Среди самарских святых центральное место отведено святителю Алексию, митрополиту Московскому – именно он считается небесным покровителем Самары. Летописи сохранили исторический факт, что этот святой предрёк городу славное будущее.
Святитель уже при жизни почитался в народе как чудотворец, способный совершать исцеления. Однажды он был вызван в Золотую Орду, чтобы помочь ослепшей жене татарского хана. Молитвами митрополита ханша прозрела, ордынцы с почетом проводили святого. Возвращаясь в Москву, он посетил некоего старца, который жил в лесу, в том месте, где сливаются реки Волга и Самара. В беседе с отшельником митрополит и произнес слова, которые стали пророческими: «Здесь станет город многолюден и хлебом обилен».
Считается, что чудесная встреча произошла там, где сегодня находится Пионерский спуск Самарской набережной. На этом месте трижды возводилась часовня, посвященная памяти митрополита Алексия. Первая была деревянной, она простояла недолго, разрушившись под действием влажных ветров. В конце девятнадцатого века один из самых талантливых самарских архитекторов, Александр Щербачёв, разработал проект каменной часовни, которая вскоре была построена. Получилось компактное, но очень эффектное здание в русском стиле. Краснокирпичные стены были ярко декорированы украшениями из белого камня и цветными изразцами различной формы и величины, восьмигранный шатёр венчала небольшая луковичная главка. Часовня имела входы со всех сторон, кроме той, что обращена к Волге, поскольку во время паводка вода подступала к зданию.
После революции творение архитектора Щербачёва было разрушено. Однако в девяностых годах современный зодчий Алексей Мелентьев воссоздал точную копию произведения своего коллеги. Сегодня часовня святителя Алексия – одна из самых значимых деталей архитектурного ландшафта набережной Волги.
Облик святого московского митрополита запечатлён на фреске в кафедральном самарском Покровском соборе. Святитель Алексий изображен на ней в полный рост, левой рукой он держит по́сох, а правой благословляет тех, кто обращается к нему в своих молитвах.
В двухтысячном году в Самаре был возведен храм, посвященный небесному покровителю города. Он расположен в поселке Красная Глинка – это живописный зеленый уголок, входящий в городскую черту, его еще называют самарские Карловы Вары. Чтобы попасть в эти сказочные места, нужно доехать на первом, сорок пятом или пятидесятом автобусе до конечной остановки, которая так и называется – «Красная Глинка».
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.