
Янни Ролански
Как говорить с ребенком, чтобы он услышал? Каждый родитель хочет донести до своего чада что-то важное! Но иногда возникает чувство, что ребенок просто не слышит, словно кто-то поставил невидимую стену. И как же эту стену пробить?
Много лет назад я руководила сетью досуговых клубов для подростков, которые оказались в сложной жизненной ситуации.
Такие дети есть в каждой школе и, как правило, у них возникают проблемы с учебой. Мы с командой добровольцев пытались решить эту проблему. Обычно педагоги школы составляли для нас список неблагополучных семей, чтобы можно было познакомиться с детьми и родителями, и пригласить их на встречи клуба. А школа выделяла помещение для наших занятий.
На педсовете меня честно предупредили, что в моей группе подростки тяжелые, стоят на учете в милиции, и почти не ходят в школу.
«Их, знаете, надо в ежовых рукавица держать, а не досуг им организовывать» — подытожили педагоги.
Поставили условие: если через месяц эти сорванцы не начнут чаще посещать уроки, то досуговый центр надо будет закрыть. Я согласилась.
«Тут ни литература, ни тренинги не помогут» — подумала я, а ведь эти инструменты всегда мне помогали. Но Господь открывает перед нами новые двери, когда закрываются старые.
Для начала я решила познакомиться с ребятами и выяснить что им интересно. Знакомство не задалось. Они игнорировали меня и обсуждали свои дела. На вторую встречу я просто заварила им чай с пирожными.
«Попейте чай, а я пока своими делами займусь» — предложила я, а сама стала потихоньку слушать, о чем они говорят. Все разговоры их были про ямакаси. Тогда я еще не знала, кто это такие. Но в тот момент мне показалось, что я нашла какой-то волшебный ключик. И я не ошиблась.
Ямакаси — это французская команда, которая занимается паркуром. То есть они прыгают по крышам, как человек-паук. Подростки обсуждали прыжки по гаражам и фильм, который так и назывался «Ямакаси».
Теперь у меня был план на следующую встречу. Я предложила посмотреть их любимый фильм вместе. Они были ошарашены, еще никто из взрослых не предлагал им посмотреть этот фильм, тем более вместе. Мое предложение они восприняли с сарказмом: «А как же вы будете фильм смотреть, где люди по крышам прыгают, это же плохо?».
«Я этот фильм не смотрела, поэтому не знаю в чем там смысл» — ответила я и добавила, что почитала как переводится слово ямакаси, и меня эта тема заинтересовала. А потом спросила, знают ли они вообще значение этого слова? Они все как один замотали головами. И я рассказала, что «Ямакаси» переводится как «сильный телом и сильный духом». Мы посмотрели вместе фильм и у нас вышло занятное обсуждение.
Говорили о духе и о том, что сильным духом можно стать только с Богом. За чашкой чая мы беседовали об их жизни и обидах на Бога. В тот день они доверили мне много сокровенного. А что бы произошло, если б я просто пришла и прочитала им лекцию? Меня бы кто нибудь из них вообще услышал? Нет, мое свидетельство было бы, как семя, упавшее в каменистую почву. Никаких шансов прорасти.
Дети получают возможность услышать истину, когда мы касаемся их сердец. Когда не обесцениваем их эмоции и чувства.
Любая стена рушится, когда мы транслируем ребенку послание «мне не все равно, ты важен для меня» Когда начинаем говорить с детьми на языке, который им понятен, их уши становятся способными слушать. И фильмы здесь прекрасные помощники.
Через пару встреч мы пришли к выводу, что просто так прыгать по гаражам — безрассудно. Для этого нужно иметь хорошую физическую подготовку. А еще через пару встреч мы с ребятами заключили соглашение, что я организую им обучение в школе паркура, а они со своей стороны перестают пропускать уроки в обычной школе. На том и порешили.
Наш досуговый центр не закрыли. А мальчишки начали чаще ходить в школу.
Автор: Янни Ролански
Все выпуски программы Частное мнение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (15.12.2025)
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 294 зач., II, 20-26

Комментирует священник Антоний Борисов.
История неоднократно демонстрировала, как самые светлые, возвышенные вещи могут, к сожалению, быть использованы для самых дурных, меркантильных целей. Таким инструментом служило и Священное Писание — Слово Божие, которое, будучи неверно истолковано, позволяло оправдывать различные преступления. Сегодня во время утреннего богослужения читается отрывок из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, которое как раз использовалось для упомянутых, не слишком добрых задач. Давайте послушаем этот текст.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Прозвучавший отрывок некоторыми христианскими исповеданиями, тяготеющими к радикализму, понимается превратным образом. А именно — образ дорогих и дешёвых сосудов, использованный апостолом Павлом, с точки зрения этих людей, доказывает, что Господь якобы изначально одних людей предопределил ко спасению, а других к погибели. Таким образом, золотые и серебряные сосуды — праведники, которые таковыми стали фактически по принуждению Бога. А деревянные и глиняные сосуды, соответственно, — грешники, ставшие, в общем-то, невольной жертвой того же предопределения. Им уготована изначально самая печальная участь — и в земной жизни мучиться, и после смерти пребывать в адских мучениях. Почему? Потому что так якобы распорядился Бог.
Такая точка зрения не соответствует ни духу Священного Писания, ни христианской нравственности. Однако человек, как известно, стремится верить не в то, что истинно, а в то, что удобно. Например, английским колонистам в 17-м веке превратное толкование рассуждений апостола Павла позволило оправдать геноцид коренного населения Америки. Колонисты себя считали драгоценными сосудами Божиими, предопределёнными ко спасению, а индейцев — глиняными и деревянными горшками — которые не жалко и разбить. Толку-то от них?..
Но давайте посмотрим всё же на то, что на самом деле имеет в виду апостол Павел, когда рассуждает о двух типах сосудов. Он, с одной стороны, соглашается, что мы все рождаемся не в вакууме, стартовые позиции у нас действительно разные. Но это не означает, что существует не зависящая от человека предопределённость. Вовсе нет. Мы можем или улучшить то, чем обладаем, что нам дано. Или, наоборот, всё растерять, испортить, погубить. В этом и заключается свобода, дарованная нам Богом.
Апостол Павел прямо пишет, что сосуд драгоценный при неправильном использовании может превратиться в ёмкость, куда будут сливаться нечистоты. Сосуд же простой, наоборот, может чудесно переродиться, став вместилищем для самых ценных жидкостей. И апостол иллюстрирует свои размышления примером своего адресата — лица, которому изначально был направлен услышанный нами текст. Речь об апостоле Тимофее, еврее-полукровке, воспитанном бабушкой, т.к. он рос без отца. Для древних иудеев Тимофей был бастардом, то есть выродком. Для язычников — просто неудачником. Но апостол Павел в этом юноше, которого все считали (если использовать образ из послания) чуть ли не ночным горшком, разглядел чистое сердце, наполненное золотым светом любви к Богу и людям.
И Павел сделал всё, чтобы свет благодати внутри Тимофея разгорелся, и сам Тимофей стал драгоценным сосудом — примером для других христиан, их опорой и утешением. Что, в конечном счёте, и произошло. Но почему? Не потому, что так был изначально предопределено, а потому что и Павел, и Тимофей, каждый по-своему, усердно потрудились — стремились творить добро и уклоняться от тьмы пороков. И получается, что все мы (при всех имеющихся различиях) способны к удивительному преображению, которому Господь всячески способствует. Потому будем просить у Бога мудрости и сил. А в отношении других людей не станем спешить с выводами, определяя, из чего они сделаны — из золота или из глины. Чтобы не совершить досадных ошибок, способных лишить нас света благодати и превратить в никому не нужные черепки.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 127. Богослужебные чтения
Наверное, у каждого человека иногда возникает «картина счастья». Давайте послушаем 127-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, и поразмышляем о том, что есть счастье, и об его истоках.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом — как маленькая икона счастья: дом, многодетная счастливая семья, виноградная лоза, оливковые ветви, общий стол, благоденствующий город. Но эта «идиллия» написана очень трезво: она вырастает не из удачи и не из «правильного тайм-менеджмента», а из одного корня — «страха Господня».
Псалом как бы обрамляется идеей «страха Божия» — и в начале, и ближе к середине речь идёт о благословении «боящегося Господа». Этот страх — не паника перед «карателем-Богом», а трепет перед Его величием и добротой. Любовь не отменяет такой страх, а преображает его: рабский ужас исчезает, остаётся дерзновение сына, который боится не наказания, а разрыва общения.
Мы сегодня из разных источников слышим о том, что страх — это плохо, страх — это «негативная эмоция», которую необходимо тщательно «проработать» у своего психотерапевта. Но едва ли мы скажем, что страх оступиться на краю обрыва — тоже «разрушительная сила» в человеке, и его надо мужественно преодолеть! Страх страху — рознь; и одно дело, когда страх становится «внутренним демоном» личности, подчиняя ему всю жизнь и отравляя её, — и совершенно другое дело, когда глубинное, трепетное переживание близости Бога, Его Любви и Правды оказывает выстраивающее — так и хочется сказать — «конституирующее» — действие на всего человека.
Современный мыслитель Бён Чхоль Хан говорит о том, что подлинная любовь живёт не «позитивными чувствами», а именно «негативностью отсутствия», ожиданием, обращённостью к тому, «чего ещё нет», и благодаря этому противостоит превращению другого в лишённый всякой тайны «товар». Страх Божий — как раз и есть признание радикальной инаковости Бога и готовность идти за Ним, Его непредсказуемым и неуправляемым путём, а не за своим комфортом.
Вот эта открытость навстречу Богу — с пониманием несоразмерности своего и Божественного масштабов — и есть, по мысли псалмопевца, главное условие, даже — гарант! — возможности всей картины счастья, так красочно и описанной в сегодняшнем псалме!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)











