Вот цитата из географической справки о Поволжье: На севере обширные песчаные низменности покрыты сосновыми лесами, а террасы долин - широколиственно-сосновыми. В центральной части по правобережью Волги протянулась Приволжская возвышенность, в Жигулях достигающая высоты 375 м. Левый берег Волги низменный и плоский. Растительность меняется от смешанных лесов до лесостепей, степей и полупустынной зоны на юге Астраханской области. Прямо скажем, несколько суховато. Любой из жителей Поволжья расскажет о нашем крае гораздо красочнее. К счастью, мы ещё не разучились чувствовать природу. В любом случае, как мне кажется, наши предки обладали этой способностью в гораздо большей степени. Им ведь приходилось искать места для постройки крепостей, городов и монастырей, не обладая никакой научной информацией.
На южной окраине Сызрани, всего в нескольких километрах от теперешнего поселка Новокашпирский, в 1711 году была построена приходская деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а уже через год основан монастырь. Насколько я понимаю, кашпирский воевода Семён Дмитриев выбрал это место чисто интуитивно. Самое удивительное, что согласно данным геологоразведки, территория, на которой находится Благовещенский монастырь, представляет из себя своеобразную пуповину, где очень твердый, каменистый и не подверженный разрушениям грунт. Тогда как земля слева и справа от нее постоянно обваливается, образуя многочисленные овраги... Остается только удивляться прозорливости воеводы.
Благовещенский мужской монастырь, стал средоточием здешней духовной жизни. В конце своей, скажем так, карьеры, успев также побывать градоначальником Симбирска и Сызрани, Семён Дмитриев возвратился в родные пенаты. Под его руководством в 1730 году завершилось строительство каменного храма взамен износившегося деревянного. Иногда Благовещенский монастырь писался Кашпирским Богоявленским, поскольку храм имел придел Богоявления Господня. В народе его называли также и Симеоновским – в честь основателя. Кстати, Семен Дмитриев в конце своего земного пути постригся в монахи и был похоронен у церковной стены.
В 1764 году Благовещенский мужской монастырь в Ка́шпире был упразднен. Иноков расселили по соседним обителям Симбирской губернии. Благовещенский храм стал приходским для жителей сел Монастырское и Семеновское.
Время, как все мы знаем, бывает жестоко. К началу XIX века обрушилась во многих местах колокольня. Такая же участь постигла ограду. Когда пришла в эти края советская власть, разрушать, фактически, уже было нечего.
Много, очень много православных святынь уже восстановлено в Самарской области, да и вообще в Поволжье. В 2006 году, по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия к ним присоединился и Кашпирский Благовещенский мужской монастырь. В наши дни уже построены деревянная церковь, колокольня, кельи для монахов, трапезная, гостиница, архиерейский дом и даже баня. Как известно, свято место пусто не бывает. И в случае с Кашпирским Благовещенским монастырем, это более чем верно.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер