История Государства российского продолжалась...
Все выпуски программы Открываем историю
«Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим»
Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим, чтобы имел я с чем предстать пред ангелами живыми.
Без живота твоего не смогу я дышать воздухом, которым дышат ангелы, не смогу вкушать хлеб, который ангелы вкушают. И вновь буду изгнан за врата Царства небесного, пред которыми лежу ныне будто расслабленный.
Прельстил меня мир хлебом своим — и засыпал душу мою камнями. Прельстил меня рыбою — и наполнил сердце скорпионами. Прельстил меня светом и окутал разум.
Нет во мне ненависти к нищему, но возненавидел я мир, который будучи нищ богатсвом кичится. Нет во мне ненависти к скупцу, но ненавижу я мир, который будучи скупцом похваляется щедростью. И к безумному нет во мне ненависти, но возненавидел я мир, который, будучи безумным, выдает себя за мудреца. Нет ненависти к больному, но возненавидел я мир, который словно чахоточный больной отравляет воду здоровым намеренно.
Господи, ненавижу лжеца и притворщика — говоря о небе, закопал он в землю жизнь мою.
Был некогда богатый торговец, и умер, и разграбили соседи лавку его, и стояла она разграбленная, лишь список дорогих товаров и имя лавочника на двери напоминали о хозяине.
Таков и я, подобен лавке той, со стыдом сказал себе. Всё ещё ношу имя жизни, а вся жизнь моя соседями моими разграблена.
Сыне Божий, Сыне Живота, напитай жизнью прах мой.
Освободи от камней душу мою, и напитай её хлебом истинным. Очисти сердце моё от скорпионов и исполни Тобою. Изгони тьму из ума моего и наполни его светом небесным.
Ибо, не ожить мне, если оживёт одна душа моя, а сердце полным смертных желаний останется. И не воскреснуть мне во Царствии Твоём, Господи, если только сердце моё очистится, ум же во мраке останется.
Воистину, пока все три источника не очистятся и не станут прозрачными, не будет жизни во мне, ибо если один только очистится два других замутят его.
Если два очистятся, довольно будет третьего, чтобы замутить два. Каждый из трёх источников во мне — или отравитель или спаситель других.
Сыне Живота, напитай жизнью прах мой. В Тебе одном мудрость моя, ибо в Тебе не только разум божественный, но и девство и святость божественная. Ибо, не был бы Ты рождён от девства божественного и святости, не стал бы мудростью, но остался бы ограниченным земным знанием и опытом мирским.
Сыне Божий, Ты еси хлеб единственный питающий жизнь мою. Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственная вода живая, утоляющая жажду пустыни жизни моей.
Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственный воздух чистый, исцеляющий расслабленность жизни моей. Помилуй, Господи и спаси мя!
«14-е воскресенье по Пятидесятнице». о. Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мученицы Людмилы Чешской, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Ефросинии Суздальской, преподобного Илариона Оптинского, святителя Дмитрия Ростовского, пророка Ионы.
Все выпуски программы Седмица
«Детям о вере». Иеромонах Макарий (Маркиш)
У нас в гостях был председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).
Мы говорили о том, как передать детям уважение к вере и христианским ценностям.