Вот цитата из географической справки о Поволжье: На севере обширные песчаные низменности покрыты сосновыми лесами, а террасы долин - широколиственно-сосновыми. В центральной части по правобережью Волги протянулась Приволжская возвышенность, в Жигулях достигающая высоты 375 м. Левый берег Волги низменный и плоский. Растительность меняется от смешанных лесов до лесостепей, степей и полупустынной зоны на юге Астраханской области. Прямо скажем, несколько суховато. Любой из жителей Поволжья расскажет о нашем крае гораздо красочнее. К счастью, мы ещё не разучились чувствовать природу. В любом случае, как мне кажется, наши предки обладали этой способностью в гораздо большей степени. Им ведь приходилось искать места для постройки крепостей, городов и монастырей, не обладая никакой научной информацией.
На южной окраине Сызрани, всего в нескольких километрах от теперешнего поселка Новокашпирский, в 1711 году была построена приходская деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а уже через год основан монастырь. Насколько я понимаю, кашпирский воевода Семён Дмитриев выбрал это место чисто интуитивно. Самое удивительное, что согласно данным геологоразведки, территория, на которой находится Благовещенский монастырь, представляет из себя своеобразную пуповину, где очень твердый, каменистый и не подверженный разрушениям грунт. Тогда как земля слева и справа от нее постоянно обваливается, образуя многочисленные овраги... Остается только удивляться прозорливости воеводы.
Благовещенский мужской монастырь, стал средоточием здешней духовной жизни. В конце своей, скажем так, карьеры, успев также побывать градоначальником Симбирска и Сызрани, Семён Дмитриев возвратился в родные пенаты. Под его руководством в 1730 году завершилось строительство каменного храма взамен износившегося деревянного. Иногда Благовещенский монастырь писался Кашпирским Богоявленским, поскольку храм имел придел Богоявления Господня. В народе его называли также и Симеоновским – в честь основателя. Кстати, Семен Дмитриев в конце своего земного пути постригся в монахи и был похоронен у церковной стены.
В 1764 году Благовещенский мужской монастырь в Ка́шпире был упразднен. Иноков расселили по соседним обителям Симбирской губернии. Благовещенский храм стал приходским для жителей сел Монастырское и Семеновское.
Время, как все мы знаем, бывает жестоко. К началу XIX века обрушилась во многих местах колокольня. Такая же участь постигла ограду. Когда пришла в эти края советская власть, разрушать, фактически, уже было нечего.
Много, очень много православных святынь уже восстановлено в Самарской области, да и вообще в Поволжье. В 2006 году, по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия к ним присоединился и Кашпирский Благовещенский мужской монастырь. В наши дни уже построены деревянная церковь, колокольня, кельи для монахов, трапезная, гостиница, архиерейский дом и даже баня. Как известно, свято место пусто не бывает. И в случае с Кашпирским Благовещенским монастырем, это более чем верно.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.