В Тольятти есть небольшой переулок, а точнее – проезд, который носит имя Ильи Ефимовича Репина. Если вам доведется здесь побывать, то обратите внимание на дом номер восемь. Деревянная изба с резными наличниками и коваными решетками на окнах теряется на фоне добротных двухэтажных зданий из красного кирпича. Но именно в этих скромных стенах жил летом 1870 года знаменитый живописец. Тут могут возразить – но ведь в те годы Тольятти еще не существовал? Все правильно – Репин, совершая путешествие по Волге, останавливался в Ставрополе, на постоялом дворе мещанки Александры Васильевны Буяновой. А перед тем, как в 1953 году старинный город был затоплен, дом перенесли на безопасное место – как раз туда, где мы можем увидеть его сегодня.
Как это ни удивительно, но творческий круиз Ильи Репина сыграл значительную роль в судьбе не только Ставрополя, но и всего Поволжья. В то время такое путешествие в глазах столичного общества выглядело безрассудной авантюрой - к Самарской Луке относились как к месту дикому и разбойничьему. Картина «Бурлаки на Волге» не только прославила художника, но и привлекла внимание к тем краям, где она была написана. И мнение Ильи Ефимовича переломило общественное отношение - бомонд полюбил Жигули: климатический курорт вскоре стал весьма престижным.
В автобиографической книге «Далёкое близкое» Репин оставил воспоминания и о поездке в Поволжье. Упомянул художник и тот самый дом Буяновой, что стоит сегодня в Тольятти. Рассказ живой и весьма остроумный, вот послушайте: «В Ставрополе мы убедились, что и здесь живут тоже добрые русские люди, разбойники вывелись давно, и мы спрятали наши револьверы, как ненужные вещи, и перестали делать баррикады из стульев у дверей – ибо ни двери, ни окна нашей квартиры не имели затворов. Квартирная хозяйка Буяниха, несмотря на свою страшную фамилию, была добрая, толстая, приземистая и хлопотливая старушка. Она призналась перед отъездом нашим, что мы своими стрижеными головами и необычайным видом так напугали весь ее дом, что она пригласила соседа – отставного солдата с пистолетом, для безопасности; и они всю ночь не спали, только крестились от страха...»
К слову сказать, «старушке» Буяновой на тот момент было всего 39 лет. Интересно, почему Репин и его спутники из всех ставропольских гостиниц выбрали именно ее постоялый двор? Скорее всего, художникам приглянулись живописные окрестности дома – он стоял на улице Посадской, неподалеку от Успенской церкви. Этот храм был значительной частью жизни ставропольчан. Александра Буянова, например, и венчалась в нем, и там же её отпевали.
Успенский храм ушел на дно Жигулевского моря вместе со старым Ставрополем. Скрылись под водой подробности прошлого – незатейливые, но неповторимые. И здорово, что стоит в Тольятти дом Буяновой – как островок былого. Далекого близкого…
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







