Мог ли священник рязанского села Дубровка Михаил Палицын предположить, какая непростая судьба выпадет его сыну Василию, родившемуся в благополучном 1881 году? Да и сам Василий Михайлович, будущий архиепископ Куйбышевский и Сызранский, едва ли представлял в юности, какая миссия ляжет на его плечи в тревожном двадцатом веке.
Дети священников в дореволюционной России, как правило, шли по стопам своих отцов. Вот и Василий Палицын к двадцати четырем годам уже закончил семинарию. Правда, он успел получить еще и светское образование в Харьковском ветеринарном институте, прежде чем окончательно определился с жизненным выбором – стал послушником, а затем и монахом в одном из Киевских монастырей. В постриге он получил имя Алекси́й. В Киеве будущий святитель принял и священнический сан.
В 1922 году, уже будучи архимандритом, Алексий Палицын стал настоятелем Московского Данилова монастыря. А еще через два года он отправился в ссылку, в Сибирь. Едва освободившись, вновь был сослан – на этот раз на Соловки. Между арестами принял сан епископа. Затем снова Сибирь – вплоть до начала Великой Отечественной войны. Это были непростые годы. 800 архиереев, священников, монахов и мирян жили в глуши, где не было ни дорог, ни жилья. От холода спасались в землянках, голодали. В рукотворных пещерах совершали богослужения. Говорят, что именно в то время святитель стяжал дар непрестанной молитвы.
В 1942 году архиепископа Алексия Палицына поставили руководить Куйбышевской епархией. Наш город в буквальном смысле ковал победу в тылу, снабжая фронт самолетами и боеприпасами. В этом подвиге приняла участие и Русская православная церковь. Святитель Алексий Палицын вдохновлял верующих не жалеть ни сил, ни средств. Всего за годы войны Куйбышевская епархия собрала на нужды фронта двенадцать миллионов рублей.
В отличие от зримого, материального, духовный, молитвенный вклад в победу невозможно измерить и оценить. Усилиями владыки Алексия в епархии один за другим открывались храмы. Если до 1943 года во всей области было всего две действующих церкви, то вскоре их стало уже девятнадцать. Правительство не могло не понимать, что вера способствует объединению людей в тылу, сплачивает их. Так или иначе, деятельность архиепископа Алексия Палицына была отмечена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». И не стоит утверждать, что эта награда вручена владыке за лояльность к власти. Вскоре после войны он был включен в особый черный список – за то, что не прислал поздравительную телеграмму к 30-летию Октябрьской революции.
В Куйбышеве архиепископ Алексий и закончил свой трудный путь в 1952 году. Похоронен он в притворе Покровского кафедрального собора. Стоит лишний раз прийти сюда и поклониться его могиле. Думается, нам всем есть за что быть ему благодарными.
Как не обижаться на духовника. Клим Палеха
Однажды мне позвонил духовник и попросил финансово помочь в восстановлении храма. У меня самого в тот момент с деньгами были трудности. Пришлось отказать. Батюшка не стал спрашивать о причинах моих проблем и повесил трубку. Признаюсь честно — это смутило.
Через несколько часов он перезвонил и извинился. Оказалось, что наш разговор прервался из-за срочного дела батюшки. Я же, за это время успел осудить своего духовника и заподозрить его в корысти. Особенно стыдно стало, когда, расспросив о моих проблемах, он сам предложил помочь.
— Батюшка, я о Вас плохо подумал — признался я ему. Как бы впредь избежать таких помыслов?
Он принял это доброжелательно и поделился своими истинными мотивами.
— Мне от тебя не только ведь деньги нужны были, а чтобы ты сделал то, что приблизит тебя к Богу, — сказал батюшка и добавил, — всегда надо помнить, что первостепенной задачей дьявола является разлучение священника с его духовным чадом.
Позже у Преподобного Феодора Эдесского я прочитал такие слова о духовнике:
«Не будь судьею дел отца твоего... Демоны начнут указывать тебе на недостатки его, чтоб оглушить уши твои для уроков его... или одними помыслами неверия расслабить тебя и разленить ко всякому виду добродетели».
После того, как батюшка попросил помочь храму и прервал разговор, я должен был задуматься, почему меня это смутило? Но вместо этого стал осуждать и подозревать. То есть, принял вредные помыслы, согласился с ними.
Правильный ход мыслей неизбежно привёл бы меня к осознанию собственных грехов. В данном случае — эгоизма и мнительности. Они могут испортить отношения со священником. Важно их вовремя заметить и пресечь.
С того момента, слова или действия духовника, которые меня смущают, я воспринимаю, как повод посмотреть в себя, найти свою болезнь.
Но, если и это не помогает, прямо обсуждаю это с духовником. Так и говорю: «Батюшка, меня смутило то-то и то-то...», — и мы разбираемся вместе.
Главное помнить, что Господь посылает испытания не для того, чтобы выбить нас из колеи, а чтобы избавить от страстей. Наша задача — увидеть их и сделать правильные выводы.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема








