Мог ли священник рязанского села Дубровка Михаил Палицын предположить, какая непростая судьба выпадет его сыну Василию, родившемуся в благополучном 1881 году? Да и сам Василий Михайлович, будущий архиепископ Куйбышевский и Сызранский, едва ли представлял в юности, какая миссия ляжет на его плечи в тревожном двадцатом веке.
Дети священников в дореволюционной России, как правило, шли по стопам своих отцов. Вот и Василий Палицын к двадцати четырем годам уже закончил семинарию. Правда, он успел получить еще и светское образование в Харьковском ветеринарном институте, прежде чем окончательно определился с жизненным выбором – стал послушником, а затем и монахом в одном из Киевских монастырей. В постриге он получил имя Алекси́й. В Киеве будущий святитель принял и священнический сан.
В 1922 году, уже будучи архимандритом, Алексий Палицын стал настоятелем Московского Данилова монастыря. А еще через два года он отправился в ссылку, в Сибирь. Едва освободившись, вновь был сослан – на этот раз на Соловки. Между арестами принял сан епископа. Затем снова Сибирь – вплоть до начала Великой Отечественной войны. Это были непростые годы. 800 архиереев, священников, монахов и мирян жили в глуши, где не было ни дорог, ни жилья. От холода спасались в землянках, голодали. В рукотворных пещерах совершали богослужения. Говорят, что именно в то время святитель стяжал дар непрестанной молитвы.
В 1942 году архиепископа Алексия Палицына поставили руководить Куйбышевской епархией. Наш город в буквальном смысле ковал победу в тылу, снабжая фронт самолетами и боеприпасами. В этом подвиге приняла участие и Русская православная церковь. Святитель Алексий Палицын вдохновлял верующих не жалеть ни сил, ни средств. Всего за годы войны Куйбышевская епархия собрала на нужды фронта двенадцать миллионов рублей.
В отличие от зримого, материального, духовный, молитвенный вклад в победу невозможно измерить и оценить. Усилиями владыки Алексия в епархии один за другим открывались храмы. Если до 1943 года во всей области было всего две действующих церкви, то вскоре их стало уже девятнадцать. Правительство не могло не понимать, что вера способствует объединению людей в тылу, сплачивает их. Так или иначе, деятельность архиепископа Алексия Палицына была отмечена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». И не стоит утверждать, что эта награда вручена владыке за лояльность к власти. Вскоре после войны он был включен в особый черный список – за то, что не прислал поздравительную телеграмму к 30-летию Октябрьской революции.
В Куйбышеве архиепископ Алексий и закончил свой трудный путь в 1952 году. Похоронен он в притворе Покровского кафедрального собора. Стоит лишний раз прийти сюда и поклониться его могиле. Думается, нам всем есть за что быть ему благодарными.
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.