Рим., 115 зач., XIV, 19-26.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Хотя пост для многих из нас в первую очередь ассоциируется с пищевой дисциплиной, ни для кого не секрет, что цели его с пищей напрямую не связаны. Более того, за последние годы бесчисленное множество раз самыми разными людьми говорилось и говорится, что пост не нужно путать с диетой. И всё же, соглашаясь со всеми этими словами в своём сознании, многие верующие внутренне переживают о вопросах, связанных с пищей, и не могут осмыслить свою меру поста так, чтобы на ней остановиться. Вопрос меры сложный, но отчасти ответ на него звучит в отрывке из 14-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 14.
19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.
24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,
25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,
26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.
Конечно, прямого ответа на вопрос, какая пища и в каком количестве необходима каждому из нас во время наступающего поста, мы в услышанном отрывке не найдём. Из обращения к контексту и внимательного чтения слов апостола Павла становится понятно, что хотя он и говорит о еде, упоминает он её не ради уточнения постной дисциплины, которую, к слову сказать, ни разу в своих посланиях не обсуждает... Апостол говорит о пище, объясняя ученикам, как им относиться к некоторым запретам из закона Моисеева. Как многие знают, в этом законе продукты были разделены на чистые и нечистые. Первые иудеям были разрешены, в то время как вторые строго запрещены. Проблем не возникало до тех пор, пока иудеи жили своим закрытым сообществом и исполняли нормы, воспринятые ими от предков. Первые христиане также были иудеями и для них в законе не было чего-то непривычного. Однако, когда к вере во Христа стали обращаться бывшие язычники, встал вопрос о богословском содержании запретов и они были осмысленны как временные и дисциплинарные. Многие христиане охотно восприняли новый подход, так как в этой новизне и уходе от ветхого формализма, видели подлинную христианскую свободу. Другие, по разным причинам, продолжали беспокоиться по поводу пищевых вопросов.
Если речь о ситуации, которая совершенно не связана с постом, стоит ли вообще искать ответ на поставленный вопрос в этом тексте, спросит кто-нибудь? На самом деле стоит. Конечно, пост не про еду, — говорят одни. Но и про еду тоже, — отвечают другие. Зачем весь этот формализм, говорят первые? Вы заботитесь не о свободе, но просто хотите потакать собственному чреву, говорят вторые. Спор времён апостола Павла содержательно о другом и имеет мало отношения к посту и постной дисциплине. Но, в то же время, он о том же самом: о том, как соотносятся формы религиозной жизни с религиозной же свободой. И здесь, с одной стороны, для него, как для свободного, очевидно, что дело не в форме, потому что характер пищи имеет второстепенное значение. С другой стороны, он считает необходимым снисходить к тем, кто не достиг его меры понимания и проявлять внимание к вещам формальным, потому что в этом внимании будет выражаться любовь к тем, для кого эти формальные вещи всё ещё важны. Впрочем, и мнительного человека, который всё время сомневается в правильности своего пути, апостол призывает в какой-то момент остановиться и довериться Богу, который смотрит не на форму исполнения, а на состояние сердца. Наконец, самое главное, что и тех, и других, апостол призывает меру строгости пищевой дисциплины определять взаимной пользой. То есть цель не столько в том, чтобы просто проявить благочестие или исполнить закон, а в том, чтобы позаботиться о благе ближнего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.