В конце девятнадцатого века у самарцев сложилось обыкновение в погожий денек отправляться на пароходе на Барбошину поляну. Ехали большими компаниями, везли с собой самовары и корзинки со снедью. Уютно расположившись неподалеку от высокого берега, любовались Волгой, которая проходит здесь в ворота между Жигулевскими и Сокольими горами.
Постепенно живописная местность застраивалась, на поляне образовался курортный городок с яхт-клубом и кумысолечебницей. Состоятельные горожане приобретали в окрестностях участки под застройку и возводили дачи, одна эффектнее другой. Купец-миллионщик Яков Гаврилович Соколов построил над Волгой не один, а сразу три дома – для себя и своих сыновей. Два особняка проектировал сам Александр Щербачёв. Именно по его замыслу был построен дворец с четырьмя птицами, восседающими по углам граненой башни. Это - соколы, олицетворяющие фамильный герб хозяина. Здание ладно собрано из многочисленных фантазийных элементов. Уютные террасы обрамляют широкие марши наружных лестниц, фасады богато украшены фигурной лепниной.
После революции дачный комплекс Соколовых национализировали. Наверное, хорошо, что Яков Гаврилович не дожил до этого черного дня. А вот про одного из его сыновей ходит легенда, что эмигрировав в Италию, он построил на берегу Средиземного моря виллу, точную копию отцовской дачи – той самой, с соколами.
Сейчас в волжской дачной резиденции Соколовых расположен санаторий имени Валерия Чкалова. Это имя здравница носит с 1941 года – в то время здесь проходили реабилитацию военные летчики. Фигуры птиц, высящиеся над комплексом, приобрели в связи с этим особый смысл – ведь героев воздушных войск называли в народе не иначе, как соколами.
Среди тех, кто восстанавливал здоровье в Куйбышевском санатории во время Великой Отечественной, был легендарный Алексей Маресьев, о котором Борис Полевой написал «Повесть о настоящем человеке». Здесь, на берегу Волги, Маресьев заново учился ходить. Именно самарские медики помогли летчику освоить протезы настолько, что он снова смог вернуться в небо.
Рядом со старинными купеческими виллами на территории санатория появилось много новых построек. Одна из них – церковь-часовня, освященная во имя целителя Пантелеимона. Решение построить в ограде здравницы храм весьма разумное: возможно ли излечить тело, пренебрегая заботой о душе? К тому же маленькое изящное здание этой церквушки очень гармонично вписалось в архитектурный ансамбль.
Непередаваемое чувство испытываешь, когда стоишь на высокой смотровой террасе санатория имени Чкалова. Мимо проплывают корабли, и ты не без гордости наблюдаешь, как туристы высыпают на палубу и в изумлении указывают друг другу на архитектурное чудо Барбошиной поляны. Больше века прошло, а дача Соколова не перестала удивлять людей.
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.