Образ Богородицы «Всех скорбящих радость» появился в иконографии Царицы Небесной в конце семнадцатого века. Его создал иконописец Московской Оружейной палаты Иван Безмин. Художник изобразил Пречистую Деву в полный рост в сиянии славы. Слева и справа от Неё он представил людей, обуреваемых скорбями. Над страждущими парят ангелы, подавая милость Небесной Заступницы. Тут же о них молятся святые Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, Феодор Сикеот и Григорий Декаполит.
Икона «Всех скорбящих радость» стала святыней московского храма Преображения Господня. По молитвам перед ней исцелилась страдавшая тяжёлым недугом дворянка Евфимия Папина, сестра митрополита Иоакима. Церковь прославила образ, как чудотворный. Он распространился в многочисленных списках.
Один из них был создан в 1711 году по заказу царевны Натальи Романовой, сестры императора Петра Первого. Переезжая в основанный братом Петербург, Наталья Алексеевна взяла с собой святыню на молитвенную память о любимой Москве. Царевна поместила реликвию в домовой Воскресенской церкви своего дворца. Он располагался в районе современной улицы Шпалерной. При храме устроили богадельню для одиноких престарелых женщин. Особым утешением для старушек была возможность молиться перед чудотворным образом Небесной Заступницы.
В начале девятнадцатого века храм Воскресения перестроили по проекту швейцарского архитектора Луиджи Руска. Главный престол церкви освятили в честь иконы «Всех скорбящих радость». Чтимый образ оправили в золотую ризу, украшенную россыпью драгоценных камней. Эта оправа служила ярким свидетельством любви верующих к Божией Матери и благоговения перед Её святым изображением.
Богослужения в Скорбященском храме Санкт-Петербурга прекратились в тридцатых годах двадцатого века. Здание передали музею истории религии. Образ Богородицы «Всех скорбящих радость», написанный по заказу царевны Натальи, был утрачен. Но уцелел один из древних списков этой иконы, что также хранился в церкви на Шпалерной улице. В революционные годы верующие перенесли его в Спасо-Преображенский собор, который оставался действующим. Образ Богоматери «Всех скорбящих радость» и поныне там, слева от Царских врат алтаря.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Где доказательства? Яна Артюшина
«Скажи, где доказательства того, что написанное в Евангелии правда?» — спрашивает меня приятельница. — «А ты сам текст читала?» — отвечаю я. — «Нет, всё равно ничего там не пойму».
Для меня в своё время критерием истинности евангельских слов стало физическое ощущение благодати во время первого прочтения Нагорной проповеди и Заповедей блаженства. Это был живой опыт преображения мыслей, настроения, желаний. С каждым словом, казалось, в меня вливали новую кровь, и выпускали старую вместе со страхами, вопросами и обидами. Никогда ничего подобного не происходило со мной при прочтении других текстов. Это ли не доказательство?
Затем через какое-то время подключилось рацио, и я начала анализировать значения притч, ситуаций, в которые попадали Христос и ученики, сопоставляла их со своей реальностью. И с каждым новым открытием встраивались новые паззлы в картину моей жизни.
Начали приходить ответы, которых не мог дать никто. Я узнала, что все мои жизненные ситуации были описаны и объяснены почти за 2000 лет до моего рождения.
Но даже если не доверять методу проверки временем, можно просто раскрыть глаза пошире и оглянуться по сторонам. Доказательства будут приходить непрерывно. Бог всегда даёт ответы. Ты только освободи уши, протри глаза, рассмотри, чего достигали такие же как мы с тобой люди, некогда существовавшие на этой же Земле, они вовсе не были инопланетянами. Они были святыми людьми, как сосуды, полные благодати Божьей. Как благоухают после смерти их тела, у некоторых даже температура не меняется. Какой силой обладало их слово!
Просто поизучай, почитай, поезди, и увидишь, что жизнь бывает видимой и невидимой, и эта жизнь по Евангельскому тексту гораздо интереснее, чем любая фантастическая история или сказка.
Наши прабабушки обладали этими знаниями с ранних лет. Сама их жизнь и даже смерть являются подтверждением евангельской правды. Так моя прабабушка, ни разу не обронив плохого слова, пережила раскулачивание семьи, войну, воспитав семерых детей, и тихо донашивая свою жизнь в болях онкологии с улыбкой перешла в вечность.
Сегодня нас призывают ехать за тайными знаниями куда угодно: на Тибет, в Индию, в Мексику, чтобы изменить свою жизнь, вырасти духовно. Но за истинно нужными знаниями, необходимыми для спасения, для улучшения жизни, отношений, работы нет необходимости ехать за тридевять земель, достаточно зайти в соседний книжный магазин и снять с полки книгу под названием Библия. Там-то и найдём все ответы и доказательства, причины и следствия, познакомимся с Тем, Кто захотел, чтобы ты родился и задал Ему все свои вопросы.
Автор: Яна Артюшина
Все выпуски программы Частное мнение
О даре быть женщиной. Яна Артюшина
Однажды я, деятельная, но не определившаяся с призванием девушка, после прочтения притчи о талантах задумалась: а какой же замысел есть у Бога обо мне, что мне никак нельзя зарыть под грудой многих увлечений и нескольких профессий?
И тогда в одной проповеди я услышала: «Твой пол — это уже талант. Ты рождена женщиной, а это значит, что твоими дарами от начала являются нежность, забота и любовь».
Моё сердце растаяло, ведь это то, что я так давно хотела услышать. Вместо мужских «у тебя всё получится» и «не сдавайся», мне озвучили то, что я сама давно чувствовала: «твой талант — быть женщиной». Фраза — такая правильная, но непопулярная сегодня. Мне никогда не хотелось конкурировать с мужчинами на их поле, и вдруг я, как бы, получила одобрение, мне словно сказали: «Ты не хочешь и это правильно, ты задумана для другого». В тот миг, будто гора с плеч упала, я перестала стучаться в закрытые двери, перестала примерять чуждые моей природе и сердцу образы. Я почувствовала себя так, словно мне разрешили не сражаться, а совсем наоборот, быть защищенной.
Наконец я услышала, что мужчина и женщина по замыслу Создателя хоть и равноправны, но не равны. И слава Богу! В этой формулировке нет ни капли принижения женщины, напротив, в лице Богородицы Господь благословляет весь женский род и призывает к большому делу, к воспитанию в себе чистоты, нежности и любви.
Сердце женщины — это красота, это центр притяжения и поддержки для семьи, друзей, окружающих, и даже своего рода рычаг способный перевернуть ход событий добрым расположением духа, молитвой, внутренней щедростью и заботой. Рядом с женщиной, осознающей свой дар, мужчина становится ответственным и сознательным. Сегодняшнему миру так нужна настоящая женщина, её созидающая сила, мужьям так необходимы улыбки жён, а детям добрые материнские руки.
Я благодарна своей маме за то, что, несмотря на далеко нехристианское воспитание, она никогда не отказывалась от таланта быть женщиной, от роли выделенной ей Господом, от миссии быть благословляющей силой для нас с отцом. В нашем доме по сей день — любовь и уважение друг ко другу, вкусный ужин по вечерам, добрые слова, её тёплые объятия, поддержка и утешение.
Для многих окружающих меня людей такая жизнь кажется идеальной картинкой, но, благодаря моей семье, я точно знаю, что настоящая любовь длинною в жизнь не сказка, а норма.
Автор: Яна Артюшина
Все выпуски программы Частное мнение
Урок на Святой Канавке. Яна Артюшина
Однажды мы с папой ехали в Дивеево и дорогой слушали житие преподобного Серафима. Когда речь зашла о его подвиге, — тысяче ночей в молитве, я подумала: «Всю ночь на камне простоять трудно, а святой Серафим не просто стоял, но молился. Чтобы я чувствовала, окажись на том валуне среди дикого леса хотя бы на одну ночь? С одной стороны, помощником в молитве был бы страх, — продолжала рассуждать я, — но с другой, звуки леса раздували бы этот страх до тех размеров, когда он уже не помощник. А если дождь пойдёт? Ну пойдёт и пойдёт. А если проливной...? Ну дождь же не арена Колизея в конце концов, потерпела бы».
Так и продолжался мой внутренний диалог, пока я не вспомнила преподобного Гавриила Ургебадзе и его слова: «Подвизайтесь умеренно, по силам и спасётесь, не посягайте на большее, в глубине океана плавают акулы, и они съедят вас».
Оставив мысли о непреодолимой бездне между мной и преподобным, с восхищением я продолжила слушать житие, даже не подозревая, что мои мысли через несколько часов будут воплощены в жизнь.
Мы прибыли в обитель, поклонились преподобному и зашли в новый храм. Там, в церковной лавке, увидели маленькую голубую книжечку. На ней было написано «Богородичное правило. Читается на святой Канавке».
«Ко времени», — подумала я, ведь мы как раз собирались пройти по ней, но не знали, как это правильно сделать, какими словами молиться.
«Так вы 150 раз прочитаете „Богородице Дево“ по этой книжечке...», — разъяснила служительница храма. Дело в том, что преподобный Серафим всем проходящим по святой Канавке заповедовал читать Архангельское приветствие 150 раз. Он говорил: «Кто Канавку пройдёт да 150 раз произнесёт про себя молитву „Богородице Дево, радуйся“, тому здесь будет и Афон, и Иерусалим, и Киев», то есть, все четыре удела Пресвятой Богородицы.
150 раз... немало, — подумала я, вспоминая, что не каждый день получается с вниманием произнести эту молитву всего три раза. А тут — 150 раз! Но Преподобный Серафим молился 1000 дней и 1000 ночей, забыла?!
А недавно, сидя в машине в удобном кресле, мыслями уже чуть не стояла на камне среди ночного леса. Пристыдив себя, я взглянула на небо, — солнце уходило за тучи, вдали начинало громыхать.
«Может, пойдём позже?» — предложил папа. Но Серафим же наверняка молился и в непогоду — подумала я и ответила: «Давай пройдём сейчас, ещё, наверное, не скоро будет дождь». Папа не стал спорить, и мы шагнули вперёд, приступив к чтению Богородичного правила.
Прошли первый круг, начали второй. Вопреки ожиданиям, молиться в этом наполненном благодатью месте, среди красоты обильной зелени и благоухания цветов, было не так сложно, как обычно. С большим или меньшим вниманием я произнесла «Богородице Дево...» 110 раз и перешла к чтению тропаря. На символичных словах: «... даруй мне постоянную готовность к страданиям за Христа» на страницу с неба упала первая капля. Последняя строчка из тропаря напомнила о тяготах древних и новых мучеников, которые, безусловно, не шли в сравнение с простым неудобством чтения молитвы под дождём.
Мы продолжили путь по Канавке. Я надеялась, что смогу потерпеть неудобство и помолиться под дождём, в ничтожно мелкой доле подражая тем, кто не отказался от своего подвига даже во время жестоких испытаний.
Спустя несколько минут с неба полилось как из ведра, сильный ветер насквозь прошивал одежду, по лицу и под ногами лились ручьи. Ещё какое-то время я продолжала читать Богородичное правило, именно читать, молиться уже не получалось. От холода синели руки. От шквала ветра и воды захватывало дух.
К моему восхищению, рядом люди продолжали шествие и пели «Богородице Дево...», не обращая внимания на ливень, но для меня этот крошечный подвиг оказался непосильным. Страницы прилипали друг к другу, молитва не шла, закостенелыми от холода пальцами я сложила голубую книжицу, и взглянула на папу. Он стойко продолжал молитву, но увидев, что я сошла с дистанции, тоже прекратил чтение правила.
Ускорив шаг, мы вернулись в храм ещё раз поклониться преподобному Серафиму. «Благодарю за урок», — мысленно проговорила я у раки святого. Тот случай показал мне, что я не могу потерпеть даже простого ливня, открыл мне мою меру.
Отойдя от мощей святого, мы поклонились иконе Богородицы «Умиление», перед которой преподобный Серафим окончил свой земной путь, и затем вышли из храма. Уже светило солнце, и под теплыми лучами мы довершили свой путь по святой Канавке. В воздухе словно витали слова преподобного Гавриила: «Подвизайтесь умеренно... и спасётесь».
Автор: Яна Артюшина
Все выпуски программы Частное мнение