
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 115 зач., XIV, 19-26.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Хотя пост для многих из нас в первую очередь ассоциируется с пищевой дисциплиной, ни для кого не секрет, что цели его с пищей напрямую не связаны. Более того, за последние годы бесчисленное множество раз самыми разными людьми говорилось и говорится, что пост не нужно путать с диетой. И всё же, соглашаясь со всеми этими словами в своём сознании, многие верующие внутренне переживают о вопросах, связанных с пищей, и не могут осмыслить свою меру поста так, чтобы на ней остановиться. Вопрос меры сложный, но отчасти ответ на него звучит в отрывке из 14-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 14.
19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.
24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,
25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,
26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.
Конечно, прямого ответа на вопрос, какая пища и в каком количестве необходима каждому из нас во время наступающего поста, мы в услышанном отрывке не найдём. Из обращения к контексту и внимательного чтения слов апостола Павла становится понятно, что хотя он и говорит о еде, упоминает он её не ради уточнения постной дисциплины, которую, к слову сказать, ни разу в своих посланиях не обсуждает... Апостол говорит о пище, объясняя ученикам, как им относиться к некоторым запретам из закона Моисеева. Как многие знают, в этом законе продукты были разделены на чистые и нечистые. Первые иудеям были разрешены, в то время как вторые строго запрещены. Проблем не возникало до тех пор, пока иудеи жили своим закрытым сообществом и исполняли нормы, воспринятые ими от предков. Первые христиане также были иудеями и для них в законе не было чего-то непривычного. Однако, когда к вере во Христа стали обращаться бывшие язычники, встал вопрос о богословском содержании запретов и они были осмысленны как временные и дисциплинарные. Многие христиане охотно восприняли новый подход, так как в этой новизне и уходе от ветхого формализма, видели подлинную христианскую свободу. Другие, по разным причинам, продолжали беспокоиться по поводу пищевых вопросов.
Если речь о ситуации, которая совершенно не связана с постом, стоит ли вообще искать ответ на поставленный вопрос в этом тексте, спросит кто-нибудь? На самом деле стоит. Конечно, пост не про еду, — говорят одни. Но и про еду тоже, — отвечают другие. Зачем весь этот формализм, говорят первые? Вы заботитесь не о свободе, но просто хотите потакать собственному чреву, говорят вторые. Спор времён апостола Павла содержательно о другом и имеет мало отношения к посту и постной дисциплине. Но, в то же время, он о том же самом: о том, как соотносятся формы религиозной жизни с религиозной же свободой. И здесь, с одной стороны, для него, как для свободного, очевидно, что дело не в форме, потому что характер пищи имеет второстепенное значение. С другой стороны, он считает необходимым снисходить к тем, кто не достиг его меры понимания и проявлять внимание к вещам формальным, потому что в этом внимании будет выражаться любовь к тем, для кого эти формальные вещи всё ещё важны. Впрочем, и мнительного человека, который всё время сомневается в правильности своего пути, апостол призывает в какой-то момент остановиться и довериться Богу, который смотрит не на форму исполнения, а на состояние сердца. Наконец, самое главное, что и тех, и других, апостол призывает меру строгости пищевой дисциплины определять взаимной пользой. То есть цель не столько в том, чтобы просто проявить благочестие или исполнить закон, а в том, чтобы позаботиться о благе ближнего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 сентября. О признаках лжеапостолов

В 11-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых».
О признаках лжеапостолов — протоиерей Владимир Кашлюк.
Апостол Павел предупреждает о серьёзной духовной опасности — появлении лжеапостолов, которые искусно маскируются под истинных служителей Христовых.
Лжеапостолы распознаются по следующим признакам. Первое: они являются лукавыми делателями, которые только кажутся созидающими, но на самом деле разрушают насаждённые истинные учения. Второе: притворяются апостолами Христовыми, принимая их внешний вид и образ, то есть действуют как волки в овечьей шкуре. И третье: действуют лицемерно и обманчиво, скрывая свои истинные намерения под личиной истины.
Важно напомнить, что сам Сатана умеет принимать вид Ангела Света, поэтому неудивительно, что его служители маскируются под служителей правды.
Последствия общения с лжеапостолами могут быть губительными для души, поэтому важно сохранять бдительность и распознавать их по плодам их учения и жизни.
Истинные служители Христовы, в отличие от лжеапостолов, действуют открыто, не искажают Слово Божие и проповедуют Христа, а не себя.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 сентября. О трудах и подвиге Священномученика Иринея, епископа Лионского

Сегодня 5 сентября. День памяти Священномученика Иринея, епископа Лионского, пострадавшего за Христа в 202 году.
О его трудах и подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Ириней был епископом, философом, богословом и мучеником. Он был усечён мечом за веру во Христа в правление императора Септимия Севера в самом начале III века.
Среди всех древних святых празднование в честь Иринея, несомненно, одно из самых важных. Ведь он был первым по времени отцом Церкви и богословом-догматистом в истории. Его труды и учения стали олицетворением того славного времени, когда все христиане ожидали скорого возвращения Господа во Втором пришествии.
Сведения о жизни Иринея дошли до нас благодаря церковной истории Евсевия Кесарийского, святому Иерониму и Григорию Турскому, а также благодаря его собственным произведениям, главным из которых была книга «Против ересей».
Святой Ириней боролся с гностиками. Опасность гностицизма заключалась в том, что, в отличие от римского язычества, гностицизм не пытался бороться с Церковью, а наоборот, старался использовать её для своих целей. К подлинным Евангелиям гностики примешивали свои собственные писания.
При этом они не обладали каким-либо видимым единством организации. По сути, они стали прототипом всей последующей эзотерики, оккультных и магических, по сути, представлений, которые будут распространяться от имени христианства и пользоваться всеобщим невежеством до скончания века.
Когда глас Церкви умолкает, когда православные христиане не изучают богословие, мир буквально глохнет от рёва лжепророков. Да избавит нас Господь от невежества молитвами святого Иринея.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 сентября. О милосердии

Сегодня 5 сентября. Международный день благотворительности.
О милосердии — священник Александр Ермолин.
Священное Писание говорит нам о том, что Бог щедр и милостив. Именно так гласит книга Псалтирь: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив».
И давайте вспомним ещё один прекрасный пример из Священного Писания. Это пример милосердного самарянина: человек отправился в путешествие и увидел, что на обочине дороги лежит другой человек, которого избили разбойники и оставили умирать. Он не рассуждает, кто он, какая его национальность, зачем он сюда пошёл и так далее. Он просто отправляет его в гостиницу. Именно так говорит нам Священное Писание. Писание оплачивает все издержки и даже обещает, что, когда он вернётся, оплатит ещё больше, если будут какие-то дополнительные расходы. Вот пример настоящего, подлинного, живого милосердия.
И надо помнить ещё одни прекрасные слова о том, что потому люди узнают, что вы Мои ученики, если вы будете иметь любовь между собой. Именно любовь по отношению к людям, по отношению к другим людям, как раз является показателем нашей с вами христианской веры.
Поэтому нужно творить дела милосердия. И вот так вот люди увидят нашу веру и задумаются о том, что Бог щедр, долготерпелив и многомилостив.
Все выпуски программы Актуальная тема