В конце девятнадцатого века у самарцев сложилось обыкновение в погожий денек отправляться на пароходе на Барбошину поляну. Ехали большими компаниями, везли с собой самовары и корзинки со снедью. Уютно расположившись неподалеку от высокого берега, любовались Волгой, которая проходит здесь в ворота между Жигулевскими и Сокольими горами.
Постепенно живописная местность застраивалась, на поляне образовался курортный городок с яхт-клубом и кумысолечебницей. Состоятельные горожане приобретали в окрестностях участки под застройку и возводили дачи, одна эффектнее другой. Купец-миллионщик Яков Гаврилович Соколов построил над Волгой не один, а сразу три дома – для себя и своих сыновей. Два особняка проектировал сам Александр Щербачёв. Именно по его замыслу был построен дворец с четырьмя птицами, восседающими по углам граненой башни. Это - соколы, олицетворяющие фамильный герб хозяина. Здание ладно собрано из многочисленных фантазийных элементов. Уютные террасы обрамляют широкие марши наружных лестниц, фасады богато украшены фигурной лепниной.
После революции дачный комплекс Соколовых национализировали. Наверное, хорошо, что Яков Гаврилович не дожил до этого черного дня. А вот про одного из его сыновей ходит легенда, что эмигрировав в Италию, он построил на берегу Средиземного моря виллу, точную копию отцовской дачи – той самой, с соколами.
Сейчас в волжской дачной резиденции Соколовых расположен санаторий имени Валерия Чкалова. Это имя здравница носит с 1941 года – в то время здесь проходили реабилитацию военные летчики. Фигуры птиц, высящиеся над комплексом, приобрели в связи с этим особый смысл – ведь героев воздушных войск называли в народе не иначе, как соколами.
Среди тех, кто восстанавливал здоровье в Куйбышевском санатории во время Великой Отечественной, был легендарный Алексей Маресьев, о котором Борис Полевой написал «Повесть о настоящем человеке». Здесь, на берегу Волги, Маресьев заново учился ходить. Именно самарские медики помогли летчику освоить протезы настолько, что он снова смог вернуться в небо.
Рядом со старинными купеческими виллами на территории санатория появилось много новых построек. Одна из них – церковь-часовня, освященная во имя целителя Пантелеимона. Решение построить в ограде здравницы храм весьма разумное: возможно ли излечить тело, пренебрегая заботой о душе? К тому же маленькое изящное здание этой церквушки очень гармонично вписалось в архитектурный ансамбль.
Непередаваемое чувство испытываешь, когда стоишь на высокой смотровой террасе санатория имени Чкалова. Мимо проплывают корабли, и ты не без гордости наблюдаешь, как туристы высыпают на палубу и в изумлении указывают друг другу на архитектурное чудо Барбошиной поляны. Больше века прошло, а дача Соколова не перестала удивлять людей.
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема