После смерти папы мой привычный мир рухнул. Жизнь как бы разделилась надвое: «до» и «после».
Я не знала, как по-новому жить в старом мире. Город, в котором мы жили почти всю жизнь, стал невыносим. Прежде меня здесь радовало все. Старый микрорайон при всех недостатках был самым красивым. Я всегда любила наш город. До смерти папы. А потом возненавидела.
Мне хотелось сбежать отсюда хоть на край света: из этой квартиры, где всё напоминает былые времена вместе. Пустота сводила с ума. А то, что казалось привычным, теперь раздражало. Под окнами кто-то вечно ходил — ведь мы на первой этаже. Стройка шумела нестерпимо. Я раньше и внимания на это не обращала, а сейчас меня это пугало.
Мы с мамой переживали это как бы одной душой. Одна боль на двоих. Моё сердце насквозь пронизывали чувства страха, тоски и какой-то беспомощности. На работу я продолжала ходить, как на автопилоте. Мало что соображала, стала делать кучу ошибок. Я и до этого была неуверенным в себе человеком, а теперь окончательно замкнулась в себе. Перестала следить за собой, с головой погрузившись в горе. Для окружающих я стала совсем трудным человеком.
Мне хотелось отдалиться от всех знакомых и коллег, больше не пересекаться с этими людьми, хотя они здесь были совсем не причем!
А еще лучше — уехать куда-нибудь и никогда больше не возвращаться! Начать всё сначала, с самого нуля. Папы нет с нами, прежней жизни не вернуть, а вот начать новую в новом месте, с новыми людьми, был бы выход. Но когда я поделилась этой мечтой с одной знакомой, она ответила:
— Смена места не может изменить ситуацию. Ведь все нерешённые проблемы, боль, свои недостатки характера ты понесёшь в «новую жизнь». От себя не убежишь. Надо меняться изнутри, тогда и жизнь вокруг изменится.
Я согласилась, но сердцем не смогла принять этого.
И вот, как-то поехала в Покровский монастырь помолиться и приложиться к мощам Матроны Московской. Потом я ходила по территории монастыря. Обратила внимания на доску, где кратко рассказывалось о жизни подвижницы, а также прилагались чёрно-белые фотографии, в том числе, тех мест, где она жила.
Деревенский дом. Было такое чувство, что фото сделано в какой-то глуши. Чёрно-белые цвета добавляли фотографиям ещё более унылый вид.
— Вот где жила святая Матрона! — подумала я, разглядывая фото — Деревня! А в то время, наверное, просто глухомань! Теперь это — святое место, потому, что здесь жила праведница, здесь благодать!
Не место делает лучше человека, а человек место своей праведной жизнью: любовью, молитвой. От того, что я поменяю место жительства, точно лучше не стану. Если же я бегу от своего горя в поисках утешения, то не там ищу. И в беде, и в радости нужно быть с Богом. Как поступала святая Матрона.
Я успокоилась. Впервые за долгое время почувствовала облегчение. Словно разжалась во мне какая-то внутренняя пружина, не позволявшая нормально жить и свободно дышать с момента папиной смерти.
Все ответы и решения у Бога. Он — жизнь, Он — утешение и все перемены к лучшему начинаются именно с Него. Иначе откуда ещё брать силы, чтобы пережить боль, чтобы стать лучше, а не наоборот.
Автор: Лана Колосова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM