Село Печёрское привлекательно уже своим расположением – словно на пьедестале стоит оно на высоком берегу Волги. На много километров обозреваются отсюда окрестности. Да что там пространство – кажется, что и само время готово в этом волшебном месте открывать свои тайны. Легко представить, например, как, стоя над обрывом, окидывает поволжские дали взглядом опытного стратега Петр Первый, или как любуется живописной панорамой Екатерина Вторая. Каждый из них в свое время совершал путешествие по здешним прекрасным местам.
А еще раньше тут прошел со своим лихим войском казацкий атаман Степан Разин, поднимая крестьян против крепостничества. Собственно, во многом благодаря его походу и возникло село Печёрское – после крестьянской войны царское правительство спешило укрепить свои позиции в Поволжье. На берегу реки появился город Сызрань. От него протянулась линия укреплений, именуемая Сызранской чертой. Среди поселений, составивших эту оборонительную линию, была и Печёрская слобода. Удивительно, но еще в шестидесятых годах двадцатого века в селе стояла пристань, построенная в те годы – то есть, во второй половине семнадцатого века. Она была очень колоритной – напоминала двухпалубный корабль. Но всему есть предел. Пристань окончательно обветшала и очередной шторм разбил ее вдребезги.
Свое название Печёрское получило благодаря многочисленным пещерам, которыми пронизано пространство непосредственно под селом и в его окрестностях. Эти таинственные пустоты с подземными залами и озерами привлекают своей уникальностью даже опытных самарских спелеологов. Есть еще одна версия происхождения названия поселка – будто бы оно появилось благодаря тому, что здесь в начале семнадцатого века вели рыбный промысел монахи Нижегородского Печёрского монастыря. Но в этом случае в пещерах наверняка возникло бы какое-нибудь иноческое поселение, разросшееся позднее до размеров обители – ведь не рыбой живут монахи, а по большей части уединенной молитвой.
Но история не терпит сослагательного наклонения – монастыря в Печёрском никогда не было. Здесь стоял лишь один храм, освященный в честь Николая Чудотворца. По его имени, кстати, поселок некоторое время назывался Никольским. Каменный храм в селе был построен в 1864 году. Рассказывают, что рядом с ним высилась башня – такой своеобразный памятник сельчане построили в память царя-освободителя Александра Второго. Но незадолго до второй мировой войны церковь закрыли – и больше в ней богослужения никогда не совершались. В её здании в разные годы находились школа, зерновой склад и клуб. Будучи клубом, церковь и сгорела.
Но на этом история Свято-Никольского прихода не закончилась – в 2006 году один из жителей Печёрского подарил родному селу новый храм. И строгое здание из красного кирпича с золотой луковкой на белом изящном барабане стало неотъемлемой частью этих легендарных мест, крепким звеном связующих прошлое и будущее.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.