
Яна Зотова
До определенного времени музыка была неотъемлемой частью процесса моего передвижения по городу. Либо это было радио, либо подборка любимых песен из телефона, либо диск, подходящий под то или иное настроение. Ехать в тишине было совершено некомфортно. В дальних поездках мы обычно ставили плэй-лист дочки и хором вместе с детьми пели почти все песни подряд: и русские, и английские. Было очень здорово.
Но в какой-то момент я стала замечать, что мне все реже хочется слушать песни. Я начала искать на радиоволнах инструментальную музыку. Возможно, это связано с тем, что я начала петь на клиросе, и по сравнению с духовными текстами, которые звучат в церковных песнопениях, слова некоторых песен стали резко диссонировать с тем, о чем хотелось думать.
Совершенно не радовала меня перспектива заполнения «оперативной памяти мозга» примитивными последовательностями аккордов и лишней информацией, хотелось сохранить место для чего-то более важного.
Прошло время. В канун очередного Великого Поста я поставила себе задачу каждый день прочитывать по главе Евангелия. Знаете, когда начинаешь читать священное писание, хочется о нем думать в течение дня, чтобы понять как и что надо изменить в своей жизни, чтобы она приобрела более правильный вектор в соответствии со Словом Божиим. Становится интересно как это получается у других.
Вот тогда я заметила, что в радио-эфире ищу беседы радио-ведущих и гостей, их размышления о жизни, о смыслах. Раньше это случалось крайне редко, а теперь даже новостные радиостанции вдруг попали в список избранных fm-волн. Я сначала подумала, что это признаки приближения старости. Возможно, так и есть. Человек с возрастом становится опытнее, а значит мудрее, и зачем ему какая-то музыка, если можно послушать интересные и полезные передачи, если можно подумать на философские темы? Или наоборот, отвлечься от своих мыслей, проблем, переключившись на что-то иное.
Очень полюбилась мне рубрика «Православный календарь» на Радио ВЕРА, где каждый день рассказывают о житиях святых, которые в этот день почитаются. Детям тоже она понравилась. Теперь просят включить программу записи. Мы ежедневно перед сном слушаем жития.
И вот, в очередной раз, сажусь за руль, не задумываясь, повторяю стандартный набор всех необходимых действий: ключ, зеркала, ремень, педаль, рука уже тянется к кнопке магнитофона. Но... понимаю, что не хочу сейчас слушать никакие лишние звуки. В чем дело? Отчего такая перемена?
Просто я вышла из храма после Пасхального Богослужения! Я причастилась! Господь так близко!!! Христос Воскрес, и Он с нами! Что еще может быть нужно! Душа поет «Христос Воскрес».
В ней появилось ощущение полноты, радости самого существования в моменте, когда в душе покой и хочется каждой мыслью благодарить Создателя за то, что я есть, за то, что всё так, как есть. Пришло понимание, что у мне дано всё, что необходимо. А если чего-то нет, значит, оно сейчас и не нужно или не полезно.
Не хочется проверять наличие новых сообщений в телефоне и уж тем более говорить о чем-то праздном, не хочется листать ленты соц. сетей, не хочется никакой суеты. Любой звук извне, любое постороннее слово или мелодия могут нарушить это ощущение радости, спокойствия, а мне так хочется подольше оставаться на этой тихой волне, осознавая, что во мне Сам Господа наш Иисус Христос. Это потрясает!
Сила благодати поднимает мысли над всей этой земной суетой. «Ядый мою плоть и пияй мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» — читаем мы слова молитвы Василия Великого перед причастием. Вот так просто, сейчас, здесь, спустя две с лишним тысячи лет Сам Христос находится посреди нас! Чего же еще желать? Душа ликует от этого осознания! Нет волнения, нет беспокойства. Гармония и радость. Хочется поставить время на паузу и качаться на этой тихой волне. Яко с нами Бог — и важнее этого ничего не может быть!
Автор: Яна Зотова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 20. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Все мы читали в школе поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и многие помнят, что среди спорящих мужиков был тот, кто считал, что лучше всего живётся царю. В этом ответе воплотился очень глубокий и древний стереотип, исходя из которого царь, или шире правитель государства, обязательно должен быть богат и властен, а стало быть, и счастлив. Но кто же на самом деле может быть весел и счастлив? Ответ на этот вопрос звучит в 20-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 20.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоём безмерно радуется.
3 Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул,
4 ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота.
5 Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век.
6 Велика слава его в спасении Твоём; Ты возложил на него честь и величие.
7 Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего,
8 ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется.
9 Рука Твоя найдёт всех врагов Твоих, десница Твоя найдёт всех ненавидящих Тебя.
10 Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своём Господь погубит их, и пожрёт их огонь.
11 Ты истребишь плод их с земли и семя их — из среды сынов человеческих,
12 ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить их.
13 Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лицо их.
14 Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твоё могущество.
Счастье, конечно, явление относительное. Один бывает счастлив от того, что нашёл на день еды, а другой от того, что купил очередное украшение или пополнил свою коллекцию живописи работой, о которой давно мечтал. Эти люди не поймут друг друга, потому что их миры невероятно далеки. Впрочем, если присмотреться к слову «счастье», оно окажется связано с идеей обладания чем-то хорошим, может быть, хорошей частью чего-то общего. Причём в обыденном сознании есть представления о том, что чем эта часть больше, тем лучше. Большинство из людей во все времена и во всех странах жило довольно просто и простому человеку казалось, что счастье в богатстве. Из этих представлений рождались мечты о том, чтобы быстро разбогатеть, как в известной сказке Шарля Перо, из обладателя кота стать обладателем замка. И только обладатели замков хорошо знают, что они тоже могут быть несчастны и ищут счастья в чём-то другом.
Псалом, который мы сегодня услышали, представляет собой хвалебную песнь Богу, спасающему и поддерживающему царя. Примечательно, что хвала Творцу воздаётся за вполне понятные любому человеку вещи. Современному верующему, привыкшему к тому, в качестве главных нам стоит стремиться к духовным ценностям, этот акцент на ценностях бытовых может показаться странным. Например, царь благодарит Бога за поддержку во время войны, за победу и долгую жизнь. Господь услышал его и даровал ему, чего желало его сердце. Однако такое простое и в известном смысле бытовое изображение радости царя не должно удивлять. Потому что христианство на самом деле не против бытовой радости, не против долгой жизни и исполнения человеческих желаний. Оно против греха и забвения Бога. И эти акценты в псалме, конечно, самые главные.
Царь веселится, но веселится не своей силой, а силой Божьей. Царь рад спасению, но это спасение пришло от Бога. Даже просьба о жизни исполняется с лихвой, но именно потому, что только Господь может дать человеку жизнь во век века, то есть жизнь, превосходящую земную. Почему же всё это происходит? Почему царь счастлив и весел? Потому что всё своё упование, всю свою надежду царь возлагает на Бога и не сомневается в Его благости.
Псалом 20. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 20. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 20. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется.
3 Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул,
4 ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота.
5 Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век.
6 Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие.
7 Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего,
8 ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется.
9 Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет [всех] ненавидящих Тебя.
10 Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь.
11 Ты истребишь плод их с земли и семя их - из среды сынов человеческих,
12 ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли [выполнить их].
13 Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лице их.
14 Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твое могущество.
Как Новый год встретишь. Ольга Цой

Когда я ещё не воцерковилась, часто руководствовалась светской поговоркой: «Как Новый год встретишь, так его и проведёшь». Поэтому старалась отметить любимый праздник на должном уровне: в красивом платье, в кругу родных людей, за обильным хлебосольным столом. Под бой курантов, с неизменным салатом «Оливье», из года в год я провожала старый год и встречала новый почти одинаково. Пока не стала ходить в храм. Тогда правила поменялись.
Во-первых, я осознала, что тридцать первое декабря приходится на Рождественский пост. Тут уж про «Оливье» и прочие вкусности приходится забыть. Во-вторых, со временем сам праздник, Новый год, как-то стал отходить на второй план, уступая место долгожданному Рождеству Христову. Но все равно хотелось провести новогоднюю ночь по-особенному! Чтоб и праздник был, и радость, и чудеса, и подарки, и ночью не спать — всё, как в детстве.
И вот, решение, примирившее память детства и православные традиции, нашлось: в новогоднюю ночь я решила пойти на Божественную Литургию! Там и встретить Новый год.
Под вечер я красиво оделась и поехала в храм. Литургия — удивительное событие. Будто собираются самые близкие люди на Святую Трапезу. Получается, мы тоже собрались за столом, мы тоже празднуем, радуемся!
В полночь на улице стали раздаваться хлопки петард, вспышки салютов, громкие выкрики. Они казались такими далёкими, потусторонними и чужими. Ведь у нас в храме лилась молитва, пел хор, было спокойно и благодатно, не было мирской суеты.
Причастившись, в ночи мы поехали домой. Наверное, это было самое праздничное новолетие. Я почувствовала, что Господь благословил наступающий год. В ту ночь приоритеты были расставлены — я навсегда сохранила в памяти ощущение, когда стоишь в тишине с Богом и тебя не касается, не смущает бурный мир вокруг.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение