От одного современного миссионера услышал историю его прихода к Богу.
Случилось это, когда он был в девятом классе. Мальчику плохо давалась учеба в школе, и соседка, простая женщина, предложила совет, весьма необычный для советского времени. «Когда заходишь в школу, всегда шепчи про себя: „Христос Воскресе“» — сказала она. И что же? На следующий день он попробовал, и вдруг, неожиданно для себя, хорошо ответил по математике.
С тех пор он всегда произносил пасхальное приветствие, заходя в школу. Шепотом, для самого себя говорил: «Христос Воскресе». Учеба начала спориться.
Впоследствии мальчик поступил в элитарный, на то время, вуз, и получил прекрасное образование. Путь же ко Христу, так интересно начавшийся, он продолжил, и стал известным миссионером, приведя в Церковь множество людей.
Может показаться, что совет женщины был примитивным, каким-то магическим. Но сейчас речь совсем о другом. Много ли понадобилось знаний той соседке, чтоб сказать мальчику важную фразу в нужный момент? Много ли необходимо знать, чтоб в задушевном разговоре поведать другу или родственнику о своем духовном опыте, исповедовать Христа? Надо ли быть профессором богословия, чтобы делиться с другими тем, что любишь больше всего, пусть даже в самых простых выражениях?
Конечно, наша вера требует изучения, мы обязаны знать основы православия. Но для того, чтобы свидетельствовать о вере, бывает достаточно и малого: нескольких искренних слов, сказанных с любовью. Как бы малограмотны ни были мы в религии (что нужно признать проблемой и исправлять со временем), простейшего евангельского свидетельства Христос ждет от всех нас.
Богу угодно, чтобы люди приводили в Церковь людей.
Где-то в патериках я читал историю об одном старце святой жизни. Когда он служил Литургию, к нему слетались ангелы, старец видел их наяву. Но так сложилось в жизни этого старца, что его неправильно научили Символу веры, с какой-то еретической вставкой. Так он и служил. Однажды к нему пришел один монах, его друг. Услышав, как старец читает Символ веры, монах сказал ему: «отче, ты неправильно читаешь.» «Да? — удивился старец. — Но брат, на Литургии мне сослужат ангелы, и они не говорили мне ничего такого.» Монах ответил: «спроси у них об этом сам». И вот, старец служит Литургию, приходят ангелы. Старец спросил: «разве я неправильно читаю Символ веры?» — «Да, неправильно». — «Но почему вы сами мне об этом не сказали?» — «Потому что Богу угодно, чтобы люди исправляли людей».
Так сказали ангелы. А мы чуть-чуть перефразируем: Богу угодно, чтобы люди приводили в Церковь людей. Для того Христос и призвал апостолов, и повелел им и всей Церкви: «Идите, научите все народы».
Задача до сих пор остается актуальной.
Для того, чтобы испытать «великое может быть»...
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.