Близился Новый 1946-й год — первый послевоенный. В большом зале Тюменского музыкального училища шла генеральная репетиция праздничного концерта. Участвовали лучшие самодеятельные артисты. Среди них был молодой лейтенант Евгений Матвеев. Выпускник школы актёров при Киевской киностудии, один из любимых учеников самого Довженко, Евгений с детства мечтал связать свою жизнь со сценой. Однако эти планы пришлось отложить, когда началась Великая Отечественная война.
Евгений стоял за кулисами и ждал своего выхода. На сцене девушка пела красивый старинный романс. Матвеев заслушался. А после выступления сделал комплимент чистому голосу певицы. Девушку звали Лида. Она рассказала, что окончила Киевскую консерваторию по классу вокала. «Я тоже в Киеве учился!» — обрадовался Евгений. Репетиция закончилась, но им не хотелось расставаться. Словно давние знакомые, они делились друг с другом воспоминаниями и планами. Радовались тому, что война, наконец, закончилась. И можно попробовать реализовать свои творческие мечты.
Вечером, в общежитии, молодой человек думал о Лиде. Ему вдруг вспомнились слова деда, церковного старосты, человека глубоко религиозного. Как-то раз ему, ещё мальчишке, дед сказал: «Вырастешь, невесту будешь выбирать — не на лицо смотри, а на душу. Истинная красота — внутри». Лида была очень симпатичной. Но Евгений точно знал: его привлекли не только прекрасные глаза и улыбка. Девушка излучала душевное тепло и доброту. И Евгений всем сердцем потянулся к ней.
Они поженились в апреле 1947-го. К тому времени Матвеев устроился в труппу Тюменского драматического театра. Лидия приобрела известность в качестве солистки областной филармонии. В Тюмени у супругов родилась дочь Светлана.
Как-то раз во время гастролей Евгения заметил один из режиссёров Малого театра. Оценил талант молодого провинциального актёра... и пригласил на работу в столицу. Открывались большие перспективы. Узнав обо всём, Лида сказала: нужно ехать. Уволилась с работы и последовала за супругом. «Жена принесла тогда ради меня большую жертву. Ведь она была настоящей примой, а поехала за мной в никуда», — говорил Евгений Семёнович.
В столице супругам первое время пришлось пожить и в гостиницах, и в коммуналках. И везде Лидия Алексеевна старалась создать домашний уют, окружала мужа заботой. В Москве у Матвеевых родился второй ребёнок — сын Андрей. Евгений тем временем начал сниматься в кино и очень скоро стал известным киноактёром. Лидия помогала супругу: составляла график съёмок, отвечала на письма зрителей. «Она отдавала мне столько душевного тепла и поддержки!» — вспоминал Евгений Семёнович. Актёр платил жене беззаветной преданностью: девушки со всего Советского Союза писали ему письма с признаниями в любви. Партнёршами по съёмочной площадке были самые красивые актрисы. Но для Матвеева существовала только одна женщина — его жена, его дорогая Лида. Дочь, Светлана Евгеньевна, вспоминала, что они с младшим братом выросли в атмосфере любви и доброжелательности и ни разу в своей жизни не слышали, чтобы отец повысил голос на мать или чтобы она выговаривала ему за что-то.
Но однажды случилась беда: на съёмках картины «Поднятая целина» Евгений упал с лошади и получил серьёзную травму позвоночника. Год он пролежал в постели. Получил инвалидность. Врачи говорили, что о сцене и съёмках теперь не может быть и речи. От этого Матвеев страдал сильнее, чем от физической боли. Но Лидия Алексеевна верила, что её муж преодолеет недуг. Ухаживала за ним, подбадривала, воодушевляла. Евгений Семёнович выздоровел и смог вернуться к работе.
В середине 90-х супруги отправились в путешествие на Святую Землю. Побывали в храме Гроба Господня. После этой поездки Евгений Семёнович стал внимательно читать Библию, которую не открывал с раннего детства. «Когда я умру, хочу, чтобы меня отпевали в церкви», — сказал он однажды жене. Лидия Алексеевна тогда на мужа поворчала — с чего вдруг о смерти заговорил? А Евгений Семёнович словно что-то предчувствовал. В 2003 году он вдруг слёг. Сильно кашлял. Думали — воспаление лёгких. Оказался рак в последней стадии. Матвеев уходил на руках у жены. В последний миг он видел перед собою лицо любимой Лидочки. И успел сказать ей, как сильно всю жизнь её любил.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Деяния святых апостолов
Деян., 18 зач., VIII, 5-17.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Самое трудное, что человек должен преодолеть, — это самого себя», — писала в своём дневнике последняя русская императрица Александра Фёдоровна Романова. Иногда задача преодоления себя стоит не только перед отдельным человеком, но и перед целым народом. И отрывок из 8-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня утром во время литургии, рассказывает нам о данном непростом шаге. Давайте послушаем.
Глава 8.
5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа.
6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.
7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.
8 И была радость великая в том городе.
9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.
10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.
11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.
12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.
13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.
14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.
16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
Мы с вами услышали, как диакон Филипп, служитель и проповедник Иерусалимской церкви, отправляется в Самарию с проповедью. Между иудеями и самарянами к тому времени вот уже несколько веков имелась жуткая вражда. Самаряне не заходили на территорию Иудеи. Иудеи же старались во время путешествий держаться подальше от самарянских городов. Христа, например, во время Его земной жизни изгоняли из поселений Самарии.
Филипп отправляется во враждебные земли не сам по себе. Он стремится с благословения Церкви исполнить поручение Спасителя — идти и просветить людей, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Нельзя сказать, что порученная Филиппу миссия воспринималась им как что-то радостное и лёгкое. Иудеи в течение веков жили в культурной и религиозной самоизоляции. Иноверцы воспринимались ими как враги.
Но и тут особое место занимали самаряне — народ, близкий по крови, но запятнавший себя предательством веры. Когда-то давно этот соседний народ построил у себя собственный храм, где начал поклоняться Богу единому. Подобного простить было нельзя. Во всяком случае, раньше. Теперь же настали совершенно иные времена.
Филипп приходит в Самарию, проповедует и собственными глазами видит настоящее чудо. Его слушают, его принимают, вражда сходит на нет. Многие самаряне принимают от его рук крещение, становятся Филиппу братьями и сёстрами по вере. И диакон понимает, что наступил черёд для ещё одного, даже более решительного действия. Он сам не был апостолом, а потому мог только крестить, но не совершать возложение рук — таинство дарования благодати Духа Святого. Через него (это таинство) верующие во Христа становились частью Церкви, носителями дара царственного священства.
Когда-то подобная милость была адресована только ветхозаветным евреям. А теперь право и возможность проповедовать, освящать этот мир словом и делом получают инородцы. Потому что во Христе, как пишет апостол Павел, нет уже ни эллина, ни иудея. Событие, о котором мы услышали в сегодняшнем чтении, напоминает нам, что задача преодолевать комфортные рамки, привычный формат церковной жизни, проповедуя новым людям на понятном языке, стоит и перед нами тоже. Филиппу было страшно и даже неприятно идти в Самарию, но он по указанию Господа пошёл к этим людям и увидел чудо. Если и мы хотим, чтобы через нас совершалось прирастание Церкви новыми людьми, то мы не должны ни к кому не относиться с предубеждением, мы призваны смотреть не на лица, а на сердца, помня, что Бог всякому человеку желает спастись и прийти в познание истины.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Беседная икона Божией Матери
В 1383 году жители России люди наблюдали необъяснимое явление: по воздуху над городами и весями чудесно перемещался образ Божией Матери. Очевидцы отмечали, что святыня «шествовала по воздуху светозарно», то есть была окружена сиянием. Парящую икону заметили сначала неподалёку от Смоленска, затем над погостом на реке Оять под Вологдой. И наконец, обрели опустившейся на землю в селении Тихвино, близ Великого Новгорода.
Явленный образ Богородицы стали именовать Тихвинским. Он как две капли воды оказался схож с древней Влахернской иконой Богородицы. Это святое изображение Царицы Небесной, созданное ещё апостолом Лукой, хранилось в Константинополе и таинственно исчезло незадолго до обрете́ния святыни в России.
Для чудотворной иконы в селе Тихвино поставили храм в честь праздника Успения Божией Матери. Во время его строительства произошло ещё одно чудо. Пресвятая Богородица явилась местному жителю по имени Георгий и повелела установить на купол церкви не железный, а деревянный крест — в воспоминание того, что Христос был распят на древе. Георгий передал слова Пречистой Девы односельчанам, но ему не поверили. Когда же над храмом стали водружать железный крест, порыв ветра подхватил верхолаза и мягко опустил на землю. После этого церковь увенчали деревянным символом Распятия.
Удивительная история стала частью «Сказания об иконе Богоматери Тихвинской», составленного в конце четырнадцатого века. Чудесное происшествие нашло отражение также в иконописи. Мастер четырнадцатого столетия изобразил Георгия коленопреклонённым перед Богоматерью. Царицу Небесную он представил у подножия ветвистого дерева, покрытого распустившимися цветами. Того самого, из которого был изготовлен Крест Христов — орудие пытки, ставшее знамением победы над смертью.
Икона, посвящённая разговору Царицы Небесной с простым человеком о Кресте, получила название Беседная. Она широко распространилась в России в шестнадцатом-семнадцатом веках. Сейчас самые древние списки Беседного образа хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Историческом музее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Далматская икона Божией Матери
Далматская икона Божией Матери связана с именем преподобного Далмата. От рождения этого святого звали Дмитрий Иванович Мокринский. Он появился на свет в 1594 году в селении Берёзовский острог под Тобольском, в семье казачьего атамана. Став взрослым, и сам служил казаком, создал семью, воспитывал детей. После смерти супруги принял постриг с именем Далмат в Невьянском Спасо-Богоявленском монастыре. Обитель располагалась в тридцати километрах от современного города Алапаевска и до наших дней не сохранилась.
Братия избрала Далмата своим настоятелем. Но смиренный инок отказался. Желая избежать власти и почёта, он тайно удалился из монастыря и поселился отшельником в пещере на берегу реки Исеть. С собой Далмат взял только икону Пресвятой Богородицы. Образ, написанный в начале семнадцатого столетия, отображал исторические события, которые легли в основу праздника Успения, то есть, блаженной кончины Божией Матери.
Иконописец изобразил Пречистую Деву одновременно лежащей на смертном одре и спелёнатой подобно младенцу на руках у Иисуса Христа. Спаситель представлен в центре композиции в сиянии славы. Он пришёл, чтобы принять чистую душу Своей Матери и вознести её на небо. Вокруг центральных фигур — собрание апостолов, которые, согласно Преданию, стали свидетелями завершения земной жизни Царицы Небесной.
Икона Успения Богородицы стала главной святыней монастыря, образовавшегося вокруг кельи преподобного Далмата на реке Исеть. Далматовскую обитель в 1651 году сожгли войска сибирского хана Девлет-Гирея. Образ Божией Матери чудом остался невредимым во время пожара. В 1707 году его торжественно поместили под сводами нового монастырского каменного собора, освящённого в честь праздника Успения.
Икона прославилась чудотворениями с именем Далматская. Ей было установлено празднование 15-го февраля. Каждый год в этот день в Успенский монастырь на реке Исеть съезжались тысячи паломников.
Так продолжалось до революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, насельникам пришлось покинуть родные стены. Уходя, они забрали с собой Далматскую икону Успения Богородицы. С тех пор её местонахождение остаётся неизвестным. Но сохранилось несколько списков древнего образа. Один из них, написанный в девятнадцатом веке, хранится в Знаменской церкви города Барнаула.
Все выпуски программы Небесная Заступница