47-летняя Светлана Краева из Нижнего Новогорода почти пять лет пытается восстановиться после серьёзной травмы. «Каждое утро я просыпаюсь с улыбкой и верой в то, что у меня обязательно всё получится, а засыпаю с молитвой» — делится женщина.
В 2019 году Светлана упала с 3 этажа, поскользнулась, когда мыла в квартире окна. В результате она сильно повредила позвоночник и потеряла возможность ходить. Принять произошедшее Светлане помогает горячая вера и позитивный настрой, а ещё забота близких — дочери и мамы. Женщина усердно выполняет дома разные физические упражнения, проходит реабилитации. И со временем благодаря постоянным занятиям она сделала, казалось бы, невозможное — вновь встала на ноги!
Светлана уверена, что ни в коем случае нельзя опускать руки — важно искать выход и не бояться пробовать новое. «Даже если поначалу не знаешь, куда двигаться — просто сделай первый шаг, и дорога появится сама собой», — говорит женщина.
Сегодня она передвигается на ходунках и всеми силами стремится к тому, чтобы однажды начать ходить свободно, без поддержки. В ближайшее время Светлане Краевой необходимо попасть на новый курс реабилитации и в этом ей нужна помощь. Если вы хотите поддержать жительницу Нижнего Новгорода, переходите на сайт благотворительного фонда «Мои друзья»: Моидрузья.орг.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Владимир Короленко. Старый звонарь
Можно ли в один совсем небольшой рассказ поместить человеческую жизнь — с её бедами и радостями, противоречиями и прозрениями, глубиной и хрупкостью? Именно это попробовал сделать Владимир Галактионович Короленко в своём произведении «Старый звонарь». Рассказ был впервые опубликован в 1885 году. С тех пор он неоднократно издавался в составе сборников произведений писателя и антологий русской классики. А в 2017-м издательство храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище выпустило рассказ Владимира Короленко «Старый звонарь» отдельной книгой.
Литературоведы относят произведение к особому жанру пасхальной прозы — уникальному явлению русской литературы. Пасхальные рассказы можно найти в творчестве известных наших классиков: Гоголя, Бунина, Куприна, Чехова, Андреева. В соответствии с духом главного православного Праздника, эти произведения воспевают христианскую победу жизни над смертью. Поэтически тонко звучит этот мотив и в рассказе «Старый звонарь». Его герой — старик Михеич — всю жизнь, с самого детства, звонил на колокольне своего сельского храма. Именно там читатель с ним и встречается. Село, с высоты видное Михеичу как на ладони, окутано неповторимой атмосферой весенней пасхальной ночи. Вот как пишет об этом Короленко: «...Тонкий туман, подымаясь с земли, сгущает тени лесов и застилает пространства серебристо-лазурною дымкой. Из тёмной массы выделяются фигуры пешеходов. То жители собираются в свою церковь встречать весенний праздник».
Вместе с Михеичем читатели ждут трепетного и торжественного момента — когда нужно будет ударить в самый большой колокол и возвестить радость Христова Воскресения. В ожидании этого момента перед нашим мысленным взором пронесётся вся жизнь старого звонаря. Была она простой, тихой и мирной. И можно сказать, вся прошла на этой самой колокольне — старой, высокой, тёмной, тонущей вершиной в лазури, — как пишет автор. Старик пережил нужду, горе. Похоронил жену и сына. Страдал сам, видел страдания других. Но не озлобился и никого не осуждал. Теперь, в Пасхальную ночь, вспоминая всё былое, только повторял: «Бог вас суди, Бог суди!».
Впрочем, «Старый звонарь» — история не только о жизни, но и о смерти. Точнее — о жизни и смерти во Христе. А значит — о победе жизни над смертью. В произведении ясно прослеживается мысль, которую излагает апостол Павел в своём Послании к Римлянам: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над ним власти». В этом — смысл праздника Пасхи. И пасхального рассказа Владимира Короленко «Старый звонарь».
Все выпуски программы Литературный навигатор
Вениамин Каверин. «Перед зеркалом»
В середине 1970-х годов, писатель Вениамин Каверин, автор знаменитых «Двух капитанов», рассказал на встрече с читателями об одной своей работе, сильно повлиявшей на его жизнь: о новом романе «Перед зеркалом». Послушаем фрагмент того авторского вечера:
«...Раздался телефонный звонок, и человек, которого я знал очень мало, сказал мне следующее: „Вениамин Александрович, у меня есть переписка, которая насчитывает двадцатипятилетнюю дружескую — и более чем дружескую — связь, — между мною и одной женщиной, которая была дороже всех для меня в жизни. Может быть, Вас заинтересуют эти письма?..“»
Книга, действие которой происходит в первой половине XX века — это история отношений провинциального математика и одарённой петербургской художницы, чья жизнь завершилась в эмиграции. Роман «Перед зеркалом» переписывался Вениамином Кавериным четыре раза, пока не обрёл своего единственного стиля, сохранившего внутренний тон «исходника». Явление многолетней любви двоих (имена героев автор, конечно, изменил) — и оказалось драгоценным «зеркалом», в котором отразилось самое главное и волнующее, что есть в человеке: его душа.
Отрывок из позднейшего письма героини нам прочитает поэт и филолог Елена Гродская.
«...Когда я внутренне разговариваю с тобой, я путаю нас, а если бы ты получил письмо, адресованное, в сущности, самой себе, оно, пожалуй, произвело бы на тебя странное впечатление. И думаю я, милый мой, о любви.
...Едва ли не с первых дней нашего знакомства она разлучила нас и потом занималась этим в течение десятилетий. Она охраняла нас от пошлости. Мы всегда были в её руках, и это медленно, но неуклонно учило нас нравственности, то есть, в сущности, вкусу. Она наградила нас тайной, без которой не может быть подлинной любви и которая сохраняет её от распада...»
Из книги Вениамина Каверина «Перед зеркалом» читала Елена Гродская.
...Я же прочитал этот небольшой роман — случайно, и сразу же решил, даже не зная ещё, что о нем повествуют и в программе радио ВЕРА «Литературный навигатор», — попросить вас попробовать найти его. Верю, что несмотря на весь драматизм сюжета (а по судьбам героев бескомпромиссно прошлась жестокая эпоха), — роман «Перед зеркалом» останется в читательском сердце. Как это случилось и с самим автором.
Вот послушайте слова Каверина о героине его книги — на авторском вечере:
«...Некоторое время, наверное, всё-таки будут думать и помнить о ней...
И, может быть, полюбят её, как я её полюбил. Из всех женщин, которых я любил, больше всего я любил — несомненно — её...»
С вами был Павел Крючков, и в завершение — ещё несколько слов из позднего, парижского письма героини романа «Перед зеркалом». Читает Елена Гродская.
«... Кроме тайны любви есть еще и тайна личности, и, хотя мы, кажется, не утаили друг от друга ни единого движения души — она осталась для нас почти непроницаемой. Но так и должно быть, потому что усилия проникнуть в тайну личности есть те же усилия любви... Душа засорена Бог знает чем, засорялась всю жизнь и продолжает засоряться почти ежедневно. Любовь, как метла, трудилась и трудится до седьмого пота, чтобы вымести этот сор. Моё женское дело было в том, чтобы облегчить ей этот нелегкий труд, но я — каюсь — далеко не всегда ей помогала. Так любовь очищала душу, возвращая её к самому главному — к самопознанию, к способности внутреннего взгляда, без которого смысл жизни уходит между пальцами, как песок...»
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
«Сто стихотворений о Москве»
«Москва! Как много в этом звуке \ Для сердца русского слилось,\ Как много в нём отозвалось!» — строки из романа «Евгений Онегин» знакомы нам со школьной скамьи. Но не только Пушкин восхищался красотой и древним духом Первопрестольной. В творчестве многих русских поэтов найдётся стихотворение, и даже не одно, посвящённое древнему городу на семи холмах. Найти их можно под обложкой книги «Сто стихотворений о Москве».
Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Анна Ахматова, Николай Заболоцкий, Булат Окуджава, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Владимир Высоцкий — такие не похожие друг на друга поэты, жившие в разные эпохи, с одинаковой любовью воспевают Москву. Вот Михаил Юрьевич Лермонтов в ранний утренний час с восхищением взирает на величественный Кремль в своём известном четверостишии: «Кто видел Кремль в час утра золотой, \ Когда лежит над городом туман, \ Когда меж храмов с гордой простотой, \ Как царь, белеет башня-великан?». Читаешь эти строки, и словно ощущаешь холодок туманного утра, и видишь, как первые лучи солнца играют на куполах кремлёвских соборов...
Проникновенные, поэтичные слова посвятил Москве знаменитый поэт серебряного века Валерий Брюсов. В стихотворении «Стародавняя Москва» он вспоминает историю славного города, который многое повидал и пережил: «Нет тебе на свете равных, \ Стародавняя Москва! \Блеском дней, вовеки славных, \ Будешь ты всегда жива!»
Константин Бальмонт делится ощущением счастья и праздника в стихотворении «Благовещение в Москве». И вместе с поэтом проникаешься благоговением, слышишь звон колоколов московских храмов, и улыбаешься весеннему солнцу: «Вижу старую Москву \ В молодом уборе. \ Я смеюсь и я живу, \ Солнце в каждом взоре. \ В чуть пробившейся траве \ Сон весны и лета. \ Благовещенье в Москве, \ Это праздник света!».
Книга «Сто стихотворений о Москве» перенесёт нас и в суету столичных улиц, и в тихие московские переулки. Вместе с Робертом Рождественским мы прогуляемся по Арбату, а с поэтом-фронтовиком Константином Ваншенкиным — по Тверскому бульвару. И вместе с Фёдором Глинкой прославим древний город Сорока Сороков: «Процветай же славой вечной, \ Город храмов и палат! \Град срединный, град сердечный, \ Коренной России град!»
Все выпуски программы Литературный навигатор