Помните знаменитый афоризм польского писателя Ежи Леца, что «у каждого века есть свое средневековье»? В этой фразе слово «средневековье» олицетворяет нечто ужасное, темное и зловещее, что заставляет память краснеть и чего следует по-настоящему стыдиться. Даже в обыденной нашей жизни нечто жестокое, отсталое или глупое мы часто называем средневековьем. Вот, предложил какой-то депутат запретить сторублевую купюру и тут же в прессе звучит: «безусловно, это какое-то Средневековье, как это еще назвать». Умертвили в датском зоопарке несчастного жирафа, и всё туда же: «казнь жирафа, это средневековье какое-то». Передает Президент список Иверской иконы Божьей Матери, который долгие годы хранился в Государственном историческом музее, Русской Православной Церкви, и вновь очередной блогер постит в своем ЖЖ: «Это уже какое-то средневековье».
Откуда же в нашем сознании устойчивое клише, что средние века – это период исключительного мракобесия? На мой взгляд термин «темное средневековье» – не просто литературный штамп, это целая традиция, смысл которой в том, чтобы как можно мрачнее представить историю Европы того периода, когда христианство и Церковь играли существенную роль. Поэтому стоит поподробнее разобраться в этом вопросе.
Впервые термин «темные века» применительно к данному периоду времени употребил знаменитый Петрарка, гуманист живший в XIV столетии. Век гуманистов был не только временем расцвета университетов, веком зарождения научной мысли, но и временем, когда было модно, по емкому выражению Лосева «объясняться в любви к Античности». А Античность, как известно, это культура Рима, философия Греции, искусство языческого пантеона и любование телесно-чувственной стороной жизни. В общем, все то, в содержание, а иногда и в сущность чего христианство внесло свои коррективы. Гуманисты были «по уши влюблены в Античность», поэтому, весьма нелестно оценивали перспективы христианской культуры, отдавая предпочтения Античности.
В XV веке итальянский гуманист и историк Флавио Бьондо придумывает уже само понятие «Средние века». Его гипотеза заключалась в следующем: когда-то было время блистательной Античности, подлинный рассвет искусств, эротический культ, воспевающий красоту человеческого тела и чувственные удовольствия, а затем пришло христианство, которое существенно изменило античные идеалы и упразднило пантеон. Поэтому период христианской истории – это бессмысленная эпоха, да что там эпоха, так, ни рыба, ни мясо, нечто среднее, одним словом – «средневековье». И вот ныне, мечтает Бьондо, время «глада и мора» проходит, наступает время возрождения античных идеалов, наступает Ренессанс. Таким образом, период между упадком века Античности и Возрождением его идеалов получил название «Средние века». Переводя с культуртрегерского на общедоступный, это слово означало впустую потраченное время, которое даже имени нормального недостойно. Мы сейчас совершенно это не чувствуем, но тогда, в XIV-XV веках, в самом наименовании «средние века» уже содержалась какая-то высокомерная брезгливость и антипатия.
А в XVII веке это трехчастное деление истории повсеместно распространяет по университетским аудиториям немецкий ученый Андреас Целлариус. Конечно, какое-то время научная среда негативно оценивала подобное охаивание веков, которые дали миру схоластику, ганзейский союз, первые университеты, первый парламент, рыцарский роман, готический стиль и печатный станок. Но, как часто и бывает, сопротивление было слабым, кличка прилипла, операция прошла успешно. В мировой культуре десять веков христианской истории, культуры, искусства и науки были дискредитированы и получили неблагозвучный литературный штамп.
Конечно же, в Средние века был и мор, и антисанитария, и разбойники на дорогах, и даже аутодафе. Но, во-первых, расцвет пресловутой Инквизиции и «охоты на ведьм» все-таки приходятся на Ранний период Нового времени. Во-вторых, по этой логике, изобретение электрического стула, газовой камеры, биологического и ядерного оружия – делает наше время гораздо темнее самых темных веков. А в-третьих, тоже самое ведь можно сказать и об Античности. Достаточно почитать «Историю уродства» Умберто Эко. Ни гуманизм, ни искусства не делают век лучше или кровь белее. У каждой эпохи есть как темные, так и золотые страницы. Поэтому у Средневековья эти страницы ничуть не хуже, чем у предыдущих или последующих веков. Достаточно вспомнить, что только за одно столетие, с XII по XIII века, было сделано столько открытий в медицине, географии и точных науках, сколько не было сделано за предыдущие 1000 лет. Были изобретены очки, компас и астролябия, механические часы и артезианская скважина, появляется готический стиль, происходят революции в судостроении и средствах производства. В это же время экспедиция Джованни Карпини в Каракорум, поддержанная Римским папой, расширяет карту мира до восточных пределов Евразии, а братья Вивальди предпринимают первую попытку исследовать Атлантический океан. Также впервые изучаются африканские государства, находящиеся за пустыней Сахара, происходят путешествия знаменитого Марко Поло, а францисканский монах-путешественик Гийом де Рубрук открывает Центральную Азию. В результате экспедиций Европа впервые узнает о шелке и порохе. Я уже не говорю о появлении рыцарского романа, схоластики и «бритвы Оккама», как важнейших литературных, философских и методологических явлениях. И это только за один век! Так что «темным» средневековье были едва ли.
Почему мне показалось важным сегодня сказать об этом? Да потому что так сложилось, что сегодня на Западе, да и нередко в России, «средневековье» идет в тесной связке с христианством. Многие европейские политики, СМИ, либеральная часть общества, говоря о христианской истории Европы, в первую очередь вспоминают «темное средневековье», под которым непременно подразумевают крестовые походы, инквизицию и научную неразвитость. В Европе есть политические силы, которые пытаются через демонизацию Средних веков устранить Церковь из жизни общества, дискредитировать ее культурную значимость, свести ее исторический вклад к ужасам средневековья. Поэтому, говоря о роли христианства в истории Европы, мне кажется, важно помнить, что неприятные страницы есть у каждого века и производятся они, зачастую, людьми совершенно чуждыми христианских принципов. А во-вторых, если честно и непредвзято посмотреть на средневековую культуру, науку и искусство, в целом на все прекрасное, ценное и новое, что породила европейская цивилизация, то не трудно заметить, что источником этого вдохновения было именно христианство, творческий порыв которого зиждится на вечных словах Христа: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Этот закон действовал и в Средние века, актуален он и сегодня.
Псалом 143. Богослужебные чтения

В каких делах мы должны призывать Бога на помощь? А в каких Его участие необязательно? Ответ на этот вопрос находим в 143-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 143.
Давида. [Против Голиафа.]
1 Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани,
2 милость моя и ограждение моё, прибежище моё и Избавитель мой, щит мой, — и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой.
3 Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нём, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?
4 Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень.
5 Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся;
6 блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их;
7 простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных,
8 которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи.
9 Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе,
10 дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча.
11 Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи.
12 Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах.
13 Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших;
14 да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.
15 Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
Филистимляне были язычниками, которые жили на территории Палестины и долгое время досаждали богоизбранному народу. Однажды филистимская армия вторглась в пределы еврейского государства. Царь Саул выдвинул навстречу неприятелю свою силу. Два войска встретились и расположились друг перед другом в боевой готовности. Ни та, ни другая сторона не решалась первой ступить в бой. Тогда из лагеря филистимлян вышел воин по имени Голиаф. Он приблизился к израильским отрядам и потребовал, чтобы евреи выставили против него своего богатыря для схватки. Кто одолеет, того войско и будет победителем в противостоянии.
Никто не решался принять вызов. Дело в том, что Голиаф отличался нечеловеческой силой и огромным ростом. Писание говорит, что в нём было шесть с половиной локтей. То есть около двух метров и 80-ти см. Он был одет в броню, вес которой составлял пять тысяч сиклей меди. То есть около 57 кг металла. Один только наконечник копья, которым был вооружён Голиаф, весил 600 сиклей железа, то есть около 7 кг. Не человек, машина для убийства. Немудрено, что из еврейских воинов никто не вышел. Лишь один юноша по имени Давид принял вызов Голиафа. У Давида не было доспехов. Он был простой пастух. И его единственным оружием была праща — простая верёвка с петлёй для камня на конце. Однако при её помощи он совершил немыслимое — в мгновение ока одолел великана.
Псалом, который мы услышали, посвящён воспоминанию об этом событии. Давид приписывает свой подвиг не столько собственным силам, сколько Божественной поддержке и сверхъестественному вдохновению. По его словам, Бог управлял его действиями: «Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои — брани, ...щит мой, — и я на Него уповаю». И далее Давид продолжает. Не только в сражении с Голиафом ему помог Господь, но и в не менее сложных делах. В первую очередь — в управлении государством. «Он подчиняет мне народ мой», — пишет Давид.
На этом псалмопевец не останавливается. Он рассуждает о том, кем является человек без этой поддержки свыше? «Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень». То есть без Бога и Его Духа удел человека печален. Его жизнь хрупка и мимолётна. Она проносится, как лёгкий ветерок. Или же, скорее, напоминает бледную тень, которая исчезает после захода солнца.
Мы можем сказать: где мы, а где Давид? Он великий герой. И очевидно, что для таких значимых подвигов ему требовалась особая помощь. Нас это не касается в такой степени. Наша жизнь намного прозаичней, и задачи, которые стоят перед нами, скромнее. Однако Новый Завет подчёркивает и даже усиливает идею псалма. Апостол Павел ставит повседневную жизнь человека в прямую зависимость от Духа Божия. «Мы Им живём и движемся, и существуем», — говорит он. А Христос в Евангелии прямым текстом заявляет Своим ученикам: «без Меня не можете делать ничего». Так, Писание напоминает: то, как мы себя ощущаем в этом мире, напрямую зависит от нашей связи с Творцом. А потому нашей главной повседневной заботой должно быть то, как эту связь усилить и поддерживать. Ведь кто знает, какие подвиги и свершения Господь предопределил нам совершить?
Псалом 143. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 143. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 143. На струнах Псалтири
1 Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани,
2 милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой, — и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой.
3 Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?
4 Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень.
5 Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся.
6 Блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их.
7 Простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных,
8 которых уста говорят суетное, и которых десница — десница лжи.
9 Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе,
10 дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча.
11 Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное,
и которых десница — десница лжи.
12 Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах.
13 Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших;
14 да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.
15 Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
2 апреля. О творчестве Ганса Христиана Андерсена

Сегодня 2 апреля. В этот день в 1805 году родился датский писатель Ганс Христиан Андерсен.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Перу Ганса Христиана Андерсона принадлежат более чем 170 сказок и историй, многие из которых признаны шедеврами мировой литературы. На сказках Андерсона во многих странах мира было воспитано не одно поколение детей и подростков. Его произведения положены в основу фильмов, мультфильмов, спектаклей и музыкальных постановок. Миллионы читателей хранят в памяти истории про Стойкого оловянного солдатика, Оле Лукойе, Русалочку, Свинопаса, Диких лебедей. Андерсон искал себя в разных видах творчества, пока не понял, что его призвание — сочинять сказочные истории. «Вы обладаете драгоценной способностью находить жемчуг в каждой канаве», — сказал Андерсону его современник-поэт Ингеман. Многие сказки Андерсона звучат как библейские притчи. Да и все его творчество можно оценивать как художественную проповедь христианского взгляда на мир и на отношения между людьми. Готовая на самопожертвование Герда из «Снежной Королевы» или герой сказок «Девочка со спичками», «Цветы маленькой Иды», «Девочка, наступившая на хлеб». Они говорят нам о присутствии Божьего промысла в жизни человека, о его ответственности перед ближними. И даже самые печальные сказки великого датчанина исцеляют души и дарят надежду своим читателям.
Все выпуски программы Актуальная тема