
Татьяна Любомирская
Дело было в Грузии. Я гостила у своей подруги. В один из дней мы поехали в древнюю столицу этой замечательной страны, Мцхету. Туристы и паломники непременно посещают древний храм Светицховели, что переводится как «животворящий столп». Этот красивый храм величественно возвышается в обрамлении поросших лесом гор и производит действительно сильное впечатление.
У входа на скамейке молча сидела неприметная грузинка средних лет в цветастом шелковом платке, которая охватывала всех пришедших цепким взглядом. Неожиданно ее внимание сосредоточилось на нас. Она вдруг заулыбалась, подошла и решительно подхватила меня под руку.
«Местная сумасшедшая», — решила я.
— Здравствуй, здравствуй! — Заговорила незнакомка, сияя от восторга как золотая монета на солнце. — Сейчас я тебе всё расскажу!
— Что расскажете?
— Всё! Про этот храм! В нем хранится великая святыня! В нем хранится рубашка Христа! Слушай!
И она начала рассказ—экскурсию, водя нас с подругой по этому чудесному храму. Подруга была здесь много раз и конечно знала его историю, но и она внимала нашему проводнику с интересом. Женщина рассказывала так живо и красочно, точно все события тех древних времен происходили на ее глазах.
«Рубашку привез человек один... забыла его имя... и его брат. Хорошие были люди. Они присутствовали там, на распятии Господа, и всё видели. Помнишь, когда воины начали метать жребий, кому достанется одежда Христа? Вот эту самую одежду братья потом выкупили и привезли в Мцхету. Они родом отсюда были. А сестричка их, славная такая девушка... Сидония... ах, как она плакала, когда узнала, что Иисуса убили! Братья наверно не успели узнать о воскрешении, сразу поехали домой. Ну и вот, отдали Сидонии эту рубашку, она с ней замертво и упала. Люди пытались потом вынуть рубашку из рук, много пытались, а не получалось. Пальчики у девчушки, как каменные стали, не выпускали святыню. Так ее и похоронили, с рубашкой Христа в руках. А потом на этом месте выросло дерево, кедр. А уже потом построили этот храм. Кедр срубили, хотели из него столп для храма изготовить. И изготовили. А столп вдруг взял и замироточил. Вот какой великий храм! Ты только представь! Здесь, под землей, лежит рубашка Христа!»
Глаза незнакомки горели ликованием. Ее восторг был столь велик, что мы невольно поддались ее настроению. Храм действительно был величайшей святыней, но почувствовать это в полной мере мне помог именно наш добровольный гид. Прочитав историческую справку в интернете, я бы наверняка испытывала благоговение, но и только. А женщина-экскурсовод заразила меня какой-то детской радостью.
Вообще это очень интересно — наблюдать, как исповедуют одну и ту же веру разные народы. Помните православных арабов, которые с песнями и плясками под бубен встречают схождение Благодатного огня в Храме Гроба Господня? Конечно, сложно представить такое раскованное поведение в наших российских храмах. Как все северные народы, мы сдержаны и серьезны. В церковь приходим, чаще всего, чтобы поплакать о грехах и жизненных невзгодах, а не посмеяться от радости, что Бог даровал нам жизнь и указал путь к жизни вечной.
Но лично мне всегда очень приятно встречать по-настоящему счастливых в своей вере христиан, как та грузинская незнакомка. Она, возможно, была чересчур экзальтированной, но ее радость от пребывания рядом с великой святыней и желание поделиться этой радостью с нами были неподдельными.
Христос Воскресе, братья и сестры! О чем тосковать?
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 114 зач., XIV, 9-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как поступить со своим близким, если в его представлениях о жизни есть то, что меня не устраивает? Как заставить его изменить свои взгляды? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 14.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
Религиозные традиции иудеев и язычников времен апостола Павла накладывали на людей огромное количество ограничений. Жизнь правоверного иудея была регламентирована массой формальных правил и предписаний. Чётко было прописано, что можно было употреблять в пищу, а что нет. Какую работу в какие дни можно совершать, какую запрещено. С кем можно общаться, кого следует избегать. Другими словами, существовал готовый сценарий для каждой бытовой ситуации. У язычников была другая крайность. Если иудеи изнывали под бременем закона, то они томились от духовного рабства. Беснования, одержимости, разного рода безумия, буйства и помешательства были нормой их жизни. Мир язычников был полон враждебных и равнодушных к человеку сил. И для того, чтобы найти защиту от них, они были вынуждены обращаться к этим же силам на невыгодных для себя условиях. Одним словом, дьявол держал их за горло и не давал продохнуть.
На этом фоне христианство было глотком свежего воздуха. С одной стороны, оно освобождало человека от рабства демонам, от страха перед неведомыми силами, в руках которых люди были подобны безвольной и беспомощной тряпичной кукле. С другой, оно дарило свободу от состояния вечного стыда и чувства вины за то, что ты опять не исполнил какой-то очередной ритуал, забыл о каком-то обычае или обряде, или нарушил какое-то предписание устава. Однако не всё так просто. Ведь сознание людей меняется не мгновенно. Поэтому те, кто приходили в Церковь из язычества и из иудаизма, тащили с собой целый ворох суеверий, предрассудков и страхов прежней жизни. Так, из прозвучавшего отрывка мы знаем, что многие из них с особым пиететом относились к ограничениям в еде. Им казалось, что пища, особенно мясная, может осквернить человека. И если воздерживаться от неё, это приблизит к Богу. А потому чрезмерный акцент они делали на строгой аскезе.
Для тех верующих христиан, которые уже на своём опыте прочувствовали, что такое христианская свобода, это выглядело странным, но не более. Проблема в другом. Возможно, на совместных трапезах они ели те продукты, которые ревнители считали нечистыми. Отсюда начинались споры, нестроения, претензии. По этому поводу и звучат слова апостола Павла, которые мы услышали. С одной стороны, он напоминает недавно пришедшим в Церковь о той свободе, которую подарил людям Христос. С другой, он призывает тех, кто вкусил эту свободу, не бравировать ей перед собратьями, которые ещё немощны в своей вере. То есть перед теми, кто ещё частично живёт по своим старым представлениям. Ведь они могут смутиться и просто отойти от Церкви и Спасителя. Поэтому Павел и говорит: «Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер».
И, наконец, обращаясь ко всем, апостол напоминает, что Царство Божие не есть результат точного исполнения ритуалов и обрядов. Его непосредственной причиной не является строгое соблюдение формальных правил и предписаний. Главное условие приближения Царства — когда мы понуждаем себя поступать с ближними по любви. То есть стараемся снисходить к их немощам, даже если их обычаи и уклад жизни нам непонятны, а, возможно, и неприемлемы. Поэтому и начинает своё слово апостол с напоминания о том, чтобы мы не судили друг друга, но сосредоточились на работе над собой. Именно за такое расположение души Бог даёт нам Духа Святого, Который, по словам Павла, дарит нашей душе праведность, мир и радость. Открывает для нас Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать программу «Помощь семье»

Фонд «Настенька» помогает тяжелобольным детям со всей России, которые проходят лечение в Москве, а также их близким. В том числе, оплачивает проживание в столице и проезд до больниц и обратно домой.
13-летний Максим и его семья тоже получают поддержку фонда. Живут они в небольшом селе в Ставропольском крае. Два года назад их мирную жизнь и радость от появления второго ребёнка развеяла новость о болезни Максима. Подросток жил активно и чувствовал себя прекрасно. А потом внезапно стал хромать. На осмотре у врача выяснилось, что у ребёнка — опухоль в ноге.
Затем последовало долгое лечение в Москве: курсы химиотерапии, операция на левой ноге и установка протеза. Когда настало время забирать Максима домой, в Ставрополье, у родителей возникли финансовые сложности с покупкой авиабилетов. В тот момент на помощь им пришёл фонд «Настенька».
Как правило, почти все ресурсы семей, в которых тяжело болеют дети, уходят на оплату дополнительных лекарств и анализов. Поэтому поддержка в виде покупки авиабилетов для многих родителей так важна.
Сейчас Максим дома. Для него огромное счастье быть снова вместе с родными. Он набирается сил и с радостью играет с младшей сестрой. Малышка весело командует: «Беги!» и Максим делает вид, что убегает. А довольная сестрёнка легко его догоняет и крепко-крепко обнимает.
Хотя болезнь отступила, каждые три месяца родители привозят Максима на обследование в Москву. И фонд «Настенька» по-прежнему помогает им с оплатой авиабилетов.
Сегодня и у нас есть возможность поддержать семьи из разных регионов страны. Чтобы они прошли трудный путь лечения и вернулись домой с самой главной в жизни победой. Помочь семьям можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия А.С. Хомякова и И.В. Киреевского». Константин Антонов

У нас в студии был заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, доктор философских наук Константин Антонов.
Разговор шел об известных русских философах 19го века Алексее Степановиче Хомякове и Иване Васильевиче Киреевском, в частности об их размышлениях о Церкви и соборности.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер