
Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60.

Комментирует священник Антоний Борисов.
«Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём», — такие слова произнёс как-то Иисус Христос. Сын Божий указал тем самым на трагическое обстоятельство. Народ, к которому Спаситель по человеческой природе принадлежал, Его не принял. Подобная участь коснулась многих учеников Христовых. Об одном из них, мученике Стефане, повествуется в отрывке из 6-й и 7-й глав книги Деяний святых апостолов. Данное чтение звучит сегодня во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 6.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Слова, которые мученик Стефан произносит перед смертью, напоминают речи ветхозаветных пророков. В особенности, Иеремии, Исайи, — тех, которые были казнены соплеменниками за обличительную проповедь. Современникам пророков крайне не нравилось, что кто-то указывал на их грехи, требовал искреннего покаяния. Вот и святой Стефан, человек праведной жизни, был схвачен и убит за то, что стремился следовать правде Божией.
Что же так возмутило слушателей Стефана? Прежде всего, то, что мученик посягнул, как им показалось, на святое — на авторитет ветхозаветного патриарха Авраама. Неужели Стефан действительно произнёс нечто оскорбительное? Вовсе, нет. Он лишь продемонстрировал слушателям, что прошлое и превратное представление о нём, не есть одно и то же.
Современники Стефана полагали, что уже по происхождению своему они занимают привилегированное место в мире, а за тщательное соблюдение заповедей им полагается гарантированная награда. Мученик же напомнил им, что величайший праведник Ветхого Завета, Авраам, ничего из обещанного ему лично не получил от Бога. Земля обетованная так и не стала собственностью Авраама. У него не родилось множество детей, а имелся только единственный сын — Исаак. Является ли это доказательством ущербности духовного наследия патриарха? Нисколько. Ведь он сам вовсе не нуждался в материальном, не требовал от Господа чуда, но смиренно стремился служить правде Божией.
По зависти и гордости люди казнили Христа. Ровно по той же причине они наложили руки и на Стефана, хотя, как подмечает библейский текст, лицо его было подобно ангельскому и в святости его не было сомнений. Впрочем, легко укорять других за их ошибки. Значительно сложнее взглянуть на самих себя. Сто лет назад наш народ поднял руку на святыню Божию, отправил в лагеря и на казнь множество православных христиан — священнослужителей и мирян. Семь десятилетий вера в нашей стране считалась мракобесием, признаком психического расстройства. Исторический урок, который мы сами себе устроили, поистине горек. Но забывать его нельзя, чтобы не случилось с нами нечто худшее.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Владимир Вернадский и его родные

Фото: Margerretta / Pexels
«Семья... должна давать счастье тем, кто её составляет, ... воспитывать работников на пользу человеческую, связывать поколения», — так считал академик Владимир Вернадский, русский учёный и мыслитель. По словам Владимира Ивановича, именно благодаря семье и поддержке родных он обрёл призвание в жизни.
Будущий академик появился на свет в феврале 1863 года. Его отец, преподаватель Петербургского Политехнического института Иван Никифорович Вернадский, не отходил от колыбели новорождённого сына. По очереди с супругой, Анной Петровной, они укачивали малыша и радовались тому, каким здоровым и крепким он родился. Мальчика назвали Владимиром. Самым ранним детским воспоминанием Володи стало семейное гнездо Вернадских на Миллионной улице Петербурга. По выходным в доме собиралась родня. Пили чай, общались, пели хором народные песни. Когда Володе исполнился год, у него появились сёстры — близнецы Катя и Оля. Дом наполнился шумом, играми. Хлопот у родителей прибавилось, но Иван Никифорович и Анна Петровна только радовались — ведь это были счастливые заботы.
Под руководством отца Володя очень рано научился читать. Любимой книгой мальчика стала Библия. Особенно поражали его воображение истории из Ветхого Завета. Вернадский в своей автобиографии рассказывал, с каким упоением читал о Каине и Авеле, Сауле и Самуиле. «Я верил в существование рая и задумывался, где он находится; меня интересовало, как жили Адам и Ева», — писал учёный. Иван Никифорович заметил любознательность сына. И стал дарить Володе научно-популярные издания по истории, ботанике, географии, философии. Несмотря на юный возраст, мальчик взахлёб проглатывал каждую книгу, а потом они вместе обсуждали прочитанное. Володе нравилось, что при этом отец разговаривал с ним на равных, считался с его мнением. А сколько интересного он знал! Володе очень хотелось быть похожим на отца.
В 1868 году Вернадские переехали в Харьков. Иван Никифорович получил там должность директора банка. Семья поселилась в уютном двухэтажном домике с садом. Там вместе с отцом шестилетний Володя устроил площадку для игры в кегли, которая стала любимым развлечением у всех домашних. Когда Володе исполнилось 10 лет, Вернадские всей семьёй отправились в путешествие по Европе. В памяти учёного осталось происшествие, которое случилось с ним тогда в Швейцарии. Вместе с матерью, отцом и сёстрами они поднялись в Альпы. Там внимание Володи привлекли кусочки горного хрусталя. Камешки лежали на земле, сверкали на солнце, и казались мальчику настоящими драгоценностями. Он стал собирать их, и не заметил, как отстал от своих и заблудился. Когда мальчик всё-таки вышел на дорогу, ни родителей, ни сестёр там уже не было. Он сумел самостоятельно добраться до гостиницы, и застал всю семью в слезах. «Володя, как мы тебя искали, как кричали!», — обнимая его, плакала мать. Тогда Вернадский впервые глубоко осознал, как сильно любят его родители.
Он отвечал им такой же любовью. Когда в 1880 году у Ивана Никифоровича случился инфаркт, Володя дни и ночи проводил у его постели. Он даже выхлопотал освобождение от уроков в гимназии. Юноша помогал матери ухаживать за больным. Бегал в аптеку, кормил отца с ложки, читал ему вслух. К сожалению, полностью выздороветь Иван Никифорович уже не смог. В 1884 году Вернадский похоронил горячо любимого родителя. Примерно в это же время Владимир потерял ещё одного родного и близкого человека —двоюродного дядю, Евграфа Максимовича Короленко. Это был необычный человек — добряк, интеллектуал и энтузиаст, горящий научными и философскими идеями. Многие считали его чудаком. Но Вернадский, уже став известным учёным, часто с благодарностью вспоминал дядю. И повторял, что своим неординарным образом мыслей тот оказал на него большое влияние. На протяжении всей жизни Владимир Иванович Вернадский со светлым чувством вспоминал семью. Благодарил отца за то, что тот направил его по нужному пути. Мать — за то, что была рядом в трудную минуту, поддерживала словом и делом. Когда сам учёный стал мужем и отцом, он признавался, что пример родителей всегда оставался перед его мысленным взором.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Игорь Сикорский и его семья

Фото: Christine Renard / Pexels
Игорь Иванович Сикорский — пионер тяжёлой авиации, конструктор знаменитых самолётов «Илья Муромец» и «Русский витязь» — признавался, что своё призвание обрёл ещё в детстве, в семье. Говорил, что родные верили в его талант и поддерживали несмотря на то, что его проекты казались фантастическими. О времени, проведённом в родительском доме, Игорь Сикорский всегда вспоминал с большой теплотой.
Будущий авиаконструктор появился на свет в Киеве, 6 июня 1889-го года. Он стал младшим ребёнком в многодетной семье известного киевского врача-психиатра, профессора Ивана Сикорского и его супруги Марии Стефановны, урождённой Темрюк-Черкасовой, представительницы старинного дворянского рода. В крещении мальчика нарекли Игорем — в честь святого благоверного князя Игоря Черниговского. Вспоминая о родителях, Игорь Иванович подчёркивал, что оба — и мать, и отец — имели медицинское образование. Однако Мария Стефановна решила посвятить себя не карьере, а семье: заботам о муже и детях, домашним хлопотам. Детей было пятеро: дочери Лидия, Ольга, Елена и сыновья — Сергей и Игорь. Вместе они любили собираться вокруг матери, когда она играла на фортепиано или читала вслух. Мария Стефановна интересовалась изобретениями Леонардо Да Винчи и часто рассказывала о них детям. Больше всех эти рассказы увлекали восьмилетнего Игоря. Однажды от матери он услышал о летательной машине, которая по задумке великого Леонардо, должна была подниматься в воздух с помощью винтов прямо с места, безо всякого разбега. Игорь загорелся идеей сконструировать такой аппарат.
Пока братья и сёстры играли, мальчик часами тихо сидел в уголке и что-то мастерил. Отец семейства, Иван Алексеевич, внимательно наблюдал за сыном. Опытный психиатр, автор крупного, известного не только в России, но и в Европе научного труда по детской психологии «Душа ребёнка», Сикорский-старший был убеждён: детским созидательным творческим порывам нельзя мешать, даже если родителям они подчас кажутся бесполезными. Целыми днями Игорь старательно прилаживал друг к другу какие-то дощечки, наматывал на них резинку. А Иван Алексеевич терпеливо ждал. И вот, наконец, мальчик торжественно собрал семью в саду. Сикорские глазам своим не могли поверить — Игорь дёрнул за резинку, и непонятная штука, которую он столько дней мастерил... взлетела! Правда, невысоко, и продержалась в воздухе совсем недолго. Но всё же это было настоящее маленькое чудо. Игорь Сикорский навсегда останется благодарен Ивану Алексеевичу за терпение и понимание. Авиаконструктор говорил, что именно у отца научился и трудолюбию — с детства наблюдая за тем, как в своём домашнем кабинете он с головой уходил в научную работу. А ещё изобретатель через всю жизнь пронёс глубокую веру в Бога, которую ему с самых юных лет привил отец. Впоследствии, уже в эмиграции, Сикорский создал несколько богословских трудов, в частности — размышления о молитве «Отче наш», которые во многом родились из семейных духовных бесед с отцом.
В 1907-м году в семье Сикорских случилось горе — скончалась Мария Стефановна. Отец и дети помогали друг другу перенести тяжёлую утрату. Примерно в это же время 18-летний Игорь окончательно решил связать жизнь с конструированием летательных аппаратов. Для начала он хотел собрать полномасштабную, рабочую модель той самой своей детской «вертушки» — вертолёта. За деталями и практическим опытом решил отправиться в Париж. На семейном совете Иван Алексеевич благословил сына, сказав, что верит в его идеи. Родные собрали для Игоря деньги на поездку и необходимые покупки.
По сути, именно с этого момента началось становление Игоря Сикорского как талантливого авиаконструктора. В 1912-м, вернувшись из Парижа, он прямо на заднем дворе родительского дома собрал действующий двухвинтовой вертолёт. А спустя всего несколько лет создал первые в мире тяжеловесные самолёты — «Илья Муромец» и «Русский Витязь». Они защищали Отечество в Первую Мировую войну. Сам император Николай Второй лично благодарил Сикорского за его работу. Увы, после 1917-го года Игорь Иванович был вынужден покинуть Россию — большевики, осведомлённые о религиозных и политических убеждениях изобретателя, собирались расправиться с ним. Сикорский узнал об этих планах случайно, и буквально в течение суток сумел выехать за рубеж. Все последующие годы он жил и работал в Соединённых Штатах Америки. Но никогда не забывал Родину и семью — благодаря которым, по собственным словам Игоря Сикорского, он смог добиться всего, о чём мечтал.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Игумения Филарета Уфимская (Бычкова) и её семья

Фото: Алексей / Pexels
Игумения Филарета (Бычкова) известна как основательница и руководительница Благовещенской обители — первого женского монастыря в городе Уфе и всей Уфимской губернии. «Матушка родная» — так называли свою настоятельницу сёстры-монахини. Игумения Филарета относилась к ним с истинно материнской любовью и заботой, которые видела в собственной семье.
В миру, до монашества, матушку Филарету звали Стефанидой. Родилась она в 1807-м году, в состоятельной купеческой семье Бычковых из села Богородское Оренбургской губернии. Отец будущей игумении, Стефан Илларионович Бычков, был добрым, милосердным человеком. На его средства в селе была построена большая каменная церковь во имя Владимирской иконы Божьей Матери. Супруга купца, Агафья Фёдоровна, помогала бедным, щедро раздавала милостыню. В такой благочестивой атмосфере росли их дети — Стефан Илларионович и Агафья Фёдоровна воспитывали шестерых, трёх дочерей и трёх сыновей. Жили Бычковы по старинному православному русскому укладу. По праздникам и воскресным дням всем семейством ходили в храм, где старший из детей, Афанасий, служил старостой. Дома часто все вместе собирались за чтением Библии и житий святых. Стефан Илларионович знакомил сыновей с торговым делом; Агафья Фёдоровна приучала дочерей к заботам по хозяйству.
Когда Стефаниде пошёл 16-й год, родители начали планировать её замужество. Они не знали, что в сердце у девушки уже давно созрело желание стать монахиней. Стеша, боясь огорчить отца и мать, решила не рассказывать им о своём стремлении. А вскоре родители и сами позабыли о свадебных планах. Младший брат Стефаниды, Иван, внезапно заболел — у парня отнялись ноги. Доктора не понимали причины и ничем не могли помочь. Вся семья хлопотала вокруг больного. Однако прошёл год, другой, а легче Ивану не становилось. В это время из Казанской Седмиезерной пустыни в село привезли чудотворный образ Богородицы. У постели больного перед иконой отслужили молебен. И произошло чудо: Иван исцелился и в тот же день встал на ноги. А Стефанида попросила родителей в благодарение Богу отпустить её помолиться в Седмиезерную обитель. Стефан Илларионович и Агафья Фёдоровна дали своё согласие.
Домой девушка возвратилась в полной уверенности, что хочет уйти из мира. Стефанида сообщила семье о своём желании. Любящие родители благословили дочь. При сельском Владимирском храме в Богородском существовала небольшая женская община, которой родители Стефаниды помогали. Там и поселилась девушка, и вскоре стала в этой общине старшей. В 1832-м году по указу местного архиерея богородских отшельниц переселили в Уфу, в дом близ Сергиевской церкви. В Сергиевском храме 28 августа 1838 года Стефанида приняла монашеский постриг с именем Филарета. Спустя несколько лет её хлопотами и усердием в Уфе вырос Благовещенский женский монастырь, игуменией которого и стала матушка Филарета. Она не только построила обитель, но и сделала её для монахинь настоящим домом, где царила любовь и доброта. Как было когда-то в её собственной семье под родительским кровом.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен