Село Ермаково стоит на высоком Волжском берегу Самарской Луки. Местные жители связывают название поселка с именем казацкого атамана Ермака Тимофеевича. Такая связь вполне возможна, хотя материальных свидетельств правдивости этой легенды нет. В Ермаково вообще мало что сохранилось не только с шестнадцатого, но даже с девятнадцатого века. Однако, если пройти километра полтора вдоль берега в сторону Винновки, то увидишь металлический крест высотой в три с половиной метра. Он издалека виден со стороны реки, и пароходы, проплывая мимо, непременно издают приветственные гудки. Распятие высится здесь уже больше ста лет, напоминая о судьбе русского офицера, героя японской войны, изобретателя и фотографа Алексея Люпова. А под горой, над самой водой, стоит часовня, в которой похоронен Алексей Николаевич.
Героем штабс-капитана Люпова называют неспроста. Свою отвагу и самоотверженность он доказал, участвуя в обороне Порт-Артура. Когда город был захвачен, Алексей Николаевич оказался в плену. Он отказался принять освобождение в обмен на обещание никогда больше не воевать против Японии. Провел в заключении целый год и заработал туберкулез. Однако, не унывал. Вернувшись в Россию, Люпов занялся наукой и, будучи человеком разносторонне развитым, буквально фонтанировал изобретениями. За три года он зарегистрировал пятнадцать патентов в области авиации, медицины и астрономии.
В 1911 году Алексей Люпов купил в Ермаково большой участок земли и собирался построить здесь сахарный завод. Пока шло строительство дома, непритязательный барин жил на купеческой пристани, в небольшой будке дебаркадера. Алексей Николаевич вообще был склонен к аскетичному образу жизни, про него говорили даже, что он носит вериги под одеждой. В ночь на 25 сентября в скромное жилище одинокого офицера ворвались двое разбойников из местных жителей. Хозяин был ограблен и жестоко убит.
Старший брат Люпова – Сергей, также кадровый военный, распорядился похоронить Алексея прямо на месте трагедии. Видимо, он рассчитывал, что могила будет напоминать сельчанам, до какого преступления может довести человека алчность. Над местом погребения брата Сергей Николаевич построил часовню-усыпальницу по проекту своего товарища по службе, военного инженера Федора Смирнова. Часовенка очень необычная – двухъярусная, обрамленная лестницей. А на высоком берегу в память Алексея Люпова было установлено Распятие с цитатами из Евангелия и эпитафией: «Алеше, милому моему брату, кровью венчавшемуся».
В первые годы после трагедии за часовней по просьбе Сергея Николаевича ухаживали две монахини, над могилой непрестанно теплилась лампадка. После революции все, конечно, изменилось. Сейчас усыпальница находится в удручающем состоянии, утрачены и надписи на кресте. Но жива память – о славном человеке и о братской любви, которая не кончается вместе с земной жизнью.
Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская
Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано с Государем Павлом I. И императорский Дворец с уникальными коллекциями, и Павловский Собор — единственный в России, посвященный святому первоверховному Апостолу Павлу. Но есть в этом городе святыня, которая собирает в него сотни паломников. Это мощи Святой преподобномученицы Марии Гатчинской. О ее подвиге, о ее сокровенных молитвах, о ее жизни наша программа.
Все выпуски программы Места и люди
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.