Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо делать в тех случаях, когда обстоятельства жизни складываются не так, как бы нам хотелось? С каким прошением обращаться к Богу? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Отрывок, который только что прозвучал, рассказывает о том, как был выбран новый апостол вместо Иуды-предателя. Апостол Лука, автор книги Деяний, упоминает о том, что претенденты должны были соответствовать двум критериям: быть среди учеников Спасителя со времени Его крещения у Иоанна, а также являться свидетелями воскресения Христова. После того как претенденты были определены, апостолы, помолившись Богу, бросили жребий. Когда жребий указал на Матфия, он стал считаться одним из двенадцати ближайших учеников Спасителя.
Можно предположить, что жеребьёвка проводилась примерно таким же способом, каким иудейские священники определяли должности и обязанности в Иерусалимском Храме. Имена кандидатов записывались на камнях. Эти камни опускали в сосуд с узким горлышком. Затем его встряхивали до тех пор, пока не вылетал один из камней. Тот, чьё имя было на камне, и занимал вакантную должность. Как нам известно, результаты любого голосования можно оспорить. Однако книга Деяний не даёт даже намёка на какие-либо дискуссии. Никто не оспаривает результатов жеребьёвки. Присутствующие принимают их без сопротивления, мирно. Всё это свидетельство того единодушия, которое царит между присутствующими.
Это же состояние общего согласия апостол Лука прямо отмечает в начале отрывка из сегодняшнего чтения книги Деяний. По его словам, последователи Спасителя «единодушно пребывали в молитве и молении». Особенно интересно в этом контексте упоминание о сводных братьях Христа. Как известно из Евангельских повествований, какое-то время они были противниками деятельности Иисуса. Как пишет об этом апостол Марк, «ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». И теперь они здесь. Вместе со всеми. Так же, как и другие, они приняли тот путь, которым шёл их Брат. Более того, примкнули к Его последователям.
Какие важные свидетельства мирного состояния души! Ведь неприязнь, раздражение и недовольство — наши вечные спутники. Если внимательно понаблюдать за собой на протяжении дня, то станет очевидно, что мы исполнены если не злобой, то претензиями к людям и обстоятельствам. Нам сложно принимать без критической оценки то, как обстоят дела вокруг нас. Мы не переносим, когда что-то идёт не по-нашему. Нередко наши претензии справедливы и обоснованы. Однако от этого не легче. Ведь мы в состоянии постоянного протеста и борьбы с жизнью. Нам тяжело в окружении других людей. Именно поэтому мы так часто не чувствуем Бога.
Потому не будем забывать о том великом даре, который оставил нам Господь ценой Своих страданий, смерти и воскресения. Как Сам Он говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». Всё, что от нас требуется — принять этот дар. Приучать себя к тому, чтобы не сопротивляться происходящему. Принимать течение жизни с доверием Творцу. Если что-то идёт не по-нашему, сосредоточить всё своё внимание на исполнении Евангельских заповедей. Лишь сердцу такого человека в итоге открывается Господь, Сам устраивает его жизнь и наполняет её пасхальной радостью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (26.11.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2
Комментирует священник Антоний Борисов.
Иерусалим — город проповеди, смерти и воскресения Христа — по-прежнему имеет для православных христиан особенное значение. Не только в связи с упомянутыми событиями из жизни и служения Спасителя, но и потому что именно в Иерусалиме через сошествие Святого Духа на апостолов была основана наша Церковь. Первоначальным членам Иерусалимской церкви апостол Павел направил однажды послание, вошедшее в состав Библии под названием «Послание к Евреям». Отрывок из 7-й и 8-й глав этого послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
Глава 8.
1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
Распространившись по всему миру, православные христиане по-прежнему сохраняют духовную связь с Палестиной, где вот уже более двух тысяч лет существует поместная Иерусалимская Церковь. Первым её епископом, то есть главой и духовным наставником был святой Иаков, сводный брат Христа, сын Иосифа Обручника от первого брака. Иаков первоначально не верил в Иисуса как в Мессию, но, как свидетельствует Предание, в корне изменил своё мнение, увидев воскресшего Брата. Иакова ещё при жизни прозвали Праведником — даже непримиримые враги христианства не могли отрицать его благочестия и личной святости. Это, однако, не помешало им жестоко убить святого Иакова. Ветхозаветные законники возвели его на крышу храма Соломона и сбросили оттуда вниз на землю. Покалеченного Иакова гонители добивали камнями.
Убийство иерусалимского праведника произошло в начале 60-х годов первого века. В это же время в Риме иной святой — апостол Павел был оправдан имперским судом и отпущен на свободу. Узнав о безвременной кончине святого Иакова, Павел поспешил направить христианам Палестины послание, в котором призывал их не падать духом, набраться храбрости и быть верными Христу. Как уже отмечалось выше, указанный текст вошёл в состав новозаветной части Библии под названием «Послание к Евреям».
В этом послании апостол Павел рассуждает о том, кому принадлежит право быть главой Церкви. И делает однозначный вывод, что данное право есть только у Христа, Который является основателем церковного сообщества. Крестная жертва Спасителя есть, по мысли Павла, фундамент существования Церкви.
При этом Христос управляет Церковью через конкретных людей — епископов. Епископ — высшая степень церковного служения. Первые епископы были поставлены в первом веке святыми апостолами. Современные епископы Православной Церкви так же, как и епископы древности, являются наследниками учеников Христа. Человек, поставленный в степень епископа, призван всю свою жизнь посвятить служению Богу и людям. Епископ, достойно несущий своё служение, приближается ко Христу как абсолютному эталону — «Первосвященнику святому и непорочному». Примером такого достойного служения был святой Иаков Праведный. Таковым был и святитель Иоанн Златоуст, память которого Православная Церковь совершает сегодня, 26 ноября по новому стилю.
Иоанн Златоуст, живший на рубеже четвертого и пятого веков, вошёл в историю как великий аскет. Будучи Патриархом столичного града, Константинополя, он жил самой простой жизнью, являлся большим постником и молитвенником. Подобно Иакову Праведному, Златоуст стал жертвой человеческой злобы и завершил свою земную жизнь в изгнании в 407 году. Но промысел Божий расставил всё на свои места — Иоанн Златоуст теперь один из самых почитаемых православных святых, а его гонители посрамлены на века. Что служит для каждого христианина укреплением веры в Божественную справедливость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Вячеславу из Омска пройти реабилитацию
Вячеславу из Омска 19 лет. В раннем детстве мальчик перенёс тяжёлое заболевание, которое повлекло за собой осложнения. Поэтому сегодня Слава не может нормально двигаться и ходит только с опорой, но всеми силами с поддержкой мамы старается это исправить. Молодой человек выполняет дома необходимые физические упражнения и по возможности ездит на занятия со специалистами.
Он стремится жить активно, как и многие его сверстники. Слава учится в университете на филолога. С удовольствием читает, пишет эссе и критические статьи на разные произведения. В будущем хочет стать литературным критиком и даже потихоньку ищет подработку в этой области.
Пока Слава не может обходиться без посторонней помощи. Но у него появился шанс стать более самостоятельным. Недавно молодому человеку провели операцию на ногах. И теперь он может научиться ходить уверенно, без поддержки. Однако для этого важно пройти профессиональную реабилитацию. Семье из Омска необходима помощь в её оплате. Папа Славы умер и маме приходится справляться со всеми заботам одной.
Если вы хотите поддержать Вячеслава на его пути к самой важной победе, переходите на сайт фонда «Мои друзья», в раздел «Нужна помощь» и сделайте любой благотворительный взнос.
Также вы можете отправить СМС на номер 7715 со словом «Друзья» и любой суммой, например, «Друзья 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов