
Евр., 306 зач., II, 11-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
«Сегодня — начало нашего спасения и откровение предвечной тайны» — именно эти слова, правда звучащие на церковнославянском языке, мы услышим сегодня, если зайдём в православный храм, а зайти в него стоит, ведь в этот день Церковь совершает праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Спасение даровал нам Христос, но начало спасению было положено в день Благовещения, тогда, когда Пресвятая Дева дала Своё согласие на слова ангельского благовестия о рождении от Неё Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Но почему всё произошло именно так? Почему Бог должен был воплотиться и пострадать? Почему нельзя было устроить спасение каким-то иным образом? Частичный, но при этом вполне достаточный ответ на эти вопросы даёт нам звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 2-й главы Послания апостола Павла к Евреям. Давайте послушаем его.
Глава 2.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Как мы только что услышали, прозвучавший отрывок Послания к Евреям начался с упоминания того, что Бог, говоря о людях, использовал слово «братья», это слово указывает на равенство, то есть уже самим обращением Бог поставил Себя в один ряд с людьми. Здесь же использовано и ещё одно слово — «дети», оно, с одной стороны, говорит о равенстве, а с другой — о заботливости Бога в отношении к человеку. На этом можно было бы остановиться, но Послание к Евреям идёт дальше, оно упоминает, что отношения родителей и детей подразумевают под собой не только отношения старшего и младшего, но и физическое родство. То же самое можно сказать и о братьях: в первом своём значении слово «братья» указывает на людей, с которыми нас связывают родственные узы.
А если Бог называет нас «братьями» и «детьми», то Его слово не должно было остаться пустым звуком, Бог воплотился, Он стал одним из нас, Он на собственном опыте узнал, что такое быть человеком, узнал, какие испытания претерпевают наши тела, узнал, насколько сильно мы зависимы от материального мира, узнал, каким искушениям мы подвергаемся. Однако просто узнать всё это было недостаточно, ведь от понимания как такового совсем немного пользы. Бог пошёл дальше — Он, всё испытав и претерпев, воспринял не только нашу человеческую жизнь, Он воспринял и смерть. Сделано это было лишь с одной целью, которую Послание к Евреям выразило в таких словах: «Дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14–15). Христос победил смерть, Он воскрес и через Своё Воскресение открыл путь к воскресению для каждого человека, в практическом же смысле это означает, что мы больше не рабы смерти, мы можем жить свободно, и смерть не должна нас страшить.
Конечно, интеллектуального осознания этого факта недостаточно, нужно нечто большее — молитвенное и телесное причащение Христу, молитвенное даёт возможность научиться чувствовать так, как чувствовал Спаситель, а телесное причащение Его Тела и Крови делает нас с Ним одним телом, через эти два действия мы позволяем Христу жить и действовать в нас, благодаря чему обретаем возможность взойти туда, куда взошёл Христос со Своей Пречистой Плотью — к Богу-Отцу.
Ну а начался процесс нашего восхождения в момент Благовещения Пресвятой Богородицы, тогда, когда Она согласилась стать Вместилищем Невместимого Бога. От нас тоже требуется согласие, мы, если хотим унаследовать благую вечность, должны согласиться на то, чтобы Христос начал действовать в нас и через нас. Он ждёт этого согласия, и очень хочется надеяться, что у нас по молитвам Пресвятой и Пречистой Приснодевы Богородицы хватит сил его дать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
14 сентября. О Радио ВЕРА

Сегодня 14 сентября. День рождения Радио ВЕРА.
О Радио ВЕРА — игумен Лука (Степанов).
Появление Радио ВЕРА — исполнение слов Господних: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия во всех языках». Очевидно, что именно возможность быть доступным на кухне, в транспорте, ушам и сердцам человеческим для Слова Божьего — это великое событие последних десятилетий.
Сколько чудесных минут молитвенных, сколько размышлений полезных, сколько воздыханий покаянных пробуждает это радио в наших соотечественниках, которые среди радиоволн многообразных и, как правило, развлекающих, натыкаются на те волны, источником которых является сам Создатель мира и Спаситель наш.
Так что Радио ВЕРА, 11 лет назад зазвучавшее в нашем эфире, — это приближение Слова Божьего к сердцам соотечественников, а значит, приумножение и спасающихся.
Потому наши с вами, дорогие радиослушатели, молитвы должны быть непрестанны о тех, кто делает это радио, кто делает возможным нам и среди путей нашей жизни назидаться и укрепляться в православной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 сентября. О церковном календаре

Сегодня 14 сентября. Начало индикта — церковное новолетие.
О церковном календаре — протоиерей Максим Горожанкин.
Вступая в церковное новолетие, мы можем обратить пристальное внимание на то, как устроен вообще церковный календарь. Каждый день церковного календаря посвящён тому или иному святому или нескольким святым. И в обиходе православного христианина, наряду с совершением келейного правила, утреннего и вечернего, может быть ознакомление с житиями тех или иных святых, которые празднуются в этот день.
Также за богослужением ежедневно прочитываются отрывки из Священного Писания, как из Евангелия, так и из апостольских посланий. Эти отрывки также можно читать дома.
Имея перед своим мысленным и физическим взором православный церковный календарь, мы можем более грамотно и более полно выстраивать свою внутреннюю, келейную, домашнюю, молитвенную жизни. И церковный календарь имеет огромное значение в выстроении внутренней духовной жизни православного христианина.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 сентября. О творчестве Юлии Вознесенской

Сегодня 14 сентября. В этот день в 1940 году родилась прозаик и поэтесса Юлия Вознесенская.
О её творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Юлия Николаевна Вознесенская, в девичестве Тараповская, стала одним из самых ярких православных прозаиков нашего времени. Её книги никого не оставляли равнодушными — их любили и критиковали. Однако сегодня уже очевидно, что произведения Юлии Вознесенской заставили задуматься о жизни и прийти к вере многих людей.
Писательница родилась в Ленинграде, училась в Ленинградском институте театра, музыки и кино и была активной участницей ленинградской неформальной культуры. В 1973 году приняла крещение. После ссылки и лагерей за антисоветскую пропаганду в 1980 году Вознесенская эмигрировала вместе с двумя сыновьями в Германию.
В 90-х годах жила в Леснинской женской обители Пресвятой Богородицы во Франции. Там, по благословению игуменьи Афанасии, написала повесть-притчу «Мои посмертные приключения», ставшую одной из самых популярных книг писательницы. Кроме этого произведения, Вознесенская опубликовала романы «Путь Кассандры», «Утоли мои печали», «Паломничество Ланселота».
Поздние произведения Вознесенской часто называют христианским или православным фэнтези, в которых захватывающий сюжетный вымысел наполнен глубоким духовным нравоучением. В последние годы жизни Юлия Николаевна была активным волонтёром-публицистом нескольких антикризисных сайтов, утешавших людей в тяжелейших жизненных обстоятельствах. Её публикации помогли множеству людей вновь обрести веру и опору в жизни.
Юлия Николаевна Вознесенская отошла ко Господу 20 февраля 2015 года.
Все выпуски программы Актуальная тема