
Апостол Павел
Евр., 304 зач., I, 10 - II, 3.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Знаете ли вы, дорогие друзья, что от наследства человека могут отстранить — по решению суда — если наследник вёл себя по отношению к наследодателю недостойно? Другими словами, наследование — это вовсе не формальный, механический процесс — а сложный и многогранный.
О том, как обстоит дело с наследованием христианами духовного наследства, оставленного Христом, — и пойдёт речь в отрывке из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Евреям, который сегодня читается за богослужением в православных храмах.
Глава 1.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
Глава 2.
1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,
Итак, апостол Павел призывает христиан быть предельно, особо внимательными к тому, чтобы не лишиться завещанного им Христом наследства. При этом апостол усиливает значимость проблемы, приводя для сравнения духовные силы — ангельский мир — который при всей своей мощи и значимости всё же не является наследником Божественных обетований. Ангелы — всего лишь служебные, сопровождающие этот процесс передачи наследства, силы — а вовсе не субъекты наследования.
В чём же заключается ценность этого ожидаемого христианами наследства? Чтобы разобраться в этом вопросе, надо вспомнить очень простую деталь: для получения наследства тот, кто его передаёт, должен умереть. И тогда всё то, что ему принадлежало, переходит наследникам согласно закону. Но чем же обладал Иисус Христос, что могло бы представлять собой ценность именно в плане наследования? Ведь, как мы знаем из Евангелия, Иисус был нищим бродячим проповедником, и ни о каком владении чем бы то ни было и речи не могло идти?
Самое главное, чем обладал Иисус Христос, — это его Сыновство. Он — не просто человек, один из миллиардов, рождённых за всю историю. Он — Сын Божий, Слово Небесного Отца, соединившееся с человеческой природой, воспринявшее в Себя человечество как таковое. Богосыновство Иисуса и является самым главным сокровищем, которое и представляет собой основной интерес для потенциальных наследников. Ведь Сын — в силу родства Отцу и Своей единственности, отсутствия других детей — имеет доступ абсолютно ко всему, чем обладает Его Отец.
Мы подходим с вами к очень напряжённой, даже пронзительной мысли. Чтобы её раскрыть, необходимо вспомнить песнопения Страстной Седмицы, последней недели перед Пасхой, а особенно песнопения, посвящённые Крестным страданиям. В этих исполненных трепетного ужаса гимнах рефреном повторяется в разных образах одна и та же мысль: Бог, невероятный, всесильный, всеблагой, создавший весь этот мир и всю жизнь на земле, и человека — «днесь висит на Древе», то есть убивается руками тех, кого Он Сам же и создал! Бог входит в совершенно недоступное Ему состояние смерти — через воспринятое Им человеческое тело — и в этом смысле можно сказать, что Бессмертный Бог умирает на Кресте — как бы парадоксально это ни звучало.
Сын Божий умирает — и через это делает возможным наследование Его Богосыновства теми, кто является его «родственниками». А принятие в «родство» Иисусу Христу происходит так же, как и в обычной жизни — через рождение. Но только рождение не «по плоти», а «по духу», которое и совершается в Таинстве Крещения.
Итак, все, кто крещен во Христа, — и являются наследниками Его Богосыновства. Но это наследование — не безусловное: как и в гражданском праве, если наследник проявил себя по отношению к наследодателю недостойно, порочно, преступно — он не сможет вступить в права наследства.
Вывод, к которому побуждает нас апостол сегодня, предельно очевиден: неужели какая-то временная «сладость греха» может оказаться для нас желаннее, чем перспектива сонаследовать всё то, чем обладает Сын Божий — Христос Спаситель?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов

Деян., 3 зач., II, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первый век существования христианства нередко называют веком экстраординарных, то есть чрезвычайных духовный дарований. Дух Божий действовал через верующих во Христа с такой силой, что это было видно окружающим. Пожалуй, один из самых ярких даров Святого Духа, который появился у апостолов в день Пятидесятницы, — это способность говорить на иностранных языках. Существует ли такая практика в современной Церкви? Или же это явление, которое давно кануло в лету? Чтобы ответить на этот вопрос, можно приглядеться к тому отрывку из второй главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Согласно иудейскому закону, через семь недель после Пасхи наступал праздник Пятидесятницы. Ветхозаветная Пятидесятница была установлена в честь первых плодов, поскольку в этот день оканчивалась жатва, которая начиналась сразу после Пасхи. Кроме того, с этим событием было связано воспоминание о даровании Израильскому народу закона на горе Синай. Праздник Пятидесятницы был одним из самых важных в иудейском календаре наряду с праздником Пасхи и Кущей. В этот день было принято совершать паломничество в Иерусалим для участия в торжествах.
Именно поэтому проповедь апостолов услышало так много иностранцев. Это были иудеи языческого происхождения из разных уголков древнего мира, которые пришли в столицу Израиля помолиться в Иерусалимском храме. Поразительно то, что ученики Христовы общались с ними без переводчиков. Однако все люди прекрасно понимали, о чём идёт речь. Более того, Писание говорит, что каждый слышал проповедь на своём собственном языке, на своём родном наречии.
И это, безусловно, удивительный момент. Он до сих пор порождает множество недоумений среди читателей. Многие пытаются понять и объяснить, как это произошло технически. Тот, кто учил китайский или же английский языки, знает, как долго приходится работать, чтобы добиться чистоты произношения. Чистая артикуляция требует постепенных физиологических изменений в гортани, которая приспосабливается под фонетику иностранного языка. Как такой артикуляции добиться в один миг? Кроме того, другой язык — это другая картина мира. Это другой опыт, который также формируется не в мгновение ока. Это происходит медленно, с самого рождения. Может ли сознание человека сразу обработать и органично усвоить такой массив данных?
Именно по причине сложности этих вопросов христианские богословы уходят от прямого ответа на них. Как это произошло технически не так важно. Важно то, что благодаря действию Святого Духа евангельская весть стала передаваться от сердца к сердцу. Дух Святой воспламенил сердца учеников Христа. И они передали этот огонь слушателям. И теперь их сердца загорелись с той же силой, что и у апостолов. Вот она суть произошедшего. Ведь все мы прекрасно знаем, что можно говорить с людьми на одном языке, но быть при этом разделёнными пропастью непонимания. И, напротив, можно молчать, однако прекрасно общаться лишь одними взглядами. Или просто достаточно быть рядом. Наше сердце устроено так, что улавливает энергию любви. Оно настроено на эту частоту. Это и есть тот универсальный язык, на который оно живо откликается и прекрасно его понимает.
А потому мы можем не знать, как конкретно технически происходила проповедь апостолов. Но мы можем быть твёрдо уверены в том, какая духовная закономерность проявила себя здесь в полную силу. Это и есть ответ на вопрос: можно ли в современной Церкви получить дар Святого Духа, говорения на иностранном языке. Безусловно можно. Все мы в той или иной степени его получаем, когда исполняем Христовы заповеди. Они помогают нам преодолеть барьер отчуждения, чтобы наша любовь к окружающим беспрепятственно изливалась от сердца к сердцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Истина в религии, философии и жизни»

Гость программы — Илья Докучаев, профессор, доктор философских наук, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания СПбГУ.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Реабилитация после инсульта для Алексея Смирнова

Ещё год назад Алексей с Инной друг друга не знали. Но случайная встреча в дружеской компании навсегда изменила их жизнь. Оба ощутили себя родными друг для друга людьми и с тех пор больше не расставались. И даже сейчас, когда Алексей лежит в больнице без возможности двигаться и говорить, они по-прежнему вместе. В перерывах между работой Инна ухаживает за любимым человеком.
Этой зимой, перед самым Новым годом, у молодого мужчины случился инсульт. С тех пор он находится в стационаре. Инна каждый день приходит к супругу, делает массаж, помогает ему менять положение тела, разговаривает с ним. И результат есть! Алексей уже начал понемногу шевелить руками и ногами, пытается удерживать шею. Чтобы как-то подбодрить супруга, Инна радует его не только ласковым словом и заботой, но и цветами. В ответ на это он улыбается, как может, и изо всех сил сжимает в руке летний букетик цветов от любимой.
Врачи говорят, что Алексею непременно нужна полноценная реабилитация. Она позволит мужчине сделать рывок в восстановлении и хотя бы немного обрести самостоятельность.
Инна уверена, что вместе они смогут многое преодолеть, только сейчас им важна поддержка. Полностью оплатить дорогостоящую реабилитацию семья не в силах.
Сбор для помощи Алексею Смирнову открыт на сайте фонда «Люди-маяки». Вы можете принять в нём любое посильное участие и оставить добрые пожелания для Алексея.
Для быстрой помощи, перейдите по ссылке и отсканируйте код
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов