В тридцатых годах восемнадцатого века село Пискалы представляло собой небольшую деревеньку, окруженную со всех сторон девственным лесом. Густые сосновые боры и дубовые рощи были главным богатством здешних мест. Под их густой сенью пряталось множество речушек, озер и прудов.
Село разрасталось, лес постепенно вырубался. Во-первых, крестьянам нужны были новые земли под пашни, а во-вторых, древесина высоко ценилась и была востребована. К чему привела активная вырубка, знает всякий, кто читал литературу по истории Самарской губернии – климат становился более суровым, водоемы постепенно мелели и пересыхали, их берега обрушивались. С карты области исчезла даже полноводная Пискалка. Зато появилось много оврагов, готовых в любой момент обвалиться. Все это не способствовало развитию привычных в этих краях промыслов и земледелия. Не удивительно, что Пискалы были небогатым селом.
О том, что пискалинцы были ограничены в средствах, свидетельствует и тот факт, что в достаточно обширном селе была всего одна небольшая деревянная церковь Димитрия Солунского, построенная в 1871 году. После революции церквушку разрушили. Долгое время единственным святым местом в поселке оставался источник, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери. Сельчане испокон веку собирались здесь на молебны, именно отсюда в засуху начинались крестные ходы с молитвой о дожде. Сюда люди приходили украдкой и в безбожные годы – не только для того, чтобы набрать кристально чистой воды, но и помолиться. Так продолжалось до тех пор, пока во времена Хрущева родник не был засыпан.
Вспомнили об источнике в 2006 году. И не просто вспомнили, а расчистили его, вернули к жизни и вновь освятили в честь Казанского образа Богородицы. Неподалеку забил еще один ключ – теперь он посвящен памяти Димитрия Солунского – святого, имя которого носила уничтоженная пискалинская церковь. В селе, кстати, можно увидеть плакат с изображением эскизного проекта будущей Дмитриевской церкви. А пока она не построена, богослужения совершаются в домовом храме, который обустроил один из жителей – Виктор Маркедонов. Виктор Николаевич присматривает и за порядком на территории вокруг святых источников, его руками здесь все обихожено: родники одеты в камень, обнесены изящным плетнем, тропинки выложены камнем и деревом. Тут же установлена купальня, где можно окатиться из ведра целительной ледяной водой.
Добраться до Пискалов можно по трассе, которая ведет из Тольятти в Ульяновск. Будьте внимательны – не пропустите указатель к святому источнику на выезде из села Узюково. Ехать можно только так, и никак иначе. Не срезайте путь, выбирая маршрут покороче. Навигатор ничего не знает о том, какие здесь проселочные дороги. Поэтому-то мы вас и предупреждаем.
Псалом 99. Богослужебные чтения

Быть верующим не означает быть грустным. Конечно, сравнивая себя с возвышенным эталоном заповедей Божиих, мы, нет-нет, и начинаем печалиться, что не дотягиваем до планки совершенства. Но это не означает, что нужно пребывать в унынии. Об этом как раз и говорит нам псалом 99-й, который звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 99.
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
Псалом 99-й не отличается продолжительностью. Это краткий, но пронзительный, предельно радостный гимн, обращённый к Богу. Царь и пророк Давид ликует от факта обладания верой. Его сердце переполнено радостью от того, что Господь Бог, совершенный и неприступный в плане Своего небесного бытия, тем не менее, присутствует в жизни Давида, явным образом Себя в ней проявляет. Это участие Божие в жизни царя не ограничивалось какими-то почти неосязаемыми, исключительно духовными состояниями.
Давид старался быть настоящим праведником. Он соблюдал заповеди Божии даже тогда, когда это было невыгодно, неудобно, опасно. За это, собственно, его и прозвали пророком. Не потому, что Давид возвещал будущее. Хотя в псалмах есть описание событий, связанных с приходом Спасителя. Пророческое служение в Библии проявляет себя, прежде всего, как служение правде Божией. Господь призывает того или иного человека стать живой совестью народа, быть видимым мерилом нравственности. А ещё библейский пророк находится в послушании у Бога. Но не потому, что боится, а потому, что Господа всем сердцем любит.
Вот и Давид в совсем ещё юном возрасте проявил эту добрую горячность веры, когда увидел, как великан Голиаф и прочие язычники издеваются над верой в истинного Бога. Тогда ещё простой пастух, а не царь, Давид с помощью своей пращи одним ударом победил Голиафа. Не сам по себе, конечно, а с Божьей помощью. Но она-то пришла не автоматически, а в качестве отклика Творца на молитвенное обращение Давида.
И пророк радуется, что может стать в хорошем смысле инструментом в руках Божиих, может при поддержке Господа творить добрые вещи. Давид не стесняется своей радости. Он вообще был человеком эмоциональным. Чего только стоил его танец во время перенесения ковчега Завета — главной святыни Израиля — в Иерусалим! Царь не стеснялся показаться смешным. Он, как ребёнок, прыгал и кричал, ликуя, что Господь не оставил Свой народ. И Давид призывает своих слушателей и читателей разделить с ним радость веры. Или как он пишет: «Славьте Его (то есть Бога), благословляйте имя Его, ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род».
Давид, конечно же, принадлежал к ветхозаветному человечеству. И между заветами Ветхим и Новым очень много различий, но есть и множество схожих черт. Например, всё та же радость от веры. Зачем печалиться, сваливаться в уныние, если Бог рядом, если Он явным образом проявляет Себя в нашей жизни? Конечно, наши грехи, наши промахи не могут не расстраивать. Но пример Давида и иных праведников, допускавших в течение жизни досадные ошибки, пусть укрепят нас. Искреннее покаяние способно вернуть радость общения с Богом. Ведь единственной преградой для участия Господа в нашей жизни является только наша гордость — нежелание Бога впустить в сердце. Поэтому, если есть хоть какое-то, даже самое слабое, стремление у человека призвать Господа, обратиться к Нему искренне, Бог никогда не отвернётся, но проявит Себя, помогая нам очиститься от грехов и наделяя нас не земной, но небесной радостью.
Псалом 99. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 99. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 99. На струнах Псалтири
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы - Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его - с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
«Крыло ангела»

Фото: Guilman / Pexels
Завтра утром моя жена Надежда возвращается из паломнической поездки. На целую неделю ездила она с группой прихожан нашего храма в монастырь Оптина пустынь. Я так соскучился! Несмотря на связь с женой по телефону и интернету, мне очень не хватало живого общения с ней в эти дни.
К завтрашней встрече готовлюсь с вечера. В ближайшей кулинарии купил пирог с Надиной любимой вишней, перемыл посуду... И даже решил вытереть пыль! Когда я делал это в последний раз?.. Ох, задел тряпкой фигурку деревянного ангела! Уронил, крылышко отвалилось... Надя, конечно, не заметит. Но чувствую неприятный осадок в душе: ангела этого подарила нам в день венчания одна пожилая монахиня, и вот сейчас он — с одним крылом... В магазин за клеем идти поздно, ночь на дворе.
Я зажигаю свечу перед иконами и открываю молитвослов. Канон Божией Матери стараюсь читать спокойно, со вниманием... А затем и ангелу-хранителю помолился. Только окончил молитву — и вспомнил: я же шкафчик в ванной чинил не так давно, и должен был остаться суперклей! Ну-ка, посмотрю у Нади в хозяйственной коробочке... Точно, есть!
А утром счастливая Надя вынула из сумочки ещё одну фигурку: гляди, в пару к нашему — ангел Оптинский! И поставила рядом, на ту же полку.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе