
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 115 зач., XIV, 19-26.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Хотя пост для многих из нас в первую очередь ассоциируется с пищевой дисциплиной, ни для кого не секрет, что цели его с пищей напрямую не связаны. Более того, за последние годы бесчисленное множество раз самыми разными людьми говорилось и говорится, что пост не нужно путать с диетой. И всё же, соглашаясь со всеми этими словами в своём сознании, многие верующие внутренне переживают о вопросах, связанных с пищей, и не могут осмыслить свою меру поста так, чтобы на ней остановиться. Вопрос меры сложный, но отчасти ответ на него звучит в отрывке из 14-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 14.
19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.
24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,
25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,
26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.
Конечно, прямого ответа на вопрос, какая пища и в каком количестве необходима каждому из нас во время наступающего поста, мы в услышанном отрывке не найдём. Из обращения к контексту и внимательного чтения слов апостола Павла становится понятно, что хотя он и говорит о еде, упоминает он её не ради уточнения постной дисциплины, которую, к слову сказать, ни разу в своих посланиях не обсуждает... Апостол говорит о пище, объясняя ученикам, как им относиться к некоторым запретам из закона Моисеева. Как многие знают, в этом законе продукты были разделены на чистые и нечистые. Первые иудеям были разрешены, в то время как вторые строго запрещены. Проблем не возникало до тех пор, пока иудеи жили своим закрытым сообществом и исполняли нормы, воспринятые ими от предков. Первые христиане также были иудеями и для них в законе не было чего-то непривычного. Однако, когда к вере во Христа стали обращаться бывшие язычники, встал вопрос о богословском содержании запретов и они были осмысленны как временные и дисциплинарные. Многие христиане охотно восприняли новый подход, так как в этой новизне и уходе от ветхого формализма, видели подлинную христианскую свободу. Другие, по разным причинам, продолжали беспокоиться по поводу пищевых вопросов.
Если речь о ситуации, которая совершенно не связана с постом, стоит ли вообще искать ответ на поставленный вопрос в этом тексте, спросит кто-нибудь? На самом деле стоит. Конечно, пост не про еду, — говорят одни. Но и про еду тоже, — отвечают другие. Зачем весь этот формализм, говорят первые? Вы заботитесь не о свободе, но просто хотите потакать собственному чреву, говорят вторые. Спор времён апостола Павла содержательно о другом и имеет мало отношения к посту и постной дисциплине. Но, в то же время, он о том же самом: о том, как соотносятся формы религиозной жизни с религиозной же свободой. И здесь, с одной стороны, для него, как для свободного, очевидно, что дело не в форме, потому что характер пищи имеет второстепенное значение. С другой стороны, он считает необходимым снисходить к тем, кто не достиг его меры понимания и проявлять внимание к вещам формальным, потому что в этом внимании будет выражаться любовь к тем, для кого эти формальные вещи всё ещё важны. Впрочем, и мнительного человека, который всё время сомневается в правильности своего пути, апостол призывает в какой-то момент остановиться и довериться Богу, который смотрит не на форму исполнения, а на состояние сердца. Наконец, самое главное, что и тех, и других, апостол призывает меру строгости пищевой дисциплины определять взаимной пользой. То есть цель не столько в том, чтобы просто проявить благочестие или исполнить закон, а в том, чтобы позаботиться о благе ближнего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема