Вы обращали внимание на то, насколько по-своему мы трактуем те или иные ситуации, которые наблюдаем со стороны. Наполняем эти события смыслами из своего жизненного опыта. Из своих ощущений. И очень часто ошибаемся в выводах.
Первый раз серьёзно задумалась об этом я в то время, когда работала в гимназии. Солнечным весенним днём я пришла проводить урок к одному из своих самых любимых классов. Это были второклашки. Они рассуждали мудро и по-взрослому. Наверное, оттого и приятно было мне им рассказывать о музыке. Ребята чувствовали произведение, понимали его.
В тот день я предвкушала приятное времяпрепровождение с этими детьми, подготовила интересные задания. Мы слушали «Утро» Эдварда Грига. Воображение учеников рисовало картины раннего утра — просыпающихся птиц, восходящего солнца над горизонтом...
И я предложила ребятам с помощью кистей рук изобразить момент, когда бутон цветка медленно распускается. Выполнять это необходимо было под музыку.
Только лишь я объявила задание, мальчик Ваня вдруг залез под парту.
«Наверное, что-то уронил», — подумала я.
— Ванечка, вылезай из-под парты, мы тебя ждём — попросила я. Он вылез. Я снова объявила задание и... снова он полез под стол. Я ничего не поняла. Этот ребенок — сын директора, очень добрый и дисциплинированный ученик. Что с ним происходит? Эта ситуация повторилась трижды — каждый раз при объявлении задания он прятался под парту.
Я не выдержала и начала его ругать. Он не стал спорить, молча сел правильно и посмотрел в недоумении на меня. Заметив его удивленный взгляд, я начала анализировать его действия в поисках причины странного поступка:
— Ванечка, прости... ты хотел показать под партой распускающийся цветочек?
— Да, ведь цветы не поднимаются так высоко, как стоит мой стол, поэтому я не смог бы его показать здесь, наверху, — ответил Ваня.
Мне стало стыдно. Я ругала ребенка, а он не был виноват. Он выполнял задание так, как его понял — максимально реалистично и качественно. Именно поэтому забирался под парту. Это я сделала поспешный вывод о его недисциплинированном поведении.
Вот так и в обычной жизни мы приписываем многим людям те мотивы, те качества, которые им не свойственны, делаем поспешные выводы о наших знакомых, совершенно не зная, что у них происходит в душе и что их провоцирует на те или иные поступки.
Второклассник Ванечка в очередной раз напомнил мне о том, что прежде, чем кого-либо ругать и обличать, необходимо точно узнать истинную причину поведения человека, возможно, поговорить с ним об этом. А может, и предложить свою помощь. Ведь именно так и учил нас Христос. Не судите...
Автор: Анна Жарая
Все выпуски программы Частное мнение
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Свято-Георгиевский женский монастырь
Свято-Георгиевский женский монастырь — пример того, как люди, благодаря своей вере и любви, могут творить чудеса. На горе Дубровка, расположенной рядом с городом Ессентуки, еще 20 лет назад ничего не было. А сейчас — этот монастырь, посвященный Святому Великомученику Георгию Победоносцу, один из ярких уголков Кавказских Минеральных Вод. Сюда едут туристы, паломники и постоянные прихожане, чтобы побывать на службах, где очень проникновенно поют воспитанницы детского приюта — пансиона «София» и монахини, прикоснуться ко множеству святынь, а главное, посмотреть на свою жизнь с высоты, ведь это важно.
О том, как был построен этот монастырь, кто его помощники, как здесь живут и трудятся замечательные сестры обители, во главе с Матушкой Игуменьей Варварой Шурыгиной, а еще о том, как воспитать в детях веру в Бога, расскажет наша программа.
Все выпуски программы Места и люди