
Образ Богородицы «Всех скорбящих радость» появился в иконографии Царицы Небесной в конце семнадцатого века. Его создал иконописец Московской Оружейной палаты Иван Безмин. Художник изобразил Пречистую Деву в полный рост в сиянии славы. Слева и справа от Неё он представил людей, обуреваемых скорбями. Над страждущими парят ангелы, подавая милость Небесной Заступницы. Тут же о них молятся святые Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, Феодор Сикеот и Григорий Декаполит.
Икона «Всех скорбящих радость» стала святыней московского храма Преображения Господня. По молитвам перед ней исцелилась страдавшая тяжёлым недугом дворянка Евфимия Папина, сестра митрополита Иоакима. Церковь прославила образ, как чудотворный. Он распространился в многочисленных списках.
Один из них был создан в 1711 году по заказу царевны Натальи Романовой, сестры императора Петра Первого. Переезжая в основанный братом Петербург, Наталья Алексеевна взяла с собой святыню на молитвенную память о любимой Москве. Царевна поместила реликвию в домовой Воскресенской церкви своего дворца. Он располагался в районе современной улицы Шпалерной. При храме устроили богадельню для одиноких престарелых женщин. Особым утешением для старушек была возможность молиться перед чудотворным образом Небесной Заступницы.
В начале девятнадцатого века храм Воскресения перестроили по проекту швейцарского архитектора Луиджи Руска. Главный престол церкви освятили в честь иконы «Всех скорбящих радость». Чтимый образ оправили в золотую ризу, украшенную россыпью драгоценных камней. Эта оправа служила ярким свидетельством любви верующих к Божией Матери и благоговения перед Её святым изображением.
Богослужения в Скорбященском храме Санкт-Петербурга прекратились в тридцатых годах двадцатого века. Здание передали музею истории религии. Образ Богородицы «Всех скорбящих радость», написанный по заказу царевны Натальи, был утрачен. Но уцелел один из древних списков этой иконы, что также хранился в церкви на Шпалерной улице. В революционные годы верующие перенесли его в Спасо-Преображенский собор, который оставался действующим. Образ Богоматери «Всех скорбящих радость» и поныне там, слева от Царских врат алтаря.
Все выпуски программы Небесная Заступница
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема