В конце девятнадцатого века у самарцев сложилось обыкновение в погожий денек отправляться на пароходе на Барбошину поляну. Ехали большими компаниями, везли с собой самовары и корзинки со снедью. Уютно расположившись неподалеку от высокого берега, любовались Волгой, которая проходит здесь в ворота между Жигулевскими и Сокольими горами.
Постепенно живописная местность застраивалась, на поляне образовался курортный городок с яхт-клубом и кумысолечебницей. Состоятельные горожане приобретали в окрестностях участки под застройку и возводили дачи, одна эффектнее другой. Купец-миллионщик Яков Гаврилович Соколов построил над Волгой не один, а сразу три дома – для себя и своих сыновей. Два особняка проектировал сам Александр Щербачёв. Именно по его замыслу был построен дворец с четырьмя птицами, восседающими по углам граненой башни. Это - соколы, олицетворяющие фамильный герб хозяина. Здание ладно собрано из многочисленных фантазийных элементов. Уютные террасы обрамляют широкие марши наружных лестниц, фасады богато украшены фигурной лепниной.
После революции дачный комплекс Соколовых национализировали. Наверное, хорошо, что Яков Гаврилович не дожил до этого черного дня. А вот про одного из его сыновей ходит легенда, что эмигрировав в Италию, он построил на берегу Средиземного моря виллу, точную копию отцовской дачи – той самой, с соколами.
Сейчас в волжской дачной резиденции Соколовых расположен санаторий имени Валерия Чкалова. Это имя здравница носит с 1941 года – в то время здесь проходили реабилитацию военные летчики. Фигуры птиц, высящиеся над комплексом, приобрели в связи с этим особый смысл – ведь героев воздушных войск называли в народе не иначе, как соколами.
Среди тех, кто восстанавливал здоровье в Куйбышевском санатории во время Великой Отечественной, был легендарный Алексей Маресьев, о котором Борис Полевой написал «Повесть о настоящем человеке». Здесь, на берегу Волги, Маресьев заново учился ходить. Именно самарские медики помогли летчику освоить протезы настолько, что он снова смог вернуться в небо.
Рядом со старинными купеческими виллами на территории санатория появилось много новых построек. Одна из них – церковь-часовня, освященная во имя целителя Пантелеимона. Решение построить в ограде здравницы храм весьма разумное: возможно ли излечить тело, пренебрегая заботой о душе? К тому же маленькое изящное здание этой церквушки очень гармонично вписалось в архитектурный ансамбль.
Непередаваемое чувство испытываешь, когда стоишь на высокой смотровой террасе санатория имени Чкалова. Мимо проплывают корабли, и ты не без гордости наблюдаешь, как туристы высыпают на палубу и в изумлении указывают друг другу на архитектурное чудо Барбошиной поляны. Больше века прошло, а дача Соколова не перестала удивлять людей.
19 февраля. «Смирение»

Фото: Diana Polekhina/Unsplash
Учит верующего человека добродетели смирения даже его тело, увы, подверженное многочисленным хворям и болезням. Не имей мы телесного состава, неизбежно погибли бы, как и демоны, из-за гордости, в вечном отчуждении от благодати Христовой. Промыслу Божиему свойственно и худые дела наши обращать к благим для нас последствиям — ведь многие телесные недуги имеют причиной наше собственное невоздержание. Невольно смиряясь в телесных болезнях, мы тянемся к Богу в молитве за помощью и облегчением, как чахлые растения — к источнику света и тепла. И это смирение.
Ведущий программы: Протоиерей Артемий Владимиров
Все выпуски программы Духовные этюды
Если приблизить

Фото: PxHere
Однажды утром нам с мужем удалось разбудить в душе сына Даниила новые для него чувства. Это был его десятый день рождения. И в подарок от нас сын получил профессиональный микроскоп, о котором мечтал уже давно.
Радость от подаренного оборудования плавно перетекла в его установку, подключение и настройку.
Я заранее подготовилась к первому исследованию и предложила юному учёному сравнить два лепестка лилии. Но только один цветок был настоящим, а второй — искусственным.
— Начинаем погружение в микромир, — сказал Даня, поворачивая какое-то колёсико.
На экране компьютера, к которому был подключён аппарат, появилась картинка. Это были запутанные слипшиеся ворсинки, волокна и чешуйки искусственной лилии. Выглядела она, мягко скажем, непрезентабельно.
Затем Даня поместил под линзы микроскопа лепесток живого цветка и снова стал крутить колёсико. Белые шелковистые нити, серебристые капельки, замысловатые симметричные узоры. И всё это так органично, упорядоченно и изящно... Моим сыном овладело чувство восхищения — он внезапно откинулся на спинку кресла и задумчиво произнёс:
— Всё, что создаёт человек — ни в какое сравнение не идёт с тем, что создал Бог...
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
19 февраля. О борьбе с помыслами против ближних

О борьбе с помыслами против ближних — настоятель подворья Троице-Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
В нашей душе возникает часто буря помыслов против ближних людей наших, и мы хотим, чтобы они слушали только нас, только наше мнение. И если они с нашим мнением не соглашаются, то мы начинаем на них обижаться, восставать, а особенно в душе происходит буря негодования, даже ненависть к этим людям. Этого не должно быть, потому что это всегда происходит или по наущению дьявола, или это происходит по нашей гордыне.
Преподобный Варсонофий Великий говорит: «Когда смущает тебя бес, внушая помысл на какого-нибудь человека, с долготерпением скажи помыслу: повинуюсь ли я Богу моему так, чтобы порабощать себе других?» Поэтому всякий раз мы должны себя смирять.
Так же смирять себя и перед ближними и никого себе не порабощать ради своего мнения, ради своих каких-либо желаний, потому что мы сами также даже Богу не повинуемся в том, что Господь от нас ждёт и требует.
Все выпуски программы Актуальная тема











