
Татьяна Любомирская
Говорят, молчание ‒ золото. Но есть в году один день, в который православный христианин не может, не станет, да и просто не имеет право молчать. Этот день ‒ Светлое Христово Воскресение, Святая Пасха.
Ну скажите, разве возможно удержаться и на возглас священника, родных, знакомых и незнакомых «Христос Воскресе!» не ответить ликующим «Воистину Воскресе!»? Совершенно невозможно! Даже если нет голоса, можно улыбнуться, кивнуть, обнять. А уж если голос есть, ‒ кричи во всё горло и радуйся! Ибо Христос победил смерть. Нет ее, мифической старушки с косой. Есть только переход к Богу, в Его святую обитель.
Начиная лет с десяти, почти каждую Пасху я пою на клиросе. В детстве это были две-три ноты на ектениях, которыми я страшно гордилась. Постепенно, по мере сил, я научилась этому очень непростому ремеслу и по-настоящему полюбила его. И теперь не представляю своей жизни без пения на церковных службах. А особенно на Пасху, где, как мне кажется, поет вся планета.
Но перед Пасхой идет Страстная седмица, которая для всех православных христиан, а особенно для служителей церкви, ‒ очень напряженное время. Богослужения совершаются каждый день, утром и вечером, и каждая служба ‒ такая важная, наполненная евангельскими смыслами и особо сокровенной молитвой. Для певчих в Страстную седмицу идет большая нагрузка на голосовые связки. Службы, репетиции к Пасхе... И это помимо светской работы, которая для многих служителей клироса также связана с вокалом. Получается практически круглосуточное пение.
С Божьей помощью мы как-то справлялись. Однако в этом году на Страстной я была слегка простужена. Но как же пропустить службы и подвести весь клирос? Я килограммами ела лимон, запивала его имбирным чаем и ехала петь. Ничего, голос слегка подводил, но звучал. А вот в Великую субботу произошла катастрофа. Я проснулась утром и поняла, что не могу ни говорить, ни уж тем более петь. Только хрипло шептать. В самый неподходящий момент организм решил сдаться.
На утреннюю Литургию я не поехала. Но пропустить ночную службу для меня было невозможно. Если не приду, подведу всех. Разве смогут найти человека мне на замену за несколько часов? Только как же я буду петь?!. Я расплакалась от отчаяния. Все, у кого когда-нибудь пропадал голос от простуды, знают, что эта история не на один день. Для восстановления требуется много времени.
Ну что тут поделаешь? Остается только принять всевозможные лекарства, помолиться и положиться на Бога. Так я и сделала. Весь день я пила горячий чай, глотала порошки и пилюли и мысленно надеялась на пасхальное чудо. Господи, родной мой, ну неужели в Святую Пасхальную ночь я буду молчать, а не славить Тебя в радостных пасхальных песнопениях? Помоги, помоги, помоги!
Господь помог. Как помогал и помогает всегда, если обращаться к Нему с верой и любовью. К вечеру я немного разговорилась, а приехав на репетицию перед службой ‒ распелась. Да, мой голос звучал далеко не идеально и не так легко, как обычно, но он звучал! Он поддавался! Я смогла спеть свою партию, смогла помочь, а не быть обузой для остальных певчих. Я выдержала длинную ночную службу. Мне не стало хуже. Голос вернулся ко мне.
Снова и снова Господь посылает маленькие чудеса для укрепления моей веры. В такие моменты я понимаю, что для Бога нет пустяковой молитвы. Он всё слышит. И, если дело хорошее, помогает. Да, если бы я не пела на Пасху, мир бы не рухнул, служба всё равно состоялась, и весь приход всё равно испытал ни с чем не сравнимую пасхальную радость. Но Господь знал, как это важно для меня. Как бы я грустила, если бы вместо пасхального ликования мне пришлось бы молчать! И Он щедрой рукой подарил мне голос.
Не бойтесь просить о мелочах! Господь во всём и везде. Ему никогда не жалко подарить нам то, что принесет благо. А что может быть лучше, чем возвестить миру о том, что Христос Воистину Воскрес? По-моему, ничего.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Храм Александра Невского — Челябинск
В самом сердце Челябинска, на улице Алое поле стоит величественный храм во имя благоверного князя Александра Невского. История его основания связана с трагическими событиями 1881 года. Тогда в марте погиб от рук террористов царь Александр Второй. Тот, кто отменил крепостное право и получил в народе имя Освободитель. Памяти императора в Челябинске поставили часовню. Средства на её строительство выделил владелец первой городской типографии Александр Кутырёв.
В 1894 году горожане решили перестроить Александровскую часовню в церковь. Немалое пожертвование на благое дело внёс царь Николай Второй. Автором проекта храма стал ректор «Императорской академии художеств», академик архитектуры Александр Померанцев. По его чертежам на месте скромной часовни возвели церковь из красного кирпича, увенчанную тринадцатью куполами. Внутреннее пространство расписали иконописцы челябинской мастерской Василия Ощепкова. Они украсили стены и купол росписями по эскизам художника Виктора Васнецова. 3 декабря 1911 года в храме Александра Невского состоялось первое богослужение.
Проект Александра Померанцева кроме центрального алтаря предусматривал ещё два боковых придела. Левый оборудовали в 1915 году и освятили во имя Николая Чудотворца. Обустроить правый помешала революция 1917-го. Безбожники не только закрыли челябинский храм Александра Невского, но и попытались его взорвать. Здание устояло. Тогда власти приказали замазать святые лики на стенах и приспособили строение для различных хозяйственных нужд. В разное время в нём размещались склад, архив, станция юных техников и шахматная школа.
В 1981 году в истории Александро-Невской церкви открылась особая страница. Советские архитекторы отреставрировали здание в соответствии с дореволюционными фотографиями и чертежами. С одним лишь отличием — церковные маковки увенчали не кресты, а шпили. В помещении установили орган. В течение многих лет здесь проходили концерты камерной музыки.
А в 2010 году здание вернули православным, и под старинными сводами вновь зазвучала молитва. На куполах засияли кресты. В ходе реставрации под слоем штукатурки были обнаружены, а затем и восстановлены фрески начала двадцатого века.
Сейчас в храме Александра Невского ежедневно совершаются богослужения. При церкви работают изостудия для детей и взрослых и клуб общения на английском языке. Прихожане навещают воспитанников детского дома «Аистёнок», пациентов детской туберкулезной больницы и учеников школы-интерната № 13. Всякий нуждающийся найдёт поддержку в Александро-Невской церкви. И челябинцы знают об этом.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Богородско-Уфимской иконы Божией Матери — Уфа
В начале семнадцатого века в пределах современной Уфы, столицы Башкортостана, возникло село Новая Слобода. Царское правительство расселило здесь, на берегах полноводной реки Уфимки, крепостных крестьян. Вокруг на сотни километров простирались дремучие леса. В 1621 году в эти леса от ложного обвинения бежал житель Новой Слободы по имени Стефан, которого осудили на публичную порку.
Вскоре он шёл по глухому лесу и внезапно услышал откуда-то сверху дивный женский голос: «Стефан, воротись в село!». Мужчина поднял глаза и увидел в воздухе икону Божией Матери. Крестьянин вернулся в Новую Слободу и рассказал о необычайном происшествии односельчанам. Люди все вместе отправились в лес и увидели парящий над землёй образ. Православные на коленях стали молиться Божией Матери. Икона плавно опустилась на руки Стефану — так Небесная Заступница показала, что он невиновен.
Для святыни в Новой Слободе построили церковь. Храм освятили в честь Казанской иконы Божией Матери — именно ей по иконографии соответствовал обретённый образ. Село получило название Богородское и сюда потянулись паломники. На месте явления святыни забил родник, вода которого обладала целительными свойствами.
В семнадцатом столетии прославленный образ Богородицы перенесли в Уфу, в кафедральный собор Воскресения Христова. Здесь икона получила название Богородско-Уфимская. Ей посвятили новую каменную церковь в селе Богородском. Храм построили в 1877 году после того, как старый, деревянный, сгорел дотла во время пожара. Из Уфы в село Богородское ежегодно совершался крестный ход с чудотворной святыней. Так продолжалось до революции 1917 года.
Новые власти закрыли и обезобразили Богородско-Уфимскую церковь. Храм лишился куполов и колокольни, а под его сводами разместили школу-интернат. Родник с целебной водой безбожники залили бетоном. Чудотворная икона исчезла. Вскоре село Богородское вошло в состав Уфы и утратило своё историческое название. Его сначала переименовали в Моторное, а затем нарекли Инорс. Аббревитатура расшифровывается как «Институт норм строительства» — по проектам этой организации застраивалась здешняя территория в середине двадцатого века.
Несмотря на печальные перемены, верующие не теряли надежду, что когда-нибудь в Богородско-Уфимской церкви вновь зазвучит молитва. И их чаяния сбылись — в 1990 году храм вернули православным. Здание восстановили и отреставрировали. Под его сводами ежедневно совершаются богослужения. Помолиться в Богородско-Уфимскую церковь приходят не только жители микрорайона Инорс города Уфы — к месту явления чудотворного образа Богородицы приезжают верующие со всех уголков России.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Геническ, Херсонская область)
Геническ раскинулся на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Город и полуостров связаны не только географически, но и исторически. Символом этого единства можно назвать храм Рождества Богородицы, что стоит в Геническе в пятистах метрах от морского берега. Он был основан в начале девятнадцатого века как подворье монастыря Стефана Сурожского, расположенного в Крыму, в урочище Кизилташ между Судаком и Феодосией.
Идея открыть в Геническе монашескую обитель принадлежала местному благочестивому жителю по имени Созонтий Иванович. Фамилия этого человека неизвестна, хотя сведений о нём сохранилось довольно много. Офицер, участник Русско-турецкой войны, выйдя в отставку, посвятил себя аскетическим подвигам во славу Божию — почти не имел имущества, пребывал в молитве и паломничал по монастырям. Любил бывать и в Кизилташской обители святителя Стефана Сурожского.
В начале 1904 года Созонтий Иванович пришёл на собрание депутатов городской управы Геническа и попросил участок земли для будущего монастырского подворья. Из уважения к военным заслугам старца градоначальники выполнили его просьбу. Получив в имение заросшую бурьяном пустошь, подвижник поселился в келье-землянке и стал собирать средства на строительство храма. Видя бескорыстное стремление Созонтия Ивановича угодить Богу, люди откликнулись на его призыв. 21 сентября 1904 года в основание церкви был заложен первый камень.
Строительство продолжалось несколько лет. Созонтий Иванович принимал в нём деятельное участие. Уцелела фотография подвижника, возле ещё недостроенного храма. Снимок 1907 года сохранил образ доброго старичка в ветхой шинели. Созонтий Иванович почил 1 июня 1908 года. Он был похоронен в склепе при церкви, которая уже сияла куполами. В 1910-м храм освятили в честь праздника Рождества Богородицы.
Как и мечтал старец, церковь в Геническе стала подворьем Кизилташского монастыря. Территорию вокруг обители насельники превратили в оазис. Здесь журчали фонтаны, благоухали розы, а по песчаным дорожкам прогуливались павлины. В храме Рождества Богородицы ежедневно совершались богослужения.
После революции 1917-го на подворье в Геническе находили приют священники, гонимые безбожниками. В тридцатых годах власти добрались и до этой обители. Хозяйство разорили, братские корпуса уничтожили. Уцелел только храм Рождества Богородицы. В нём размещался сначала склад, а затем спортивный зал. Вновь действующей церковь стала в 1989-ом. Православные вернули старинному зданию былое благообразие. Сегодня голубые стены и купола видны издалека со стороны побережья. В них словно отражаются небесная синь и просторы Азовского моря.
Все выпуски программы ПроСтранствия







